Гидроцикл, моторная лодка, парусное судно, катер - если вы только приобрели или задумались над приобретением одного из этих маломерных судов, то стоит вспомнить что для управления ими нужны права. Надзор за пользованием таких плавательных средств во внутренних водах и морях Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). И так, давайте рассмотрим основные понятия и категории в управление плавательными средствами согласно ГИМС, которые помогут разобраться в формальностях управления маломерными судами.
Маломерные водный транспорт очень сильно отличается по конструкции и своими характеристиками друг от друга. Кому-то больше по душе скорость и драйв гидроцикла, а кто-то предпочитает более спокойное хождение под парусом. Для кого то важен комфорт и возможность преодоления больших расстояний, и он покупает себе катер, а другие довольствуются рыбалкой на лодке с подвесным мотором.
Для каждого вида водного транспорта существуют соответствующие права на управлением данного водного транспорта. По закону права на управление не требуются только на те судна, где мощность мотора не превышает 5 л.с. Так же есть разъяснение от ГИМС МЧС России, согласно которому, если лодка не регистрируется в ГИМС (т.е. имеет общую массу до 200кг и на ней установлен мотор до 10 л.с.) - данный комплект можно эксплуатировать не имея прав управления на маломерное судно. Более подробно ознакомится с данным письмо можно в Разьяснение ГИМС. Рекомендуем распечатать его, иметь с собой во время управления не зарегистрированными маломерными судами.
Категории прав согласно ГИМС всего четыре, плюс еще четыре подкатегории парусных судов.
Официальные категории согласно ГИМС:
1) Гидроцикл (водный мотоцикл, скутер, водный скутер) - это скоростное персональное водное транспортное судно, со стационарным двигателем внутреннего сгорания.
2) Моторная лодка (мотолодка) - это любое водное плавательное средство с навесным мотором мощностью от 5 л с. Именно наличие навесного силового агрегата, а не стационарного, является признаком, который отличает моторную лодку от катера.
3) Катер - это небольшое водное судно, которое имеет в качестве стационарной силовой установки любой двигатель или двигатели.
4) Парусное судно - любое плавательное средство (маломерное прогулочное судно), которое использует парус для трансформации силы ветра в движение судна. Подразделяется на 4 подкатегории , отличающихся в размере парусов:
· до 12 кв. м. (квадратных метров)
· от 12 кв. м.до 22 кв. м.
· от 22 кв. м.до 60 кв. м
· свыше 60 кв. м.
Все права на управлением маломерными судами должны содержать сведения о разрешенных районах плаванья. Есть три вида таких районов, в зависимости от типа водного бассейна.
Разрешенные районы для плаванья
1) Морские пути - МП. Это районы акватории морей удаленные от берега более чем на 12 морских миль.
2) Внутренние водные пути - ВВП. Реки и озера, имеющие регулярное транспортное сообщение.
3) Водные пути – ВП. Внутренние водные бассейны, на которых не осуществляется регулярная навигация водного транспорта т.е. это воды, где нет регулярных водных маршрутов и перевозок.
Основные моменты связанные с маломерными судами
1) Необходимые документы - это судовой билет (выдается при регистрации лодки) с техническим освидетельством (техосмотр) и удостоверение на право управления маломерного моторного судна, в нем отмечены категории маломерных судов, которыми разрешено управлять и разрешенные районы плавания. Так же не забудьте про номерной знак - для любого маломерного судна необходим отличительный регистрационный номер, расположенный на борту судна.
2) Регистрация лодки и мотора в ГИМС - мотор мощностью до 8 кВт (10,8 л.с.) регистрации не подлежит, если он установлен на судно длинною до 20 метров и собственной массой до 200 кг. включительно. Массу судна устанавливает производитель (может быть проверяться практическим замером, если необходимо) Навесное оборудование в массу судна не входит - т.е. подвесной мотор не входит в массу судна, как и остальные предметы на борту.
3) Права на управлением маломерного судна - государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерного моторного судами с двигателями или с подвесными моторами мощностью более 3,68 кВт (5 л.с.) Пройти аттестацию судоводителей и получить удостоверение на право управлением маломерным судном, можно в региональный отделениях ГИМС МЧС России.
В Иркутске это например Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Иркутской области, расположенная по адресу: улица Красноармейская, 15.
Полезный совет: 9.9 л.с. - это очень удобный вариант мощности мотора, его не надо регистрировать. Одна из ведущих компании в индустрии лодочных моторов - компания Mercury. Мотор этой компании 9.9 л.с. при этом по мощности и кубатуре он обычно сравним даже с Меркири 15 л.с. К примеру испытание скоростных характеристик данных двигателей на Неве, в городе Санкт Петербург.
Условия близки к идеальным: одна лодка, одинаковая загрузка лодки, одинаковое количество бензина в баке. Тест проводился в одно и тоже время. Все это чтобы избежать разных водных условий (при которых значения максимальной скорости могут отличаться).
Результаты следующие:
Лодка производства Мнев, Кайман 360 Загрузка лодки: один пилот вес 90 кг, бензин в баке 5 литров |
мотор Mercury ME 9. |
max скорость: 41 км.ч. |
мотор Mercury ME 15M |
max скорость: 43 км.ч. |
|
Лодка производства Мнев, Кайман 360 Загрузка лодки: 2 человека по 90 кг, топливо 25 литров |
мотор Mercury ME 9.9M |
max скорость: 36 км.ч. |
мотор Mercury ME 15M |
max скорость: 36,7 км.ч. |
Из результатов видно то, что разница заметна только на облегченной лодке с минимальной загрузкой. Как только лодку догружают, разница в скорости теряется, а первое место выходит объем мотора (в данном случае он одинаковый - 262 куб. ).
По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?
На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.
Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.
Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».
В письме говорится, что
в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации
На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.
А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.
Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом
Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять
Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?
И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.
Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.
1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».
Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л. с. отменено.
Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.
Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂
Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:
Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.
Подробнее о том, как считать вес лодки и почему так читайте здесь.
Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте здесь.
Если вы заинтересованы в управлении лодкой, вам нужно начать с получения лицензии на лодку. Каждый штат определяет требования к управлению моторной лодкой, парусной лодкой или водным транспортом (PWC) в водах, находящихся в его юрисдикции. Большинству требуется сертификат безопасности и образования в области управления лодкой, который можно назвать лодочной лицензией.
В большинстве случаев курс получения лицензии на лодку можно пройти в режиме онлайн, за которым следует тест на получение лицензии на лодку, который также проводится онлайн. Курсы для получения сертификата безопасности на лодке менее полны, чем курсы для получения водительских прав автомобиля; например, обычно не требуется никакого обучения водителей на воде.
Следуйте этим простым шагам, чтобы получить лицензию на управление лодкой :
Если вы купили новую лодку и впервые стали ее владельцем, ваш морской дилер может предоставить вам информацию о том, как получить лицензию на управление лодкой в вашем штате. Хорошим ресурсом для информации по штатам является Национальная ассоциация администраторов морского права (NASBLA), у которой есть веб-страница с базовыми требованиями к обучению для каждого штата. В каждом штате есть свои требования к обучению водному спорту, доступные на веб-сайте, обычно в областях, связанных с природными ресурсами или транспортом.
Посетив такие ресурсы, как Boat-Ed.com и BoaterExam.com, вы найдете ссылки на утвержденные онлайн-курсы гребли, доступные для каждого штата, и требования к обучению гребле для каждого штата.
Только некоторые штаты предлагают онлайн-курсы. Например, Коннектикут предлагает только очное обучение, проводимое на сайтах по всему штату, а занятия длятся не менее восьми часов и варьируются от двух до четырех занятий.
В большинстве штатов онлайн-обучение или курс обучения управлению водным транспортом проводит третья сторона, и может взиматься плата в размере от 29 до 50 долларов США, обычно выплачиваемая после прохождения курса. Государство также может взимать административный сбор. Фонд BoatUS Foundation предлагает бесплатные курсы по управлению водным транспортом в 35 штатах.
Онлайн-курс рассчитан примерно на три часа и состоит из разделов или глав. Вам не нужно проходить весь курс за один присест; вы можете завершить главу или две, выйти из системы, а затем вернуться к тому моменту, который вы оставили. Курс структурирован таким образом, чтобы вам не приходилось просто щелкать по учебным разделам, чтобы перейти к экзамену. После каждого раздела необходимо сдать контрольный экзамен, прежде чем вы сможете перейти к следующему разделу.
Эти курсы не усложняют прохождение; дело в том, чтобы повысить осведомленность, представляя информацию о каждом аспекте гребли. Курс будет охватывать основы и терминологию катания на лодках, правила навигации, государственные правила катания на лодках, действия в чрезвычайных ситуациях и способы безопасного занятия водными видами спорта.
После завершения курса вы будете готовы к экзамену. Если вы сдадите экзамен, вы сможете распечатать свои права на управление лодкой и быть готовыми спуститься на воду.
Требования к обучению водному спорту сильно различаются в зависимости от штата. В штате Висконсин, например, вы должны иметь сертификат об образовании в области безопасности водного спорта штата Висконсин, если вам не менее 16 лет, вы родились 1 января 1989 года или позже и будете управлять моторной лодкой или PWC в Висконсине.
В Оклахоме правила совсем другие; сертификат об обучении водному спорту требуется только в том случае, если вам от 12 до 15 лет и вы будете управлять лодкой или PWC мощностью более десяти л.с. или парусной лодкой длиной 16 футов или более. Каждый штат также регулирует возраст лицензии на катание на лодке для лиц в возрасте от 16 до 18 лет. Некоторые штаты признают лицензию на катание на лодке, выданную другим штатом.
Тем не менее, владелец лодки всегда обязан знать требования к лицензии на управление лодкой в штате, где он управляет своей лодкой.
Нужны ли вам права на управление лодкой?
Каждый штат регулирует требования к обучению водному спорту и лицензированию. В некоторых штатах все яхтсмены должны иметь лицензию или сертификат, в то время как в других есть возрастные ограничения для лицензирования.
Нужна ли вам лицензия на управление лодкой, чтобы арендовать лодку?
Опять же, каждый штат регулирует требования к обучению водному спорту и лицензированию. В некоторых штатах все яхтсмены должны иметь лицензию или сертификат, в то время как в других есть возрастные ограничения для лицензирования.
Сколько стоит лицензия на управление лодкой?
Фонд BoatUS Foundation предлагает бесплатные курсы по управлению водным транспортом в 35 штатах. Другие провайдеры предлагают курс и экзамен за плату в размере от 29 до 50 долларов, и штат может добавить регистрационный сбор.
Срок действия лицензии на управление лодкой истекает?
Каждый штат регулирует требования к обучению водному спорту и лицензированию. Уточните в своем штате конкретную информацию о лицензировании.
Нужна ли вам лицензия на управление лодкой для личный гидроцикл (PWC) ?
Каждый штат регулирует требования к обучению водному спорту и лицензированию, и большинство из них применяют свои правила лицензирования водного спорта к личным гидроциклам. В некоторых штатах есть отдельная образовательная программа и лицензия на личный гидроцикл. Уточните в своем штате конкретную информацию о лицензировании.
Ищете дополнительную информацию об обучении водному спорту и требованиях к владению? Прочтите эти сообщения:
Примечание редактора: Эта статья была обновлена в январе 2023 года.
Губернатор Фил Мерфи • Лейтенант губернатор Шейла Оливер
Перевести отказ от ответственности
Комиссия по автотранспортным средствам (MVC) выдает лицензии на моторные лодки и гидроциклы для использования в пресных, неприливных водах или озерах, ручьях или реках, не подверженных воздействию приливов и отливов. Лицензия на лодку и сертификат безопасности на лодке в Нью-Джерси. должны управлять моторным судном или личным водным транспортом - водным мотоциклом или водным мотоциклом - в неприливных водах Нью-Джерси. Лодочная лицензия не требуется для немоторных судов.
Шаг первый: пройдите курс по безопасности при плавании на лодке
Для любой эксплуатации моторной лодки в приливных водах вы должны успешно пройти курс по безопасности при плавании на лодке, утвержденный полицией штата Нью-Джерси (NJSP), чтобы получить сертификат штата Нью-Джерси. Сертификат о прохождении курсов безопасности на лодке. Посетите НПСП Сайт Морского сервисного бюро для получения полной информации.Дополнительная информация доступна:
Загрузите копию Руководства по безопасности плавания
Катание на лодках живо и хорошо в Нью-Джерси на воде - катание на лодке, штат Нью-Джерси, видео
Второй шаг: Получите лицензию на управление моторной лодкой или гидроциклом
Вам должно быть не менее 16 лет.Если вам еще не исполнилось 17 лет, вам необходимо предоставить письмо с согласием родителей или опекунов.
Кандидаты должны посетить автомобильное агентство с:
Сертификат о прохождении курсов безопасности на лодках в Нью-Джерси
6 баллов удостоверения личности
Оплатить лицензионный сбор в размере 18 долларов США
MVC принимает карты American Express®, MasterCard®, Visa®, Discover card®, чеки, денежные переводы и наличные.
Лицензию можно продлить, выполнив описанные выше шаги для получения первоначальной лицензии.
Для использования водных путей штата Нью-Джерси все лодки должны иметь право собственности и регистрацию, за исключением:
*Если длина вашей лодки не превышает 12 футов или если она задокументирована Береговой охраной США, вы не получите титул.
Право собственности на лодку должно быть получено в течение 10 рабочих дней с момента покупки, в противном случае взимается штраф в размере 25 долларов США.
Чтобы оформить право собственности и/или зарегистрировать самодельную лодку, посетите моторный автомобильное агентство с надлежащей идентификацией (водительские права штата Нью-Джерси, удостоверение личности, не являющееся водителем, паспорт или свидетельство о рождении) и следующее:
Судовая документация является национальной формой регистрации. Документация предоставляет свидетельство национальности для международных целей, обеспечивает беспрепятственную торговлю между государствами и допускает суда к определенным ограниченным сделкам, таких как прибрежная торговля и рыболовство. Судно должно весить не менее пяти тонн нетто, за исключением некоторых судов для ликвидации разливов нефти, и должно полностью принадлежать гражданину США, чтобы иметь документальное подтверждение.
Заявитель должен посетить автомобильное агентство с:
**Задокументированные лодки не получают титула NJ. Сборы по-прежнему взимаются за передачу права собственности, запись залогового права и/или изменение статуса записи для судна.