Содержание:
Показать
Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.
На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.
Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.
При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.
Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!
HPF и LPF (полезная статья —(АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика)Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.
Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.
Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.
Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:
Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.
Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.
Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»
Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.
X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.
Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.
Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.
Читать еще:
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
|
« Вернуться на главную страницу поддержки
Создано: 17 июля 2018 г. | Обновлено: 24 августа 2018 г.
Экран фильтра нижних частот позволяет настроить частоту нижних частот для левого и правого входов (RCA или уровень динамика). Этот параметр не применяется к входам LFE (RCA или XLR), вместо этого оставляя задачу управления басами вашему аудио/видео процессору. 9№ 0003
Сабвуферы Dynamo обеспечивают исключительную производительность как в 2-канальных (Left In/Right In), так и в многоканальных (LFE In) системах домашнего кинотеатра. Dynamo 800X, 1100X и 1600X предлагают возможность подключения как Left In/Right In, так и LFE In, что позволяет вам достичь оптимальной настройки для 2-канального прослушивания, сохраняя при этом возможность прослушивания в многоканальном (кино) режиме. При прослушивании исходного стереофонического материала система обеспечивает оптимальную интеграцию музыки с сабвуфером, играющим ниже самой низкой частоты отклика переднего динамика. Во время просмотра фильма дорожка LFE и бас из окружения могут подаваться на сабвуфер с использованием настроек кроссовера (низкочастотных) из системы управления басами процессора.
Как правило, низкочастотный фильтр должен быть установлен на значение, приблизительно равное (или ниже) 70% самой низкой частотной характеристики основного динамика. Например, частотная характеристика вашего динамика снижается до 43 Гц. 70% от 43 Гц равно 30,1, поэтому вы должны установить фильтр нижних частот сабвуфера на 30 Гц. Мы рекомендуем после того, как вы попробуете рекомендуемую настройку с использованием приведенной выше формулы, попробовать и окружающие настройки. Если вы не уверены в низкочастотной характеристике основного динамика, начните с настройки 35 Гц. Вы ничему не навредите, экспериментируя с разными настройками.
Помните, что эта настройка применяется только к левым/правым входам. Эта настройка не используется, если ваш сабвуфер подключен только через вход LFE. Однако, если вы используете беспроводную систему SWT-X для подключения канала LFE или используете Dynamo 600X в качестве канала LFE (подключенного через правый вход/вход LFE), вам необходимо установить фильтр нижних частот на обход.
Обход: Выберите эту опцию, если вы планируете использовать управление басами ресивера/процессора для установки фильтра нижних частот.
Третий порядок: Если вы используете левый/правый входы сабвуфера, выберите эту опцию, чтобы использовать кроссовер третьего порядка для регулировки характеристик спада верхних частот вашего сабвуфера по мере их приближения к настройке частоты фильтра нижних частот. Фильтр третьего порядка имеет наклон 18 дБ на октаву — более медленный спад, чем у фильтра четвертого порядка. Для большинства приложений идеально подходит кроссовер третьего порядка.
Четвертый порядок: Если вы используете левый/правый входы сабвуфера, выберите эту опцию, чтобы использовать кроссовер четвертого порядка для регулировки характеристик спада верхних частот вашего сабвуфера по мере их приближения к настройке частоты фильтра нижних частот. Фильтр четвертого порядка имеет наклон 24 дБ на октаву — более быстрый спад, чем у фильтра третьего порядка.
Аудиотехника | Как | Советы -
Предположение, что кроссовер действует как кирпичная стена, является распространенной ошибкой, которую допускают люди при настройке кроссоверов. Это также ошибка, из-за которой очень сложно интегрировать динамики и сабвуферы. Если вы используете настройку LFE вашего ресивера, то догадки о настройках наклона в значительной степени позаботятся о вас, но когда вы настраиваете фильтры HPF и LPF самостоятельно, вам нужно знать о наклоне.
Фильтр высоких частот (HPF) представляет собой сеть перекрестных фильтров, которая пропускает частоты выше уставки на драйвер. Если вы установите HPF на 80 Гц, теоретически все частоты выше 80 Гц передаются драйверу, а все частоты ниже 80 Гц ослабляются или не передаются драйверу. В реальности немного не так.
