Рассказываем, как устроен круиз-контроль, как правильно и безопасно им пользоваться.
adv.rbc.ru
Круиз-контроль (cruise control) — это система, позволяющая автомобилю самостоятельно поддерживать заданную водителем скорость движения. Продвинутая версия — адаптивный круиз-контроль — умеет не только поддерживать скорость, но и соблюдать безопасную дистанцию, самостоятельно замедлять автомобиль при необходимости, а затем разгонять машину вновь до заданной скорости. Автоматическое поддержание скорости избавляет водителя от управления педалью акселератора и делает долгое путешествие менее утомительным.
Пользу круиз-контроля наглядно демонстрирует сама история создания этой системы. Идея автоматизации процесса управления подачей газа на автомобиле пришла в голову ослепшему в 5-летнем возрасте инженеру-механику Ральфу Титору. Адвокат изобретателя, выступавший в тот момент в роли водителя, часто непроизвольно замедлял и ускорял автомобиль и не мог поддерживать постоянную скорость движения.
Вскоре увидевшее свет изобретение Ральфа, получившее сразу несколько названий — Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic — быстро нашло применение в автопроме. Первым автомобилем с круиз-контролем стал Chrysler Imperial 1958 года выпуска, а сам «круиз» именовался на нём ни много ни мало как Auto-pilot. Уже в 60-х годах XX века система стала по-настоящему массовой.
Chrysler Imperial 1958 (Фото: grautogallery.com)
По сути «круиз» — это обычный сервопривод с отрицательной обратной связью. Когда водитель активирует систему, то она запоминает положение педали акселератора и актуальную скорость.
Если скорость по какой-то причине начинает падать (к примеру, при движении в гору), электроника даёт команду на специальный сервопривод и увеличивает подачу газа. Когда скорость напротив становится высокой (к примеру, на спуске), электроника даёт команду на уменьшение подачи газа вплоть до полного перекрытия топливовоздушной смеси — происходит торможение двигателем.
На устройстве Ральфа Титора для поддержания постоянной скорости движения отслеживались скорость вращения карданного вала автомобиля и скорость вращения троса спидометра. Специальный электродвигатель, ориентируясь на получаемые данные, регулировал положение дроссельной заслонки и тем самым обеспечивал постоянную скорость движения автомобиля. Во многих современных авто для открытия и закрытия дроссельной заслонки используется вакуумная система с электронным управлением.
С технической точки зрения дооснастить круиз-контролем можно любой автомобиль, однако в абсолютном большинстве случаев эта операция осуществляется ещё на этапе сборки транспортного средства на конвейере.
Помимо своей основной функции (поддержания заданной скорости), круиз-контроль прекрасно выполняет ещё одну задачу — экономит топливо. В отличие от человека, электроника дозирует подачу топлива более грамотно и плавно, тем самым снижая потребление на 4–7%.
Система круиз-контроля может применяться как на автомобилях с механической трансмиссией, так и на моделях с автоматом.
Фото: Shutterstock
В автомобилях с любым типом автоматической трансмиссии переключение передач осуществляется без участия водителя, что значительно упрощает функционирование системы круиз-контроля. Она может работать без вмешательства со стороны человека в сложных дорожных условиях.
Например, при движении в гору автомобиль для поддержания скорости самостоятельно перейдёт на одну или несколько передач вниз. То же самое случится на спуске, когда простого закрытия дроссельной заслонки для эффективного замедления до заданной скорости будет недостаточно.
Механическая трансмиссия ограничивает функционирование системы круиз-контроля. Поскольку автолюбителю приходится принимать непосредственное участие в процессе переключения передач, автомобиль не всегда может самостоятельно реализовать возможности по ускорению или замедлению в автоматическом режиме.
К примеру, круиз-контроль может не вытянуть машину в крутую горку на высокой передаче — для этого со стороны водителя потребуется переключение коробки вниз. При движении с горы происходит другой эффект: система полностью закрывает дроссельную заслонку при превышении заданной скорости, но машина замедляется недостаточно эффективно. Чтобы дополнительно погасить скорость, водитель должен самостоятельно нажать на тормоз или перейти на пониженную передачу. Однако при осуществлении манипуляций с педалями и коробкой передач система круиз-контроля деактивируется.
