30 июля 2020
На протяжении последних 10 лет каталитические нейтрализаторы устанавливают на каждый выпускаемый автомобиль. Данные устройства отвечают за одну важную задачу – очистка отработанных газов и приведение их в соответствие требованиям экологических стандартов (в разных странах установлены различные нормативы). При воздействии специальных элементов токсичные вещества в автомобильных выхлопах преобразуются в совершенно безвредные компоненты (азот, вода, углекислый газ).
Это обеспечивается за счет догорания углеводородов, окиси углерода и окислов азота при воздействии высоких температур с участием кислорода. В этом процессе также участвуют каталитические вещества, которые представлены напылением драгоценных металлов (платины, палладия, родия). Благодаря таким химическим реакциям из выхлопной трубы автомобиля выходят абсолютно безвредные вещества, которые не загрязняют атмосферу и не оказывают негативных воздействий на организм человека.
Ценность внутренней «начинки» нейтрализаторов
Каталитические конвертеры, представленные на сайте autocatalystmarket.com/ru/ru, устанавливаются в выхлопную систему и размещаются под днищем автомобиля. Они представлены в виде металлического кожуха и термоизолированного блока с мелкими керамическими сотами. На поверхность этих ячеек тонким слоем наносятся драгоценные металлы. При высоких температурах от +300 °С и соблюдении пропорции топлива/кислорода ускоряется проведение окислительно-восстановительных реакций.
Внутренняя ячеистая структура имеет общую площадь в десятки тысяч м2, при этом драгметаллы составляют от 0. 05 до 0.8 % от массы самого устройства. Хотя вес сравнительно невелик, из-за высокой стоимости платины, палладия и родия неисправные катализаторы лучше не выбрасывать, а сдавать на разборку. Это позволит немного сэкономить на покупке нового нейтрализатора.
Как правило, ценность «начинки» автомобильных катализаторов зависит от ряда важных факторов:
Особенности извлечения катализаторов
Чтобы получить ценное сырье, соты нейтрализаторов обрабатывают механическим и химическим способом. Их измельчают и подвергают электролизу (или воздействиям активных средств). Для высвобождения родия и платины применяется процесс выщелачивания (на соты многократно воздействуют окисляющими смесями и промывками). Также может применяться пирометаллургическая методика (сотовую решетку дробят, нагревают до высокой температуры и периодически сливают примеси, получая гранулы драгметаллов). Для получения палладия используется гальванический метод и фторирование с расщеплением минеральными кислотами.
Как видите, процесс извлечения дорогостоящего сырья является довольно сложным, и выполнить его самостоятельно практически невозможно. Поэтому неисправные и изношенные нейтрализаторы лучше сдать в специализированные компании, которые занимаются их скупкой и обработкой.
Рекомендованные статьи
Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.
Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде.
Схема катализатора
Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.
Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.
Современные катализаторы трехкомпонентные.
Трехкомпонетные катализаторы
Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.
Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.
Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».
В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.
Соты каталитического нейтрализатора
Определить неисправность можно по нескольким признакам:
Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.
Катализатор в разборе
Оригинальный катализатор - довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.
При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.
Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!
Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:
Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.
Съём/Установка катализатора
Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.
Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.
Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.
Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.
Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.
Предупреждения на приборной панели
При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.
В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.
Распространяйте любовь
Смерть, налоги и кражи каталитических нейтрализаторов — три неизменные для владельцев автомобилей в Америке. Представьте себе что-то в десять раз более ценное, чем золото. Эти металлы в каталитических нейтрализаторах являются причиной роста краж.
Владение автомобилем — уникальный опыт для многих людей. В результате многие люди получают лицензию, чтобы идти куда угодно и когда угодно. Будут разные затраты на техническое обслуживание и страховые взносы, связанные с владением автомобилем. Есть и дополнительные мрачные минусы, о которых владельцы должны знать.
Кража автомобилей — это проблема. Однако некоторые будут воровать определенные компоненты. Каталитические нейтрализаторы, или устройства, снижающие токсичность выхлопных газов, являются одним из таких компонентов.
Как правило, основной причиной кражи каталитических нейтрализаторов является получение денежной выгоды.
