Фото: Scania.
С середины ноября 2015 года в России начали взимать плату за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам. На первый взгляд все просто и логично: машины-большегрузы разбивают дороги, за что им заставили заплатить. Портал «АвтоВзгляд» разобрался в плюсах и минусах этой практики.
Алексей Кованов
В том, чтобы грузовики платят за проезд по дорогам, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно. Скажем, в Германии за каждый километр пробега платят большегрузы массой свыше 7,5 тонны. Ставка зависит от массы машины, экологического класса и количества осей. Внести плату можно вручную или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает определенную сумму со счета.
Так что вводя систему «Платон», Россия пошла по европейскому пути. Правда, с названием механизма наши креативщики промахнулись: «Платон» они расшифровали как «плати за тонну», хотя раскошелиться предлагается за километр пробега. «Башлять» нужно всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн за исключением автобусов, военной техники и авто спецслужб.
Фото: Росавтодор.
Изначально правительством была озвучена ставка в 3,73 рубля за один километр, но ее вводить не стали. Вообще, с тарифами получилось достаточно путано: сейчас километр пробега для двенадцатитонников стоит 2,20 рубля. Правда, такая тарификация будет действовать до конца января 2021 года, а потом, видимо, дальнобойщиков будут ждать новые цены за проезд по федеральным трассам.
К слову, самих федеральных трасс становится все больше и больше. В этом году по плану более 4600 км региональных дорог получат статус федеральных. Годом ранее процедуру смены собственника пережили 2700 км автодорог. Дальше — больше. Согласно данным Росавтодора, в 2021 году планируется принять в федеральную собственность 3105 км магистралей, а в 2022 году — еще 1821 км.
Чтобы грузовики оплачивали проезд, над дорогами появились специальные рамки. Камера на ней фиксирует номера проезжающего мимо грузовика и, если в базе данных «Платона» этого номера нет, значит, машина пытается проехать бесплатно, и ей надо выписать штраф. Кроме того, по дорогам передвигаются мобильные патрули, также фильтрующие поток большегрузов на предмет неоплаты проезда.
Фото: Платон.
Естественно, дальнобойщики, поставщики продовольственных товаров и другие заинтересованные люди поначалу приняли нововведение в штыки. В начале 2016 года замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов поспешил успокоить владельцев большегрузов. Во-первых, по его словам, чуть более 8% продукции перевозятся машинами массой более 12 тонн. Поэтому на цене молока или колбасы введение «Платона» вроде бы не должно отразиться…
Остальные парировали: корова живет на ферме, туда для этой самой коровы нужно завести сено, для коровника — стройматериалы, для обогрева — топливо. Одним словом, цена пакета молока складывается из множества составляющих!
Более того, получается, что наши дальнобойщики платят за проезд трижды. Первый раз — в рамках ежегодного транспортного налога, второй — покупая топлива, в стоимость которого включены соответствующие акцизы. Более того, недавно появился слух, будто операторам «Платона» так понравилась их работа, что они решили перенести ее… на легковушки. Однако сервис информацию опроверг.
Фото: Росавтодор.
Вообще, введение «Платона» прошло по классической схеме принятия неизбежного. От отрицания и гнева (давайте вспомним громкие протесты дальнобойщиков) через торг (тариф 3,73 ₽ до сих пор не введен) к депрессии и принятию. И если вначале водители грузовиков делились друг с другом, как можно обхитрить систему — а это вполне реализуемо, то сейчас большая часть перевозчиков безропотно платит, опасаясь высоких штрафов.
Разумеется, все их затраты в финальном счете легли на потребителя конечной продукции. Хотя они, благодаря «Платону», постепенно становятся меньше. Как так? Все просто. Деньги за проезд большегрузов попадают в дорожный офнд, а оттуда — направляются на ремонт дорог. А как известно, на хорошей дороге и машина живет дольше, и топлива расходуется меньше. Так что «Платон» — скорее благо… Во всяком случае, в Европе, где такие системы работают давно, считают так же.