Современный автомобильный круиз-контроль — это электронная система, управляемая посредством кнопок на руле или отдельных подрулевых переключателей. Вне зависимости от марки и модели транспортного средства функционирует и управляется система похоже, хотя возможны нюансы. Чтобы активировать систему, обычно нужно выполнить следующую последовательность действий:
Фото: favorit-motors.ru
Управление системой круиз-контроля может обладать индивидуальными особенностями, с которыми стоит ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Нередко производитель закладывает в систему множество возможностей. К примеру, увеличить или уменьшить заданную скорость можно непосредственно с руля. При коротком нажатии на «+» скорость увеличивается на 1 км/ч, при более длительном — на 5 км/ч. Аналогичным образом с помощью кнопки «–» можно замедлять автомобиль. Нажатием на кнопку Resume систему можно вернуть к ранее заданному значению.
Включить «круиз» на автомобиле и начать им пользоваться — это лишь полдела. Важно ещё и понимать, как его выключить.
Отключение круиз-контроля обычно происходит при:
Во время использования круиз-контроля водитель может в любой момент превысить запрограммированную скорость, нажав на педаль акселератора. К примеру, для совершения обгона. В этом случае значение скорости «круиза» на дисплее начнёт мигать. Когда водитель отпустит педаль газа, система вернётся к поддержанию ранее заданной скорости.
Системы круиз-контроля принято делить на два вида — пассивный (PCC) и адаптивный, он же активный (ACC). По своим возможностям они сильно отличаются.
О принципах работы и возможностях пассивного круиз-контроля мы уже рассказали выше. Эта система эксплуатируется на протяжении более чем полувека на самых разных транспортных средствах, но её способности по современным меркам достаточно скромны. По сути такой «круиз» всего лишь поддерживает скорость вне зависимости от внешних факторов. Он не отключится сам, если перед машиной возникнет препятствие. Совсем иное дело — «круиз» адаптивный.
Активный или адаптивный «круиз» — гораздо более умная и совершенная система. Этот вид круиз-контроля не просто поддерживает заданную скорость, но и отслеживает скорость впередиидущего автомобиля, держит безопасную дистанцию от него. По сути — преследует автомобиль-лидер, оценивая расстояние до него и анализируя скорость сближения и отдаления.
Главная СтатьиСоветы специалистовЧто такое круиз-контроль и как он работает?
Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.
Когда пригодится система?
Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.
Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.
Как функционирует круиз-контроль?
Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.
Например, при движении авто в гору происходит следующее:
Как работает круиз-контроль на автомате?
В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.
Как работает круиз-контроль на механике?
Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.
Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.
Как работать с круиз-контролем?
Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:
Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.
Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).
Виды круиз-контроля
Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.
Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.
Это инновационная система, которая выполняет две функции:
Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости.
Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.
Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.
Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.
Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:
К недостаткам системы относят:
Назад к "Советы специалистов"
Многие водители до сих пор боятся пользоваться круиз-контролем, несмотря на то, что он входит в стандартную комплектацию все большего количества новых автомобилей.
В этом важном руководстве мы объясним все, что вам нужно знать о том, как и когда его использовать.
Круиз-контроль — это электронная система, которая позволяет вам зафиксировать педаль акселератора автомобиля на определенной скорости, чтобы вы могли убрать ногу с педали.
Это в основном форма вождения на автопилоте.
Круиз-контроль предназначен для использования на дорогах и автомагистралях, где нет частых остановок и поворотов для переговоров.
Когда-то его можно было найти только на роскошных автомобилях высокого класса, но теперь он часто устанавливается даже на самые маленькие городские автомобили.
Активируется нажатием кнопок во время вождения. Основными элементами управления являются «вкл / выкл», «установить», «отменить» и «возобновить».
Современный круиз-контроль был изобретен в 1948 году слепым американским инженером-механиком Ральфом Титором, хотя управление скоростью берет свое начало в 18 веке, когда оно использовалось для регулирования паровых двигателей.
