Картер двигателя — это главная неподвижная часть ДВС, на которой закреплен коленвал. В классической конструкции блок цилиндров является составной частью картера, располагаясь в его верхней части в рядных моторах, или по бокам в V-образных двигателях.
Картер — корпус ДВС, к которому крепятся и в котором работают все другие детали. Главная его функция — защита маслонасоса и кривошипно-шатунного механизма от механических повреждений и загрязнения. Он предотвращает утечку масла из системы смазки и выполняет функцию масляного резервуара.
Изделия изготавливаются из чугуна или алюминиевого сплава. Нижняя часть закрыта поддоном, отлитым из алюминия или сделанным из стали методом штамповки. Алюминиевый поддон улучшает охлаждение двигателя, однако отличается высокой ценой, меньшей прочностью и непригодностью к ремонту. Он оснащен сливной пробкой, через которую сливают отработанное масло.
Внутренние стенки агрегата имеют поперечные перегородки. Они увеличивают жесткость конструкции и служат опорой для коренных подшипников коленвала. Подшипники удерживаются крышками, прикрученными к картеру болтами или шпильками.
Также в картере закреплен первичный вал, вращающий маслонасос и трамблер.
Выступающие части коленвала в районе заднего и переднего подшипника уплотнены канавками особой конструкции и сальниками, предотвращающими утечку масла. Последние сделаны из маслостойкой резины в металлическом корпусе.
На приливах на внутренней поверхности картера крепится маслонасос, обеспечивающий смазкой вращающиеся части двигателя. Для защиты масляных каналов от стружки и грязи на маслозаборник устанавливается металлическая фильтрующая решетка. Она устанавливается на расстоянии от дна картера, чтобы осевшая грязь не всасывалась насосом. На дне или стенках некоторых моделей поддонов крепятся магниты, удаляющие из масла стальную стружку и металлические примеси.
Выхлопные газы, пары бензина и масла, прорываясь из камер сгорания, портят качество масла и могут выдавить сальники. Поэтому картер оборудуется системой вентиляции. она обеспечивает отвод газов и предотвращает расплескивание масла.
В обычном картере масло самотеком стекает по стенкам. В гоночных автомобилях и настоящих внедорожниках используется ДВС с «сухим картером». Такая конструкция предполагает, что масло не стекает в поддон, а откачивается в специальный резервуар. Маслоприемная емкость устанавливается рядом с двигателем или непосредственно снаружи на картере. Сухой картер позволяет предотвратить расплескивание и вспенивание масла при кренах и других динамических нагрузках на автомобиль. Благодаря ему обеспечивается смазка двигателя при прохождении крутых поворотов на большой скорости и преодолении крутых подъемов.
Поддон картера, расположенный вблизи поверхности земли, легко повредить при ударе предметами, лежащими на шоссе, или в результате контакта с неровностями на проселке и бездорожье. При этом масло вытечет из двигателя, смазка подшипников распредвала и коленвала прекратится. Если в таких условиях продолжить движение, подшипники скольжения износятся и заклинят. Чтобы предотвратить нежелательные последствия, под двигателем устанавливается защита картера. Она изготавливается из прочного металла или композитного материала.
Защита крепится к лонжеронам кузова и надежно защищает картер от камней, бордюров или лежачих полицейских. Некоторые модели защиты имеют отверстия для доступа к пробке для слива масла и лючки, через которые можно поменять масляный фильтр. Пластинчатая защита картера предотвращает доступ злоумышленников в подкапотное пространство, снижая вероятность угона автомобиля.
Любое транспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания, также оснащается картером двигателя. Это один из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания. Удивительно, но не каждый автолюбитель сможет объяснить, что это такое и для чего используется. Что такое картер, какие функции на него возложены и пойдет речь в нашей статье.
Содержание
Устройство было изобретено в 1889 году английским инженером Джоном Картером. Изобретатель разработал кузов для популярного в то время велосипеда Sunbeam, считавшегося первой в мире подставкой. Он должен был содержать масло, смазывающее цепь, защищая ее от внешних воздействий.
Спустя некоторое время картер стал широко применяться в автомобильной технике, которая стала стремительно развиваться. Теперь он присутствует почти во всех компонентах, в которых используется масло, и, конечно же, в двигателе.
Картер двигателя — один из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания.
Это тип бака, в котором находится моторное масло. В нижней части находятся балансир и коленчатый вал, нижний отсек масляного насоса и выше цилиндры, закрепленные болтами. Блоки разделены прокладкой.
На вертикальных сторонах картера есть специальные каналы, по которым масло свободно перетекает в поддон, где оно охлаждается и всасывается насосом. Чтобы мельчайшие частицы металла, образующиеся при износе кривошипно-шатунного механизма, не попадали в смазку, на стенке резервуара размещены магниты.
В некоторых моделях двигателей дополнительную защиту обеспечивает мелкая сетка из тончайшей нити, которая улавливает частицы более крупных фракций и предотвращает их осаждение на дно.
Выхлопные газы попадают в корпус, и пары масла концентрируются, что ухудшает качество смазки. Для вентиляции картера устанавливается небольшая трубка, соединенная с воздушным фильтром или с головкой блока цилиндров.
Вопрос о том, где находится картер, не совсем верный. Он находится там же, где и «двигатель», потому что относится к его компонентам. Картер — это, по сути, объем пространства между коленчатым валом и поддоном. Поскольку в нем находится резервуар для текущей нефти, оба элемента часто рассматриваются как единое целое. Но на самом деле чашка используется не только для накопления смазки, она считается лишь частью конструкции.
Картер выполняет следующие функции:
Для изготовления плинтуса в основном используется листовая сталь, алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь. В старых машинах тоже можно увидеть чугунный картер, но в наши дни это большая редкость: из-за значительного веса и хрупкости чугун проиграл конкуренцию современным материалам.
Некоторые европейские модели автомобилей имеют основу из высокопрочного термостойкого пластика. Но из-за дороговизны его использование очень ограничено. Для дополнительной прочности и устойчивости корпус иногда дополняют усилением.
Поддон картера также отлит из алюминия или изготовлен из листовой стали методом штамповки. Эта способность обеспечивает лучшее охлаждение двигателя. Существенные недостатки — слишком высокая цена, меньшая прочность и плохая ремонтопригодность.
В зависимости от типа двигателя картеры, устанавливаемые на автомобили, обычно делятся на две категории, которые выполняют разные функции. Исходя из этого, конструкции рассматриваются отдельно для:
Конструктивные характеристики картеров различных двигателей внутреннего сгорания обусловлены различием конструкции самих «двигателей».
В двухтактных двигателях внутреннего сгорания картер считается не просто кожухом, используемым для установки деталей и узлов двигателя. Это также относится к основным компонентам топливной системы автомобиля.
Здесь картер отвечает за подготовку и непрерывную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры. Так осуществляется качественное покрытие поверхностей всех движущихся элементов двигателя. В передней части находится картерная камера, которая участвует в процессе газораспределения.
Для обеспечения герметичности этой камеры и предотвращения попадания в нее смазки в левой части картера установлен сальник. С правой стороны — еще одна прокладка картера для предотвращения попадания наружного воздуха в блок.
В случае четырехтактных двигателей картер считается второстепенной деталью и скорее выполняет вспомогательную функцию. Как правило, он служит только для слива смазочного масла, это легко объяснить. Современные четырехтактные двигатели не требуют подачи масла в цилиндры.
Их выхлопные газы не такие дымные и имеют более светлый цвет. Кроме того, сами выбросы чище и наносят меньше вреда окружающей среде. Для очистки газов в таких «двигателях» предусмотрен катализатор, который установлен практически на всех выпускаемых сейчас моделях автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Независимо от того, насколько высок дорожный просвет автомобиля, препятствие, встречающееся на пути, может стать непреодолимым. Для предотвращения поломки, а с ней эвакуации и последующего капитального ремонта картер нуждается в защите.
Большинство легковых автомобилей и кроссоверов, в отличие от внедорожников, оснащены только защитой от брызг воды и грязи из-под колес. При ударе о большой камень эти пластиковые щитки не смогут защитить картер от повреждений. Поэтому такие автомобили оснащаются дополнительной жесткой металлической защитой.
Конечно, его также можно просверлить. Но, будучи закрепленным на электрическом подрамнике и усиленным ребрами жесткости, конструкция работает как лыжа, поднимая всю переднюю часть автомобиля. Это значительно снижает вероятность поломки двигателя.
Защитный кожух кожуха изготавливается путем формования стального листа толщиной 2-4 мм или алюминия двойной толщины. Вес алюминиевой защиты намного меньше, но стоимость ее намного выше.
Те, кто предпочитает переплачивать за высокие технологии, могут воспользоваться кевларовой защитой двигателя. Листовой металл легко разбирается для ремонта или осмотра двигателя, а благодаря имеющимся отверстиям и пазам гарантируется хорошая теплопередача и охлаждение.
Все вышесказанное относится к автомобилям, на которых установлен «мокрый» поддон. Он получил свое название от того, что масло из картера сливается самотеком по внутренним канавкам. Это наиболее распространенная схема смазки, применяемая на гражданском автомобильном транспорте.
Есть еще так называемый «сухой картер». Их отличие от обычной системы смазки в том, что внутри картера нет масла и оно помещено в отдельный бак.
Сухая смазка в основном используется в гоночных автомобилях, спортивных автомобилях и некоторых внедорожниках. Такое инженерное решение объясняется назначением машин. Когда при скоростном движении автомобиль входит в поворот, резко разгоняется или тормозит, поднимается на значительный холм, возникают высокие инерционные и динамические нагрузки.
В этом случае масло разбрызгивается по всему предполагаемому объему двигателя от края до края.
В таких ситуациях высока вероятность обнажения маслоприемника, а сама смазка, используемая в качестве моторного масла, пенится. Если это произойдет, двигатель может столкнуться с неприятной проблемой, такой как нехватка масла. Из-за этого также резко падает давление в системе.
В результате «двигатель» перегревается, выходит из строя и может потребоваться замена. Все «тяжеловесы», такие как Burmeister & Wain, DKRN, Sulzer и некоторые мотоциклы, также оснащены сухим картером. В последнем случае разместить в картере двигателя большой масляный поддон просто невозможно.
Несмотря на существующие конструктивные и функциональные отличия, картеры двигателя внутреннего сгорания автомобилей выполняют важнейшую функцию — обеспечивать надежную и качественную смазку движущихся частей. В противном случае невозможно избежать перегрева двигателя, который может вызвать неисправности и дорогостоящий ремонт или замену.
Настройки
Вернуться к поиску
Для чего нужен картер? Какие требования к картеру? Каково строение картера? Из какого материала это сделано? Узнайте в этом видео.
Картер является центральным компонентом двигателя. В нем находится весь кривошипно-шатунный механизм, включая поршни, цилиндры и шатуны. Аксессуары, трансмиссия/коробка передач и система управления двигателем с головкой блока цилиндров крепятся к картеру.
Из-за наличия масляных и охлаждающих каналов, необходимых для охлаждения и смазки, картер является наиболее сложной литой деталью двигателя внутреннего сгорания.
Литье без полостей может быть достигнуто только за счет использования сложной технологии литья и точного соблюдения времени заливки и охлаждения.
Наряду с качеством форм и (песчаных) стержней для внутренней формы состав литейного материала также имеет решающее значение для достижения отличных результатов.
Основные компоненты литейного материала:
91,2 – 97,3 % железа
2 – 4 % углерода
0,3 – 1,2 % марганца
0,1 – 0,6 % фосфора
0,3 – 3 % кремния
Высочайшая точность до мельчайших деталей
Современные картеры могут изготавливаться и тестироваться только с использованием систем САПР. Абсолютная точность размеров по всем поверхностям и блокам подшипников необходима для обеспечения требуемой функциональности и качества.
Структура и функция картера (3D-анимация)
причины и их предупреждение
Каковы наиболее частые причины поломки коленчатого вала? Как правильно установить коленчатый вал, чтобы не повредить его? Здесь вы можете узнать, как осуществляется установка пошагово...
Только для технического персонала. Все содержимое, включая изображения и диаграммы, может быть изменено. Для назначения и замены обратитесь к текущим каталогам или системам, основанным на TecAlliance.
Motorservice Group использует файлы cookie, сохраненные на вашем устройстве, для оптимизации и постоянного улучшения своих веб-сайтов, а также для статистических целей. Дополнительную информацию об использовании нами файлов cookie можно найти здесь, а также информацию о нашей публикации и уведомление о защите данных.
Нажав «ОК», вы подтверждаете, что приняли к сведению информацию о файлах cookie, заявлении о защите данных и деталях публикации. Вы также можете в любое время изменить настройки файлов cookie для этого веб-сайта.
Мы придаем большое значение прозрачной информации, касающейся всех аспектов защиты данных. Наш веб-сайт содержит подробную информацию о настройках, которые вы можете выбрать, и о том, какое влияние оказывают эти настройки. Вы можете изменить выбранные настройки в любое время. Независимо от того, какой выбор вы выберете, мы не будем делать никаких выводов о вас как о личности (за исключением случаев, когда вы явно указали свои данные). Для получения информации об удалении файлов cookie обратитесь к функции справки в вашем браузере. Вы можете узнать больше в заявлении о защите данных.
Файлы cookie, необходимые для системы, обеспечивают правильную работу веб-сайта. Без этих файлов cookie могут возникнуть сбои или сообщения об ошибках.
Эти файлы cookie упрощают использование веб-сайта и сохраняют настройки, например, чтобы вам не приходилось повторять их каждый раз, когда вы посещаете сайт.
Конечно, мы всегда будем соблюдать настройку «не отслеживать» (DNT) в вашем браузере. В этом случае файлы cookie для отслеживания не устанавливаются и функции отслеживания не загружаются.
|