Обычно платина (Pt), палладий (Pd) и родий (Rh) составляют каталитический компонент каталитического нейтрализатора (Rh). Помимо каталитических нейтрализаторов, все три металла платиновой группы (МПГ) встречаются крайне редко и имеют широкий спектр применения.
через GIPHY
Представьте себе что-то в десять раз более ценное, чем золото. Каталитический нейтрализатор содержит значительное количество этого вещества. Именно это делает их желанной мишенью для кражи. Эти ценные металлы способствуют химическим реакциям, которые превращают чрезвычайно опасные побочные продукты в гораздо менее опасные. Эти металлы вызывают значительный интерес из-за их эффективности в преобразовании вредных выбросов автомобильных двигателей.
Кажется сомнительным, что проблема кражи каталитических нейтрализаторов исчезнет в ближайшее время, пока все больше автопроизводителей не примут более безопасную конструкцию, которая может блокировать или предотвращать простое удаление каталитических нейтрализаторов.
Цены на эти металлы резко выросли с начала 21 века. Это одна из причин роста краж каталитических нейтрализаторов.
Средняя цена унции платины снизилась примерно с 530 долларов США в 2001 году до примерно 1100 долларов США в 2021 году после достижения пика в 1700 долларов США в 2011 году. Цены на палладий, наоборот, выросли со средней цены 600 долларов США за унцию в 2001 году до 2400 долларов США за унцию в 2021 году9.0003
Родий, однако, оказался наиболее неустойчивым. В среднем 1600 долларов за унцию в 2001 году цена выросла примерно до 18000 долларов в 2021 году. В том году это был максимум почти 26000 долларов.
Напротив, цена на золото выросла в шесть раз с 300 долларов за унцию в 2001 году до примерно 1800 долларов за унцию в 2021 году. увеличение стоимости лома конвертеров, поскольку металлы можно восстановить и перепродать.
Лабораторное и стоматологическое оборудование, электрические контакты и электроды, а также ювелирные изделия широко используют платину. Палладий является важным компонентом технологии топливных элементов.
Должны быть известны состав и пропорции используемых металлов. Это определит значение восстановления PGM в каталитическом нейтрализаторе. Еще 20 лет назад средняя концентрация и соотношение Pt и Rh были довольно стабильными, поэтому для оценки содержания драгоценного металла было достаточно простого взвешивания.
Напротив, цены на эти три элемента значительно изменились за последние два десятилетия из-за спроса, предложения и спекуляций.
Эти колебания, наряду с ужесточением норм загрязнения, напрямую повлияли на состав катализаторов, что существенно повлияло на спрос.
Ниже приведены основные типы каталитических нейтрализаторов:
Подробнее о лучших парковках в аэропортах , лучших парковочных местах в вашем городе0006 и качественные автомойки рядом с вами .
Кражи каталитических нейтрализаторов участились за последние несколько лет и не показывают признаков замедления, поскольку цены на содержащиеся в них драгоценные металлы продолжают стремительно расти. По данным Национального бюро по борьбе с преступностью в сфере страхования, количество краж каталитических нейтрализаторов увеличилось на 325 процентов с 2019 по 2020 год. Во многом это может быть связано с состоянием глобальных цепочек поставок и ценами на предыдущие металлы, которые позволяют каталитическому нейтрализатору функционировать.
Каталитические нейтрализаторы представляют собой устройства в форме глушителя, которые являются частью выхлопной системы и удаляют вредные загрязняющие вещества из выбросов двигателя. Внутренняя часть каталитического нейтрализатора содержит сотовую структуру, покрытую драгоценными металлами, и эти драгоценные металлы действуют как катализатор, разрушая эти вредные загрязняющие вещества и превращая их в менее вредные выбросы. (Вот видео, показывающее, как все это работает.) Двигатели выделяют вредные газы, такие как водород, окись углерода и окись азота, а каталитический процесс внутри каталитического нейтрализатора преобразует их в менее вредные вещества, такие как вода, двуокись углерода и азот. .
Современные каталитические нейтрализаторы обычно имеют две ступени: первая ступень представляет собой восстановительный катализатор, предназначенный для удаления оксида азота, а вторая ступень представляет собой катализатор окисления, удаляющий монооксид углерода и несгоревшие углеводороды. Эти ступени обычно поддерживаются цериевыми и керамическими сотовыми каталитическими структурами и покрыты теми дорогими драгоценными металлами, за которыми охотятся воры.
Три драгоценных металла, которые чаще всего содержатся внутри каталитического нейтрализатора, — это платина, родий и палладий. Во всех трех странах наблюдался всплеск цен по мере роста пандемии и замедления глобальных цепочек поставок. По данным kitco.com, спотовая цена родия снизилась с 2300 долларов за унцию в январе 2019 года.к декабрю 2020 года превысит 14 000 долларов за унцию, поэтому неудивительно, что NICB зафиксировал кражи в трехзначных числах. Рост цен на родий не прекратился в 2020 году, так как он достиг своего пика на уровне 27 000 долларов за унцию в апреле 2021 года и по-прежнему остается значительно выше уровня 2019 года с текущей ценой выше 11 000 долларов за унцию.
Рост цен на платину и палладий был не таким резким, но спотовые цены по-прежнему выше цен 2019 года, а цена на палладий примерно удвоилась с начала 2019 года.до конца 2020 года. Несмотря на то, что они в некоторой степени стабилизировались, палладий сегодня по-прежнему стоит более чем на 30 процентов по сравнению с тем, что было в начале 2019 года. Пандемия COVID-19 повлияла на предложение этих драгоценных металлов и экономическая ситуация вызвала общий рост цен на металлы, что привело к скачкам цен и увеличению стоимости бывших в употреблении каталитических нейтрализаторов, которые можно было разобрать для извлечения этих драгоценных металлов.
Согласно журналу Waste Advantage Magazine средний каталитический нейтрализатор содержит от трех до семи граммов платины, от двух до семи граммов палладия и от одного до двух граммов родия. По текущим ценам в июне 2022 года платина стоит около 30 долларов за грамм, палладий — около 60 долларов за грамм, а родий — около 440 долларов за грамм. Принимая во внимание эти цены, мы видим, что средний каталитический нейтрализатор может содержать от 9 долларов.Платина на сумму от 0 до 210 долларов, палладий на сумму от 120 до 420 долларов и родий на сумму от 440 до 880 долларов. Это оставляет средний каталитический нейтрализатор со средней стоимостью драгоценных металлов от нескольких сотен до более чем 1500 долларов в зависимости от модели.
Несмотря на то, что каталитический нейтрализатор может иметь драгоценные металлы, которые оцениваются в четыре цифры, эти цены не являются теми, что обычно видит вор. Они часто продаются переработчику, который затем разворачивается и продает их предприятию, которое может извлекать металлы. Вор, вероятно, увидит меньше половины этой суммы, но работа по-прежнему ценна, учитывая, что они могут получить более 500 долларов за определенные модели всего за несколько минут работы. Содержание и количество драгоценных металлов в некоторых каталитических нейтрализаторах хорошо известно, что часто приводит к тому, что определенные модели нацелены на более высокую скорость.
Мы часто слышим о Toyota Prius середины 2000-х годов, ставшей целью этих краж, и это не случайно. Они содержат один из самых драгоценных металлических катализаторов, известный как модель GD3. Ecotrade Group в настоящее время показывает эту модель как бестселлер и указывает рыночную цену на нее в настоящее время более 600 долларов. Единицы с аналогичным количеством этих драгоценных металлов можно найти в других транспортных средствах той эпохи, таких как Chevy Trailblazer, в котором используется каталитический нейтрализатор, который, по данным той же группы по переработке, может стоить более 400 долларов. Более высокие автомобили, такие как Trailblazer, часто более подвержены этому типу кражи просто с точки зрения удобства; вору не нужно поднимать их домкратом, и он может просто пролезть под них с помощью пилы на аккумуляторе, чтобы отрезать открытый каталитический нейтрализатор. Однако не все каталитические нейтрализаторы построены одинаково, поскольку мы видим, что цены на другие каталитические нейтрализаторы Chevrolet и Toyota той же эпохи значительно ниже 100 долларов, что, вероятно, означает известное количество драгоценных металлов для этих конкретных номеров моделей.