Круиз-контроль немного отличается для каждой модели автомобиля, но большинство систем работают очень похожим образом. Чтобы начать движение, выполните следующие 5 шагов:
1. Увеличьте скорость. Круиз-контроль предназначен для движения с постоянной скоростью не менее 30 миль в час без постоянных остановок, поэтому он идеально подходит для автомагистралей или дорог с двусторонним движением.
2. Включите круиз-контроль: как только вы достигнете желаемой скорости (убедитесь, что она находится в пределах ограничения скорости), включите систему круиз-контроля. В большинстве автомобилей кнопки управления им находятся на рулевом колесе или за ним, а при включении на приборной панели загорается индикатор.
Внимание! Прежде чем использовать круиз-контроль в первый раз, сверьтесь с руководством и найдите кнопки, чтобы не возиться с ними в дороге, что явно опасно.
3. Настройте круиз-контроль: после включения системы нажмите кнопку настройки. Это будет связываться с вашим автомобилем, чтобы поддерживать текущую скорость. В большинстве автомобилей индикатор приборной панели станет зеленым. После того, как круиз-контроль настроен, можно убрать ногу с педали акселератора, и автомобиль должен поддерживать свою скорость.
4. Для ускорения: у большинства автомобилей есть кнопка со стрелкой вверх или кнопка «+», позволяющая увеличить скорость автомобиля. Нажатие педали акселератора обычно отключает систему.
5. Для замедления: либо коснитесь стрелки вниз или кнопки «-» на системе круиз-контроля, либо нажмите на тормоз. Из соображений безопасности круиз-контроль отключается при нажатии на педаль тормоза.
Другие функции: Кнопка «Отмена» приостанавливает круиз-контроль, снова предоставляя вам полный контроль без полного отключения системы. Он должен сохранять скорость, которую вы выбрали для круиза.
Если вы хотите вернуться к ранее запрограммированной скорости, просто нажмите «возобновить».
Основная функция круиз-контроля — сделать вождение более комфортным, но, сглаживая ускорение и замедление, вы также можете сэкономить топливо.
Многие из нас признают, что не очень последовательно поддерживают постоянную скорость на дороге, даже на автомагистралях.
Постоянное ускорение и торможение потребляют значительно больше топлива, чем поддержание заданной скорости.
По данным Департамента транспорта, движение с постоянной скоростью 50 миль в час вместо 70 миль в час может снизить расход топлива на 25%.
Кроме того, установка круиз-контроля на ограничение скорости может помочь вам избежать штрафов за превышение скорости.
Это может быть особенно полезно в сегодняшних условиях вождения, поскольку камеры средней скорости становятся все более распространенными.
Хотя круиз-контроль имеет много преимуществ, бывают случаи, когда его использование небезопасно. Избегайте круиз-контроля:
При интенсивном движении, на извилистых дорогах, при спуске и при приближении к мосту. В основном, когда постоянная скорость нецелесообразна.
На скользких дорогах, включая снег, лед, сильный дождь и град, так как это увеличивает вероятность скольжения.
Поздно ночью или когда вы устали. Круиз-контроль скоро может стать функцией повтора. Поскольку вам не нужно держать ногу на педали акселератора, легче заснуть и потерять контроль над автомобилем.
Некоторые современные автомобили оснащены адаптивным круиз-контролем (ACC).
Адаптивный круиз-контроль — это более совершенная технология, которая позволяет вам устанавливать определенную скорость, в то время как система автоматически считывает движение впереди и удерживает ваш автомобиль на безопасном расстоянии.
Он делает это с помощью радарных датчиков, установленных в передней части автомобиля, чтобы ваша скорость соответствовала скорости впереди идущего автомобиля.
Когда система обнаруживает изменение расстояния до впереди идущего автомобиля, она автоматически тормозит или ускоряется, чтобы поддерживать заданную ранее крейсерскую скорость. Умный что ли?