Фильтр нижних частот (ФНЧ) представляет собой сеть кроссоверных фильтров, которая пропускает частоты ниже заданного значения на драйвер. Если вы установите LPF на 80 Гц, теоретически все частоты ниже 80 Гц отправляются на драйвер, в то время как все частоты выше 80 Гц ослабляются или не передаются на драйвер. Опять же, на самом деле все немного иначе.
Кроссоверные фильтры не являются кирпичными стенами — они не просто останавливают все частоты и пропускают все частоты точно в заданном значении. Наклон кроссовера является ключом к правильной настройке фильтров HPF и LPF.
Кроссоверы работают на склоне, который начинается с настройки кроссовера и медленно идет вниз или вверх оттуда (вниз для HPF и вверх для LPF). Например, в фильтре низких частот на выходе будут присутствовать частоты выше заданного значения, вопрос заключается в том, «сколько». Точно «сколько» определяется наклоном.
Наклон говорит нам, как долго (по частоте) фильтр выключает все частоты до такой степени, что мы их не слышим. Наклон кроссовера (иногда называемый «спадом») определяет скорость увеличения или уменьшения сигнала. Это делается путем определения степени затухания на октаву. (Октава — это удвоение или уменьшение частоты вдвое: одна октава ниже 80 Гц — это 40 Гц, одна октава выше 80 Гц — это 160 Гц).
Крутизна кроссовера -6, -12, -24 дБ или другое значение?
Крутизна -24 дБ довольно распространена в Hi-Fi системах, поэтому мы будем использовать ее в качестве примера. Крутизна -24 дБ означает, что на каждую октаву, которую вы отдаляете от установленной частоты, сигнал будет ослабляться на -24 дБ. Если вы установите кроссовер HPF на 80 Гц, это означает, что при частоте 40 Гц (на одну октаву ниже 80 Гц) громкость сигнала на -24 дБ ниже, чем при установленной точке. Это также означает, что на полоктавы ниже заданного значения (в данном примере 60 Гц) затухание составляет всего -12 дБ. На частоте 70 Гц затухание составляет всего -6 дБ. Именно здесь необходимость установки HPF и LPF в дополнительных точках становится критической.
Заданные частоты HPF и LPF должны дополнять друг друга, в противном случае между двумя фильтрами возникнет разрушительная конкуренция, а важная музыкальная информация окажется посередине. Вы либо получите слишком много, либо слишком мало частот между заданными значениями, что может сделать интеграцию сабвуфера/динамика практически невозможной.
Например, мы будем использовать LS50 Wireless II и одиночный сабвуфер KF92 и рассмотрим рекомендуемые настройки приложения KEF Connect в приложении KEF Connect. Наши инженеры определили, что лучшая отправная точка при сопряжении LS50 Wireless II с KF92, установить HPF на 70 Гц, а LPF на 50 Гц. Этот параметр позволяет наклонам дополнять друг друга, чтобы частоты между двумя заданными значениями правильно передавались соответствующим драйверам.
Если для фильтра HPF установлено значение 70 Гц, все частоты выше 70 Гц отправляются на LS50 Wireless II с затуханием 0 дБ (полная мощность). На частоте 35 Гц (на одну октаву ниже) затухание составляет -24 дБ, что практически полностью затухает. На полоктавы ниже заданного значения (около 56 Гц) затухание составляет -12 дБ, что довольно мало, но, возможно, все еще слышно.
Настройка LPF на 50 Гц является наилучшей дополнительной настройкой. Эта настройка означает, что все частоты ниже 50 Гц отправляются на сабвуфер, а частоты 100 Гц (на одну октаву выше) полностью ослабляются. На полоктавы выше (75 Гц) затухание составляет примерно -12 дБ.
Вместе взятые, каждый драйвер воспроизводит частоты между заданными значениями, но на ослабленном уровне, который позволяет драйверам работать вместе для создания надлежащей громкости на частотах между заданными значениями.
Важно отметить, что эти настройки являются лишь рекомендуемыми отправными точками. Наши лаборатории и испытательные комнаты реагируют на басы иначе, чем ваша комната для прослушивания — невозможно задать общие настройки для любого аудиооборудования! Ваша комната, уши, вкусы и оборудование будут отличаться от наших инженеров или того полезного члена вашей онлайн-аудиогруппы. Вам нужно поэкспериментировать с тем, что звучит лучше всего, пока вы не настроите себя.