К чему быть готовым водителям, вполне понятно. Тактика водителей «буду избегать федеральных магистралей» со временем перестанет работать: все больший процент региональных дорог переходит в федеральную собственность. Кроме того, власти со временем обязательно введут тариф 3,73 рубля за каждый километр пробега. Вопрос только во времени. А еще можно спрогнозировать расширение системы: возможно, «Платон» начнет действовать на более легкие грузовики.
Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес
7577
Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес
7577
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
дорога, большегрузы, грузовики
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, TASS
Подпись к фото,Оператор "Платона" вошел во вкус и хотел бы еще плотнее контролировать грузовой транспорт и пассажирские перевозки
"РТ-Инвест Транспортные Системы", компания сына друга Путина, убеждает правительство сделать ее крупнейшим игроком на рынке мониторинга перемещений грузовиков и автобусов.
Компания предлагает устанавливать всем водителям специальное устройство на базе "Платона", которое будет отслеживать данные о перемещении и состоянии здоровья водителей.
2018 год, лето. Груженую белую фуру кидает из стороны в сторону на трассе М5 "Урал" в районе Тольятти. Она несется на большой скорости и кажется совершенно неуправляемой.
В радиоэфире, которым пользуются дальнобойщики, стоял крик вперемежку с матом, вспоминает в разговоре с Русской службой Би-би-си водитель большегруза Владимир Авференок. В тот день он двигался в Москву из Новосибирска и как раз проезжал Тольятти.
"Его кидало то к обочине, то ко встречке. Было понятно, что водителю либо стало плохо, либо он засыпает", - говорит Владимир.
Владимир и водитель еще одной фуры взяли неуправляемый грузовик "в коробочку", страхуя его сбоку и сзади.
"Мы сигналили ему в гудок и орали в рацию: дружище, давай уже! Очнись! Тормози! И разбудили. Он очнулся, посмотрел в окно и сказал: мужики, извините! Засыпаю".
Засыпавший водитель ушел на стоянку, и никто не пострадал. Но такое происходит регулярно, и не все случаи заканчиваются благополучно, говорит Авференок.
Российские власти уже много лет пытаются создать эффективную систему контроля за перемещением и режимом труда и отдыха водителей, однако до сих пор следить за этим мешают условия труда и отсутствие инфраструктуры, говорит водитель.
"Конечно, каждому охота работать с соблюдением режима труда и отдыха - так безопаснее и здоровье не будешь гробить. Но какую зарплату ты тогда получишь в конце месяца?" - так рассуждает большинство дальнобойщиков, говорит Владимир.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Чтобы лучше контролировать безопасность перемещения грузовиков с опасным грузом и пассажирских автобусов в прошлом году правительство обязало их владельцев устанавливать систему "Глонасс" - она должна была передавать в Ространснадзор сведения о транспортном средстве, его владельце и его передвижениях.
Но эта система так и не заработала, утверждал на совещании в минтрансе 15 ноября 2018 года замгендиректора РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) Андрей Матюхин. Би-би-си ознакомилась с копией протокола совещания, его подлинность подтвердил близкий к министерству собеседник, не уполномоченный давать комментарии для СМИ.
К концу ноября 2018 года системой оснастили только 300 тысяч автобусов из более чем 900 тысяч. В итоге в РТИТС предложили использовать собственную систему контроля за передвижением автобусов и грузовиков на основе системы "Платон", оператором которой компания является. Концепцию представители РТИТС представили на том же совещании в минтрансе. Ее подлинность подтвердили два близких к министерству транспорта человека.
Речь идет о "перспективном унифицированном бортовом устройстве", которое подключается к спутниковой навигации и собирает данные для "Платона". К нему же можно подключить датчики, собирающие информацию о пассажиропотоке, проданных билетах и произведенных расчетах, а также о возможных превышениях скорости и чрезмерной усталости водителя (тахограф).
Предполагается, что все эти данные будут собираться в системе онлайн-мониторинга. В итоге РТИТС как оператор сможет отслеживать перемещение всего грузового транспорта и пассажирских автобусов в режиме реального времени. А Ространснадзор, который тоже получит доступ к этим данным, сможет контролировать режим труда и отдыха водителей и штрафовать за нарушения, говорит источник Би-би-си.