Однако, если впереди идущая машина резко ускорится, ваша машина не будет следовать за ней. Вместо этого система ACC будет удерживать заданную скорость до тех пор, пока вы ее не измените или пока она не догонит другое транспортное средство.
* Новое, одно транспортное средство и одно личное дополнительное и полное покрытие. 5,75 фунтов стерлингов за дополнительную плату. Окончание 03.01.23, 7 утра.
Через шестьдесят лет после того, как компания Chrysler представила новинку вождения без нажатия на педаль газа, круиз-контроль входит в стандартную комплектацию подавляющего большинства новых автомобилей. Как и электрические замки и вход без ключа, вы можете забыть, что они вообще есть. Круиз-контроль работает в основном так же, как и на 19-й модели.58 Chrysler Imperial, первый автомобиль, для которого он предлагался, но современная электроника заново изобретает это простое удобство. Вот как он работает и как его правильно использовать.
Основная функция круиз-контроля — поддерживать выбранную вами скорость, избавляя вас от необходимости держать ногу на педали газа. Практически все автомобили на дорогах сегодня полагаются на электронный модуль управления — компьютер — для контроля скорости автомобиля и корректировки ее по мере необходимости, чтобы поддерживать выбранную вами скорость независимо от уклона дороги.
Getty Images
Вы управляете круиз-контролем либо рычагом на рулевой колонке, либо несколькими кнопками на рулевом колесе. К ним относятся выключатель; кнопка «установить», чтобы выбрать скорость, которую вы хотите поддерживать; и кнопки или переключатели с пометкой «+» и «-», которые увеличивают или уменьшают скорость после ее установки, часто с шагом в 1 милю в час. Кнопка «отмена» отключает систему круиз-контроля, не отключая ее полностью, позволяя автомобилю двигаться по инерции. (В автомобилях с круиз-контролем с подрулевым переключателем есть положение «отмена», в которое вы перемещаете подрулевой переключатель, чтобы отключить систему.) Функция или кнопка «возобновить» возвращает автомобиль к ранее установленной скорости. Торможение или нажатие сцепления в любой момент также отключает круиз-контроль. Если вам нужно сделать быстрый пас, вы всегда можете изменить предустановленную скорость, просто нажав на педаль газа.
Многие новые автомобили предлагают так называемый адаптивный круиз-контроль, иногда также называемый активным круизом. Он работает так же, как и обычные круиз-системы, и дополнительно опирается на установленный спереди радар, камеры или датчики для обнаружения присутствия транспортных средств прямо впереди на вашей полосе движения. Это позволяет адаптивным системам круиз-контроля поддерживать заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля независимо от того, как он меняет свою скорость.
один впереди, но запрограммированы так, что они всегда поддерживают по крайней мере минимально безопасное расстояние до следующего. Некоторые из этих систем также могут тормозить и даже полностью останавливаться в городском потоке и, в зависимости от автомобиля, автоматически ускоряться без нажатия водителем педали газа, когда движение снова начинается.
Наконец, новейшие, наиболее совершенные системы круиз-контроля, такие как Nissan ProPilot Assist, Subaru EyeSight и Audi Traffic Jam Assist, представляют собой полуавтоматические помощники вождения, сочетающие в себе адаптивный круиз-контроль. с помощью помощи в поддержании полосы движения, которая мягко управляет автомобилем, чтобы удерживать его в полосе движения, если вы позволите ему уйти, хотя вы можете убрать руки с руля только на несколько секунд, прежде чем система подаст сигнал тревоги, а затем отключится.
Независимо от того, какой тип круиз-контроля установлен в вашем автомобиле, правила его безопасного использования одинаковы.
Большинство этих систем также могут автономно преодолевать только самые плавные повороты на автомагистрали между штатами. Некоторые полуавтономные системы, например, от Tesla и Mercedes-Benz, могут делать больше, в том числе направлять автомобиль на соседнюю полосу, сохраняя при этом достаточное расстояние от других автомобилей.
Независимо от того, какой тип круиз-контроля установлен в вашем автомобиле, рекомендации по его эффективному и безопасному использованию одинаковы: