LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
В бородатом анекдоте про блондинку она заправила бензиновую машину дизтопливом, потому что решила: надпись ДТ — это Девяносто Третий бензин. Но это далеко не единственная забавность о дизельном топливе.
Материалы по теме
6 удивительных фактов и 2 мифа про 95-й бензин
Дизельная легковушка была мечтой советских автовладельцев жигулевской эпохи. Бензин АИ-93 по 10 копеек за литр почему-то казался тогда безобразно дорогим, а отсутствие в продаже дизельных машинок воспринималось как вселенская несправедливость. Правда, на АЗС дизтопливо частникам вообще не отпускали, но народ прекрасно знал: все КАМАЗы ходят на дизтопливе и наверняка мечтают поделиться им с кем-нибудь.
А еще были дизельные МАЗы, КрАЗы, Уралы-4320 и т. п.
Если бензиновые моторы условно называют так «в честь бензина», то дизельные двигатели увековечили имя своего изобретателя — Рудольфа Дизеля. Соответствующие топлива также фактически носят его имя.
На каком топливе изначально работали опытные дизельные моторы, если никакого специального ДТ вообще не было в природе? В них поначалу сжигали растительные масла — например, арахисовое, а также легкие нефтепродукты — в том числе и… бензин!
Материалы по теме
Кардан, Холл, Дизель, Макферсон... — 7 великих автоизобретений
Первоначально Рудольф Дизель планировал использовать для своих движков каменноугольную пыль! Идея была политически и экономически превосходной для изобретателя, получившего немецкий патент: угля в Германии было полно, а вот нефти — увы. Однако в ходе работы быстро выяснилось: не получится. Пыль — это абразив, как ее подавать в цилиндры — тоже вопрос. В итоге пришлось-таки ориентироваться на нефтепродукты, что вызвало озлобление немецких промышленников, рассчитывавших хорошо заработать на горючем для новых моторов.
Называть дизельное топливо соляркой неграмотно, хотя в разговорной речи термин хорошо прижился. Но дело в том, что дизельное топливо содержит не только соляровые фракции — еще есть газойлевые и керосиновые. А названия «соляр» или «солярка» происходят от немецкого Solaröl — «солнечное масло»: так когда-то называли образующуюся при перегонке нефти более тяжелую фракцию желтоватого оттенка. Сегодня солярка — это отдельный вид топлива, применяющийся разве что в тихоходных тракторах: в современном автомобиле оно не используется.
Одним из главных достоинств самого известного танка в нашей истории — Т-34 — было использование дизтоплива вместо бензина, что существенно снижало их пожароопасность. Молва гласит, что в ходе создания машины конструктор, на глазах у начальства, сунул горящий факел в ведро с соляркой, и топливо не вспыхнуло: испаряемость у солярок неважная. Скорее всего, впрочем, история была придумана.
На фото одна из модификаций «тридцатьчетверки», дожившая до нашего времени.
На фото одна из модификаций «тридцатьчетверки», дожившая до нашего времени.
Материалы по теме
Дизельный двигатель: сажа и лажа
Океанский лайнер может пройти на литре дизтоплива примерно 3 см! Для сравнения: среднестатистический легковой автомобиль на том же литре способен преодолеть километров 20 — 25.
Самое дешевое дизтопливо на планете продают в Венесуэле — там литр обходится примерно в пару центов. Тяжелее всех живется норвежским дизелеводам — у них ДТ стоит примерно пару евро.
Первым примерил на себя дизель американский автомобиль Auburn с мотором Cummins — это было в 1935 году. Но до серии первыми докатились все-таки немцы, выпустившие в 1936 году двухлитровый Mercedes-Benz 260 D мощностью 45 л. с. Он стоил 6800 рейхсмарок, что почти на две тысячи превышало стоимость 55-сильной модификации Mercedes-Benz 230. Первые рекорды скорости — также за немцами: в 1939 году дизельный Hanomag с аэродинамическим кузовом развил на пятикилометровом отрезке со стартом с хода скорость 155,94 км/ч.
Первый «американец» с дизелем Cummins — открытый Auburn образца 1935 года.
Первый «американец» с дизелем Cummins — открытый Auburn образца 1935 года.
В первые послевоенные годы велись разработки дизеля для нашей Победы (ГАЗ 20) — в работе участвовали немецкие институты под руководством советской военной администрации. Однако практической реализации так и не произошло. Зато, спустя некоторое время, за рубежом появились отдельные Волги и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры ставили самостоятельно. В частности, на Москвичи и Волги устанавливали 1,6-литровый Perkins мощностью 43 л.
с. Впоследствии на Москвич-408 устанавливали 52-сильный мотор той же марки, а на Волгу — 65-сильный Rover. С 1968 года на ГАЗ 21, а затем и на ГАЗ 24 устанавливали Indenor мощностью 68 л.с. Дизельные ГАЗ 24 разными путями изредка попадали в СССР, где вызывали сумасшедший интерес.
Ниву ВАЗ-21215 с двухлитровым дизелем Peugeot мощностью 65 л.с. продвигала подмосковная фирма Лада Экспорт. А 41-й Москвич с атмосферным дизелем Ford XLD 418 (1,8 л, 60 л.с. при 4800 об/мин) пытались продавать в Германии. Но особого интереса это не вызвало.
Дизельный ВАЗ-21045 побывал и в редакции «За рулем» на длительных испытаниях. Ее пробег составил более 125 000 км. Мощность мотора равнялась 53 л.с.
Дизельный ВАЗ-21045 побывал и в редакции «За рулем» на длительных испытаниях. Ее пробег составил более 125 000 км. Мощность мотора равнялась 53 л.с.
В 1980 м ВАЗ получил задание создать и подготовить к производству собственный дизель. В основу атмосферного ВАЗ 341 лег дизель Volkswagen с цилиндрами диаметром 76,6 мм и ходом поршня 80 мм. Серийное производство двигателя ВАЗ 341 начали в Барнауле в конце 1996 года — их собирали на ручном конвейере. Из Тольятти в Барнаул везли блоки цилиндров и другие комплектующие, а готовые движки ехали обратно на Волгу. Там, на дочернем предприятии, стали выпускать универсалы ВАЗ-21045. Автомобили оказались практически невостребованными, а потому их производство очень скоро свернули.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин, depositphotos.com, «За рулем»
12 забавных и неожиданных фактов про дизель
12 забавных и неожиданных фактов про дизель
12 забавных и неожиданных фактов про дизель
12 забавных и неожиданных фактов про дизель
Наше новое видео
Незаметный герой ГАЗ-63: чем этот вездеход был лучше иностранных аналогов?
Как превратить грузовик во внедорожник — старый добрый рецепт из СССР
Москвич 3 на тестах «За рулем»: поездили и с МКП, и с вариатором
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.ru
У моторов любого типа есть свои преимущества и недостатки. И у бензинового и у дизельного двигателя нет однозначного решающего преимущества. Не смотря на относительно меньшее распространение, чем бензиновые, дизельные автомобили также широко используются и имеют своих приверженцев, прежде всего благодаря очевидным плюсам такого типа двигателя:
— пониженный расход топлива по сравнению с бензином примерно на 30%;
— больший ресурс самого агрегата;
— нет системы зажигания, простота конструкции;
— большая тяга на низах, которая достигается благодаря повышенному крутящему моменту.
Уход и техническое обслуживание за дизельным двигателем необходим точно также как и за бензиновым. Однако, тут есть свои нюансы. К сожалению, на просторах нашей страны весьма часто можно встретить некачественное дизельное топливо. На некоторых подозрительных заправках есть вероятность залить солярку низкого качества. Такое топливо с «лишними» примесями может быстро забить топливную систему посторонними частицами.
Честно сказать, что данная проблема весьма актуальна для любого типа двигателя и грамотный автовладелец ещё до наступление серьёзных негативных последствий, принимает меры по её устранению: либо обращение в СТО, либо самостоятельная промывка топливной системы.
Конечно, выполнить промывку самостоятельно — это не сложное и заметно более экономичное мероприятие.Но тут мы сталкиваемся с несправедливостью рынка: если для бензиновых двигателей в любом автомагазине и супермаркете мы можем найти великое множество различных присадок, очистителей и прочих средств, то для дизельных, к сожалению, разнообразие автохимии значительно меньше.
Американский производитель ABRO не обошёл стороной владельцев дизельных двигателей. В широком ассортименте автохимии есть и средства по уходу и профилактике таких типов моторов. Одно из таких средств — это Очиститель топливной системы для дизельного двигателя DS-900. И это не просто очиститель, это настоящее многофункциональное средство, обладающее комплексным воздействием на дизельную топливную систему.
✅ Снижает выбросы сажи, CH и CO, обезвоживает топливо и повышает экономичность.
✅ Очищает инжекторы, впускные клапана и топливопроводы.
✅ Удаляет отложения в камере сгорания.
✅ Восстанавливает первоначальную мощность.
✅ Снижает дымность и количество выхлопных газов.
✅ Не содержит спиртов.
✅ Устраняет вибрации.
✅ Содержит ингибиторы коррозии и смазки, препятствующие износу.
Способ применения предельно прост: необходимо залить присадку в практически пустой топливный бак их расчета 1 бутылка на 70 л дизеля, а затем заправиться топливом. Для достижения лучших результатов лучше полностью израсходовать топливо без промежуточных заправок практически до пустого бака. Рекомендуется используйте присадку каждые 5000 км.
Конечно же, есть определённые меры предосторожности и ограничения, в целом, актуальные и для работы с любой другой автохимией. Но самое главный момент: это средство исключительно для дизельных двигателей. И его нельзя применять для бензиновых моторов.
Вернуться к списку
В. Адди Маевски, Ханну Яаскеляйнен
Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите под номером , чтобы просмотреть полную версию этого документа.
Реферат : Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов, полученную путем перегонки сырой нефти. Важные свойства, которые используются для характеристики дизельного топлива, включают цетановое число (или цетановый индекс), летучесть топлива, плотность, вязкость, эксплуатационные характеристики при низких температурах и содержание серы. Спецификации дизельного топлива различаются для разных марок топлива и в разных странах.
Зарождение нефтехимической промышленности относится к 1850-м годам. Первые нефтеперерабатывающие заводы были построены Игнацием Лукасевичем недалеко от Ясло, Польша (тогда под властью Австрии) в 1854–1856 годах [3410] . Продукты переработки использовались в керосиновой лампе Лукасевича, а также в искусственном асфальте, машинном масле и смазочных материалах. Несколько лет спустя, в 1859 г., сырая нефть была обнаружена в Пенсильвании в Соединенных Штатах. Первым продуктом, очищенным от сырой нефти в Пенсильвании, также был керосин, использовавшийся в качестве лампового масла [1149] .
Поскольку только часть сырой нефти можно было переработать в керосин, на первых нефтеперерабатывающих заводах оставалось некоторое количество побочных продуктов нефтепереработки. Эти побочные продукты нефти привлекли внимание Рудольфа Дизеля, изобретателя поршневого двигателя с воспламенением от сжатия. Дизель, чья первая концепция двигателя была разработана для использования угольной пыли в качестве топлива, осознал, что жидкие нефтепродукты могут быть лучшим топливом, чем уголь. Двигатель был переработан для работы на жидком топливе, в результате чего в 189 г. был создан успешный прототип.5. И двигатель, и топливо по-прежнему носят название «Дизель».
Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения от 150 до 380°С, получаемых из нефти. Сырая нефть состоит из углеводородов трех основных классов: (1) парафиновые, (2) нафтеновые (или циклопарафиновые) и (3) ароматические углеводороды. Ненасыщенные углеводороды (олефины) редко встречаются в сырой нефти. Следует отметить, что термины «парафиновый» и «нафтеновый» звучат устарело; мы используем их, потому что они все еще распространены в нефтехимической промышленности. В современной химии соответствующие группы углеводородов называются алканы и циклоалканы .
Состав нефти может варьироваться от маловязких светлоокрашенных коричневатых или зеленоватых нефтей низкой плотности до густых и черных нефтей, напоминающих расплавленную смолу. Тонкие нефти с низкой плотностью называются «высокоплотными» сырыми нефтью, а густые с высокой плотностью — «низкоплотными» сырыми нефтью. Это соглашение, довольно запутанное для тех, кто не связан с нефтяной промышленностью, объясняется использованием «плотности в API», которая является свойством топлива, обратно пропорциональным его плотности, уравнение (5).
В процессе переработки сырая нефть превращается в транспортное топливо — бензин, топливо для реактивных двигателей и дизельное топливо — и другие нефтепродукты, такие как сжиженный нефтяной газ (СНГ), топливо для отопления, смазочное масло, парафин и асфальт. Сырая нефть с высокой плотностью содержит больше более легких продуктов, необходимых для производства транспортного топлива, и, как правило, имеет более низкое содержание серы. Современные процессы нефтепереработки также могут преобразовывать сырую нефть с низкой плотностью в более легкие продукты за счет дополнительных затрат на более сложное технологическое оборудование, большее количество этапов обработки и больше энергии.
Современные процессы нефтепереработки можно разделить на три категории:
Схема современного нефтеперерабатывающего завода с выделенными потоками дизельного топлива показана на рисунке 1 [1149] . В первичной дистилляционной колонне, работающей при атмосферном давлении, сырая нефть разделяется на ряд потоков со все более высокой температурой кипения, которые называются прямогонные продукты (например, прямогонное дизельное топливо ). Материал, который слишком тяжел для испарения при атмосферной перегонке, удаляется из нижней части колонны (так называемые «атмосферные остатки»). На большинстве нефтеперерабатывающих заводов атмосферные остатки дополнительно фракционируют путем второй перегонки, проводимой под вакуумом.
Рисунок 1 . Дизельные потоки на современном НПЗАГО - газойль атмосферный; ВГО - вакуумный газойль; HCO - масло тяжелого цикла
(любезно предоставлено Chevron)
Количество и качество потоков, отбираемых при перегонке, зависит от химического состава сырой нефти. Сырая нефть также дает долю бензина, дизельного топлива, мазута и других продуктов, которая обычно отличается от структуры спроса на продукцию на конкретных рынках. Единственный способ сбалансировать схему производства на нефтеперерабатывающем заводе с потребностями рынка — это процессы последующей конверсии. В этих процессах конверсии большие молекулы углеводородов разбиваются на более мелкие под действием тепла, давления или катализаторов. На нефтеперерабатывающих заводах применяют термический крекинг (висбрекинг и коксование), каталитический крекинг и гидрокрекинг (также с использованием катализатора, но проводимый под высоким давлением водорода) для увеличения выхода целевых продуктов за счет крекинга нежелательных тяжелых фракций. Конечные продукты получают смешивание продуктов конверсии (крекинг-компонентов) с потоками первичной перегонки.
Как смешанные, так и прямогонные продукты могут потребовать различной степени облагораживания для снижения содержания серы, азота и других соединений. Ряд процессов, называемых гидрообработкой , используют водород с соответствующим катализатором для улучшения потоков нефтепереработки. Гидрообработка может варьироваться от мягких условий гидроочистки , при которой удаляются химически активные соединения, такие как олефины и некоторые соединения серы и азота, до более жестких условий гидроочистка , которая насыщает ароматические кольца и удаляет почти все соединения серы и азота.
Как видно из рисунка 1, дизельное топливо, используемое на автомобильном транспорте, представляет собой дистиллятное топливо , т. е. не содержит (некрекинговых) остаточных фракций. Остаточные нефтяные материалы содержатся в печном топливе и судовом топливе — последнее известно как тяжелое жидкое топливо (HFO) или бункерное топливо [5702] . Эти продукты обладают свойствами, в значительной степени отличными от свойств дистиллятных дизельных топлив.
###
Почему дизельное топливо исторически стоит дороже бензина и другие выводы о рынке дизельного топлива и транспортных средств.
Скандалы с выбросами на рынке дизельных автомобилей несколько лет назад заставили многих отраслевых аналитиков предсказать, что дизельные двигатели, а вместе с ними и дизельное топливо, исчезнут, по крайней мере, в отношении рынка легковых автомобилей США. В сочетании с инициативами других стран по запрету дизельных автомобилей в некоторых мегаполисах или попыткой полностью отвлечь потребителей от дизельных автомобилей, будущее дизельного топлива кажется безрадостным. Однако рынок автомобилей с дизельным двигателем в Соединенных Штатах восстановился, и интерес потребителей к ним остается стабильным.
Вот пять выводов о рынке дизельного топлива и транспортных средств в США:
1. Дизельное топливо дороже. Исторически дизельное топливо было дороже бензина. Это связано с тремя факторами:
Спрос на дизельное топливо также может повлиять на затраты. Нефтеперерабатывающие заводы США уже давно оптимизированы для производства бензина, в результате чего на каждый 1 галлон дизельного топлива, произведенного из барреля нефти, приходится почти 2 галлона бензина. По мере увеличения спроса давление на доступное предложение дизельного топлива приводит к повышению цен. Мировой спрос на дизельное топливо остается высоким, особенно сейчас, когда страны продолжают выходить из Великой рецессии. С 2013 года экспорт дизельного топлива из США на эти растущие рынки увеличился на 33%. В то же время производство дизельного топлива в США увеличилось больше, чем объем экспорта, но мировой спрос привел к росту цен на дизельное топливо на товарных рынках.
2. Интерес потребителей к дизельному топливу остается стабильным. Согласно ежегодным опросам потребителей топлива, проводимым NACS, доля потребителей, заявивших, что они рассмотрят возможность приобретения дизельного двигателя в качестве следующего автомобиля, увеличилась с 38% в 2013 г. до 45% в 2017 г. Эта последовательность отразилась и на продажах автомобилей. С 2015 по 2017 год доля рынка легковых автомобилей с дизельным двигателем колебалась от 2,8% до 3,2%. Хотя в настоящее время на рынке США представлено всего 11 базовых дизельных автомобилей, в ближайшее время их будет больше: Ford предложит дизельную версию своего популярного F-150, а General Motors также добавляет в свой парк новый грузовик с дизельным двигателем. Рынок легковых дизельных автомобилей невелик, но он стабилен и имеет потенциал для роста.
3. Дизельное топливо по-прежнему используется главным образом для грузовых перевозок. Почти все потребительские товары, продаваемые в Соединенных Штатах, доставляются в розничную торговлю на грузовиках, и в 2016 году почти 64% всех транспортных средств средней и большой грузоподъемности на дорогах Соединенных Штатов были оборудованы для работы на дизельном топливе. К 2025 году, согласно прогнозу, подготовленному для проектов Института топлива, это число может снизиться до 61%, уступив место в первую очередь гибридным дизельным автомобилям и автомобилям, работающим на природном газе.
4. Цены на дизельное топливо остаются сдерживающим фактором. По данным опроса NACS Consumer Fuels Survey 2017, более половины (52%) потребителей, которые говорят, что вряд ли рассмотрят дизельный автомобиль для своей следующей покупки, ссылаются на стоимость топлива.