Еще до начала работы "Платона" профсоюзы дальнобойщиков организовали акции протеста и забастовки. Под давлением дальнобойщиков минтранс замораживал штрафы для нарушителей, пока в Кодексе об административных нарушениях они не были заметно снижены.
РТИТС является оператором "Платона" на основе концессионного соглашения с "Росавтодором".
Интеграция с "Платоном" может позволить государству создать единую платформу мониторинга пассажирских автобусов, сообщил Би-би-си представитель РТИТС.
Этот проект компания уже представила на выставке "Транспорт России" в ноябре 2018 года, а саму систему опробовали во время ЧМ-2018 года. Тогда бортовыми устройствами были оснащены 1500 иностранных автобусов с болельщиками. "Нажатием одной кнопки водитель мог передавать сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение автобусов", - говорится в комментарии представителя компании.
Сейчас на всех большегрузах устанавливаются "Эра-Глонасс", оповещающая в автоматическом режиме экстренные службы в случае ДТП, передатчик "Платона" и тахограф, который частично позволяет контролировать состояние водителей и соблюдение режима труда и отдыха. Но получить информацию с тахографа и проверить режим труда и отдыха водителя можно только на стационарном посту ДПС, говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Собрать такие данные сложно, утверждает собеседник, близкий к минтрансу, еще и потому, что сами перевозчики не хотят делиться информацией.
В презентации РТИТС утверждается, что разработанное ими бортовое устройство более эффективно, чем существующая система контроля. С его помощью можно получать фактические данные о маршрутах 1,2 млн транспортных средств, а центры обработки данных позволяют хранить и обрабатывать получаемую информацию. Кроме того, система "Платон" уже интегрирована с ФНС, ФТС и МВД, а по всей стране уже работают 138 центров обслуживания, перечисляются достоинства системы в комментарии РТИТС для Би-би-си.
Но не исключено, что и сама компания РТИТС может иметь выгоду от включения в проект. Компания предложила разрешить использовать полученные данные "для целей осуществления иной, в том числе коммерческой деятельности". По сути это должно работать так: в едином центре будут аккумулироваться данные о перемещении всех грузовиков и автобусов, а оператор этих данных сможет предоставлять информацию перевозчикам.
"Частная компания не может обязать всю Россию что-то делать: закупать передатчик, платить за обслуживание, заставить предоставлять эту информацию. А государство может заставить это делать, введя обязательный регламент. Создается огромный монополист сродни Uber и Yandex, который будет иметь возможность обрабатывать такой массив данных. А дальше, научившись это делать, сможет продавать эту услугу и начнет на этом зарабатывать", - объясняет источник Би-би-си.
Автор фото, POCHUEV MIKHAIL/TASS
Подпись к фото,РТИТС уже тестирует систему весогабаритного контроля
Чтобы реализовать этот проект, компании придется заручиться поддержкой государства, говорит источник Би-би-си, близкий к разработчикам проекта и не уполномоченный комментировать это в СМИ.
Глава минтранса Евгений Дитрих по итогам совещания 15 ноября поручил чиновникам представить новую концепцию повышения безопасности пассажирских и грузовых перевозок и учесть в ней практику системы взимания платы "Платон".
Новую концепцию должны были подготовить и представить до конца прошлого года - однако сделано ли это было, неизвестно. Пресс-служба минтранса не ответила на запрос Би-би-си.
Однако судя по некоторым документам, чиновники уже идут по заданному РТИТС направлению. Так, компания указывала, что для реализации ее предложения надо было отменить постановление правительства от 13 февраля 2018 года - в конце декабря действие этого документа было приостановлено.
Кроме того, правительство уже опубликовало для обсуждения проект внесения изменений в ФЗ "О навигационной деятельности" - там определяется, что такое информация о навигации, и установлен порядок передачи ее в государственные органы.
ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" на 23,5% принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга. 19% принадлежит гендиректору основного акционера компании АО "РТ-Инвест" Андрею Шипелову напрямую, еще 7,5% - генеральному директору компании Антону Замкову. Другие 50% принадлежит компании "РТ-Инвест", где 25% принадлежат госкорпорации "Ростех", остальное контролирует Шипелов через компанию "Царицын Капитал".
В январе 2015 года в России заработала система взимания платы с большегрузного транспорта за проезд по дорогам "Платон". Цель сборов - поддержание в хорошем состоянии федеральных трасс, поскольку грузовики наносят ущерб дорожному покрытию. Оператором стала РТИТС.
РТИТС также вызвалась поучаствовать в реализации еще одной инициативы - создании общероссийской системы автоматического весогабаритного контроля. Сейчас она действует в тестовом режиме - на федеральных трассах создано 27 контрольных пунктов. К 2024 году число пунктов должно достичь 387-ми. Создание системы может обойтись государству в более чем 121 млрд рублей, писали "Ведомости".
После утверждения новых правил водителям нужно будет оплачивать установку "перспективного унифицированного бортового устройства" и саму услугу по мониторингу транспортного средства, утверждает знакомый с разработкой проекта источник Би-би-си.
Представитель РТИТС утверждает, что компания не участвует в разработке нормативно-правовых актов по указанным вопросам и не обладает соответствующей информацией. Минтранс не ответил и на вопрос об оплате.
Запуск этой системы позволит Ространснадзору выписывать штрафы водителям за нарушение режима труда и отдыха в онлайн режиме, считает лидер петербургского отделения Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин.
"Тахографы пишут движение, на любом посту можно распечатать и проверить карту памяти. В случае нарушения выписать штраф и заставить водителя отдыхать", - говорит Бажутин. Он считает, что переводить контроль в онлайн-режим не нужно.
По его словам, в России, особенно в Сибири, ввиду нехватки инфраструктуры не везде можно двигаться с соблюдением режима труда и отдыха.
"Например, где-нибудь под Уссурийском я бы не рискнул останавливаться на трассе на ночевку. Я даже не тигров боялся бы, сколько людей", - отметил лидер ОПР.
Бажутин считает, что, в случае принятия такого решения, РТИТС сможет "полностью отследить всю логистику, все трафики передвижения и, возможно, под это сделать какие-то логистические компании, что приведет к монополизации всей отрасли".
Председатель национальной ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин согласен, что вместо нескольких устройств, которые сейчас устанавливают водители ("Платон", "Эра-Глонасс", тахометр), необходимо создать одно, где все функции будут интегрированы. Однако он оговаривается, что не на всей территории России есть необходимая инфраструктура и необходимое количество стоянок.
В Обществе защиты прав потребителей "Общественный контроль" считают, что принятие изменений ФЗ "О навигации" и передача всей логистической информации через систему "Платон" приведет к повышению неналоговых платежей и будет дополнительной финансовой нагрузкой для участников рынка грузовых и пассажирских перевозок. "Это затронет деятельность всех торговых сетей в стране, таких компаний как X6 Retail Group, "Магнит", "Лента" и др.", что существенно ухудшит инвестклимат и повысит инфляцию, говорится в обращении ОЗПП "Общественный контроль" в ФАС.
27 марта российские дальнобойщики объявили бессрочную общероссийскую забастовку против системы взимания платы за проезд «Платон». Система была создана в ноябре 2015 года для сбора дополнительного налога на грузовые тягачи с прицепом. Дальнобойщики считают, что дорожный сбор представляет собой тройное налогообложение, так как он был добавлен к существующему транспортному налогу и топливному акцизу. Еще одна причина негодования водителей заключается в том, что налог будет собирать компания, принадлежащая сыну российского олигарха Аркадию Ротенбергу, одному из давних соратников президента Путина. По сути, они видят, что это частная система взимания платы.
Забастовка — вторая общероссийская акция дальнобойщиков против Платона. Первая волна протестов прокатилась по России в конце 2015 года, выведя на улицы тысячи дальнобойщиков в 43 регионах. Самые драматичные протесты произошли в декабре того же года, когда сотни грузовиков въехали в Москву медленно движущимися караванами, угрожая перекрыть жизненно важную МКАД. Протесты в основном утихли в январе, хотя несколько лагерей протеста оставались на месте до весны 2016 года. максимальный тариф и значительно снизили штрафы за несоблюдение.
Отсрочка повышения тарифов, вступившая в силу в марте 2017 года, спровоцировала эскалацию протестов против Платона. По данным Ассоциации перевозчиков России (ОПР), более полумиллиона дальнобойщиков уже бастуют, крупные протесты проходят в Дагестане, где почти 100% дальнобойщиков отказываются садиться за руль. Несмотря на внушительный масштаб протеста, начало забастовки осталось практически незамеченным общественностью и политологами, вероятно, из-за того, что внимание было отвлечено на антикоррупционные действия Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и арест его главы и оппозиционного политика Алексея Навального, произошедшего за день до забастовки, и апрельского теракта в петербургском метро. Тем не менее, новая забастовка дальнобойщиков заслуживает более пристального внимания, поскольку она отражает важные тенденции экономического протеста в России.
Что нового в новой забастовке дальнобойщиков?
В то время как основная цель протеста остается прежней — полная отмена налога Платона, новая забастовка сопровождается политическими требованиями, такими как призывы к отставке российского правительства, наряду с выражением недоверия президент. Обращение к президенту Путину как к единственному гаранту экономической стабильности и последнему средству правосудия было типичным для российских протестов последних нескольких лет. Однако политический настрой населения изменился, причем поразительно быстро: менее чем за год водители сменили лозунг «Президент, помогите», который доминировал на прошлогодних протестах, на лозунги, выражающие недоверие к президенту.
Так же быстро водители перешли от призыва к увольнению министра транспорта — самого радикального требования прошлогодних протестов — к требованию отставки всего правительства. Характер аргументации также резко изменился: акцент сместился с обвинения министров в профессиональной некомпетентности на обвинение руководства страны в коррупции. Как выразился один из региональных руководителей ОПР, не грузовики, а яхты портят дороги России.
Политизация растет, поскольку правительство и официальные СМИ продолжают игнорировать протест. Если в начале забастовки организаторы «закамуфлировали» политические призывы экономическими требованиями и почти не упоминали о них, то во время демонстраций 1 мая в Москве и Санкт-Петербурге на плакатах и лозунгах доминировали политические требования, уступающие лишь полной отмене Платона. , тем самым отодвинув экономические требования в конец списка.
Продолжая дистанцироваться от политики, бастующие дальнобойщики открыто обвиняют правящую партию «Единая Россия» и ее председателя Дмитрия Медведева в том, что они несут ответственность за экономические проблемы, с которыми они сталкиваются, и в невыполнении предвыборных обещаний. Однако, как и в 2016 году, протестующие также отказываются сотрудничать с какими-либо оппозиционными партиями, опасаясь быть использованными политиками. Не спешат они и сотрудничать с профсоюзами, как официальными, так и альтернативными, опасаясь потерять свою организационную самостоятельность.
Новый протест лучше организован, чем прошлогодний, потому что его координирует OPR. Массовая организация, спонтанно возникшая на волне прошлогодних протестов, официально зарегистрировалась за неделю до начала новой забастовки. Основная стратегия протеста была изменена с явных радикальных акций протеста на долгосрочное ненасильственное сопротивление, тихий отказ водителей грузовиков перевозить грузы, если правительство не выполнит их требований. Этот тупик, как ожидается, нанесет значительный экономический ущерб и уже привел к нехватке скоропортящихся продуктов в некоторых регионах. Отсутствие радикальных действий, таких как блокирование дорог или автоколонны, ползущие в сторону Москвы и блокирующие движение транспорта, которые привлекли значительное внимание во время предыдущих акций протеста, вероятно, является еще одной причиной низкого интереса со стороны СМИ и населения к новым событиям. ударять.
Политизация экономического протеста: плюсы и минусы
Главное, что наблюдатели могут извлечь из протестов водителей грузовиков, это то, что мы наблюдаем политизацию экономических протестов, подогреваемую неспособностью или нежеланием российского правительства удовлетворить требования протестующих. Платон — лишь верхушка айсберга: в грузовом транспорте и в экономике в целом накопилось много проблем, которые невозможно решить, не ущемляя интересы российских олигархов. В целом протест новых водителей-дальнобойщиков еще раз доказывает, что Россия не сможет решить свои нарастающие экономические проблемы без кардинальных изменений в политической системе. Стратегия игнорирования ситуации и утаивания информации, которую проводит российское правительство вместо борьбы с масштабными экономическими протестами, как ожидается, будет способствовать их дальнейшей политизации.
Однако пока что политизация экономических протестов связана скорее с использованием политических угроз для получения рычагов воздействия, чем с требованием политических перемен. (В этом сродни угрозе дальнобойщиков применить свои ломы против Ротенбергов, если их «поставят к стенке».) Несмотря на жесткие политические требования и антикоррупционную риторику, забастовка дальнобойщиков по-прежнему в основном направлена на перемены в налоговой системе, а не в политической системе. Даже открыто выраженное недоверие к президенту, знаменующее существенный качественный сдвиг в отношении к дальнобойщикам, является скорее предостережением Путину, чем истинным его осуждением. Однако протест знаменует собой эволюцию экономических настроений протестующих в сторону большей политизации и размывания социального контракта между гражданами и властью. Если правительство не найдет адекватного ответа, следует ожидать, что эти тенденции сохранятся.
Мнения, высказанные здесь, принадлежат исключительно автору.
15 ноября 2015 года была установлена система взимания платы «Платон» с грузовых автомобилей массой более 12 тонн, следующих по федеральным трассам России. Собранные через систему средства поступают в федеральный бюджет, а в дальнейшем направляются на восстановление дорог и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
В системе «Платон» оплата принимается ТОЛЬКО за бесплатные участки федеральных трасс. Если маршрут проходит по платным участкам федеральной трассы, региональных дорог и проселочных дорог, система не учитывает эти участки при расчете оплаты. В этих случаях вы должны оплатить проезд, используя другую форму оплаты (наличными, банковской картой или дебетованием вашего личного счета после записи вашей транзакции с вашим транспондером).
Перед поездкой перевозчик регистрируется в системе «Платон»: затем выдается маршрутная карта или бесплатное бортовое устройство. При оформлении маршрутной карты на сайте вам необходимо будет указать начальный и планируемый конечный пункт поездки, возможные промежуточные пункты (где применимо), число, месяц, год и время отправления, государственный номер транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства. . В случае бортового устройства вам необходимо будет предоставить техпаспорт (оригинал или копию) для перевозки.
Платон работает как система постоплаты. Однако перевозчик должен внести средства на счет заранее, до поездки. Для этого можно воспользоваться сайтом системы или терминалами самообслуживания Платон и Qiwi. В качестве альтернативы вы можете воспользоваться Центром информационной поддержки пользователей.
Все грузовые автомобили, максимально допустимая масса которых превышает 12 тонн, в обязательном порядке оснащаются системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных GSM/GPRS. При получении сигнала от бортового устройства система автоматически рассчитывает стоимость и выводит средства.
Обратите внимание! Каждое бортовое устройство привязано к конкретному транспортному средству и не может использоваться на любом другом транспортном средстве.
Оборудование предоставляется бесплатно в Центре информационного обеспечения на основании договора безвозмездного пользования. Сюда входит стоимость бортового устройства, которое переходит в собственность оператора. Однако в случае утери, несанкционированного вскрытия или повреждения взимается эта сумма.
Тариф установлен в размере 1,9 руб.0 за км с 15 апреля 2017 года. При нарушении режима перевозки, отсутствии регистрации пользователя в системе «Платон» или неисправности бортового устройства с перевозчика может быть наложен штраф до 10 000 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2017 года № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от оплаты через систему «Платон» освобождаются: