logo1

logoT

 

Расход масла в двигателе норма


Расход масла в двигателе

Моторное масло защищает двигатель от износа и загрязнения. Если уровень масла меньше нормы, двигатель начнет выходить из строя. А это капитальный ремонт, довольно дорогостоящий. 

Но какой расход масла нормальный, а какой повышенный? Влияет ли тип двигателя на расход? Что делать, когда превышены показатели нормы?

Какой расход считается нормой

Нормальный расход двигателя находится в пределах 0,1–0,3% от общего расхода горючего. То есть в районе 3 л на 100 000 км. Но для каждого типа двигателя существует своя норма потребления, которую рассчитывают на 1000 км либо на 100 л потраченного топлива.

Расход масла в зависимости от типа двигателя

Конструкция мотора напрямую влияет на количество потребляемого масла:

  • Бензиновые. Нормой считает 5–25 мл на 100 л топлива. Потребление 25–100 мл для подержанного автомобиля — тоже норма. А вот показатели в 300–400 мл считаются критическими.

  • Дизельные. Потребляют 30–50 мл. А расход более 200 мл считается критическим. Но помните, что при предельной нагрузке автомобиля нормальные показатели расхода масла возрастают.

  • Турбомоторы. Отличаются самым большим потреблением масла из-за высокой мощности. Норма — около 80 мл на 1000 км для одной турбины. Изношенные моторы могут потреблять до 2 л на 100 л топлива. Более высокие показатели чреваты поломкой мотора.

Также расход масла зависит от типа вождения (примерные показатели для бензинового двигателя):

  • обычный — 0,25 л на 1000 км;

  • агрессивный — 0,4 л на 1000 км;

  • в горах — 0,5 л на 1000 км.

Потребление масла возрастает и с износом двигателя. Так, после прохождения 150 000 км расход в среднем составляем 0,35–0,55 л.

При этом учитывайте, что новый автомобиль, который спущен с конвейера завода будет потреблять повышенный объем масла из-за притирки узлов и механизмов.

Причины повышенного расхода

Расход может увеличиться из-за естественных причин или неисправностей механизмов.

К неисправностям относят:

  • протечка прокладки блока цилиндров;

  • износ сальников коленвала;

  • загрязнение масляного фильтра;

  • выход из строя маслосъемных колпачков и прочее.

А вот естественные причины:

  • избыток масла в картере;

  • использование некачественной продукции;

  • повышенные нагрузки на ДВС;

  • влияние температуры окружающей среды;

  • нарушение сроков замены масла.

Причин повышенного расхода много, поэтому необходим регулярный осмотр и изучение норм для каждого двигателя.

Влияние присадок на расход

Масло, которое мы заливаем в двигатель, содержит в своем составе депрессанты, противопенные и моющие добавки, ингибиторы коррозии и другие компоненты. В зависимости от типа масла достигают следующих показателей:

  • улучшение вязкости при низких температурах;

  • нейтрализация кислот, которые образуются при сгорании топлива;

  • удаление загрязнений и прочее.

Производители не советуют использовать присадки, так как изменение состава смазки может ухудшить заявленные свойства. Но многочисленные тесты показывают, что грамотно подобранные присадки для моторного масла улучшают работу ДВС и способствуют увеличению мощности. Наилучшего эффекта удается достичь при добавлении присадок в минеральные масла.

Но какой состав присадок использовать, зависит от состояния двигателя. Так, для несильно изношенных ДВС подойдут составы из группы геомодификаторов («Супротек», «Хадо»). Периодически заливаем и забываем. А для «умирающих» моторов необходимы сильнодействующие присадки, типа Liqui Moly. Они прописаны для пожизненного применения, чтобы снизить вероятность отказа.

Обращаем внимание, что приобрести присадки для уменьшения расхода масла можно в магазин «Колёса Даром». Но помните, если повышенный расход связан с неисправностью механизмов, то присадки не помогут.

Нормальный расход масла — это сколько? — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Почему новый двигатель подъедает масло сильнее, чем старый? Как сократить траты на моторное масло? И вообще, куда оно уходит?. . — эксперты «За рулем» ответили на все вопросы.

Материалы по теме

10 основных причин, почему мотор жрет масло

В том, что современные двигатели расходуют больше масла, чем прежние, нет ничего удивительного. За последние годы нагрузки на детали выросли непропорционально их запасу прочности. Повышенная степень сжатия и рост эффективного давления в цилиндрах облегчают прорыв газов через поршневые кольца в вентиляцию картера, а оттуда — в камеру сгорания.

Кроме того, появился наддув. Газодинамические уплотнения не герметичны даже у нового турбокомпрессора — некоторое количество масла неизбежно попадает в компрессорную часть, а оттуда — тоже в цилиндры. И по мере износа расход масла «через турбокомпрессор» только увеличивается.

Поэтому декларируемому отдельными производителями расходу масла в литр на каждую тысячу километров удивляться уже не приходится.

Материалы по теме

7 самых частых вопросов про моторное маслоМоторное масло — как часто надо его менять? Советы экспертовКак выбрать моторное масло? Советы экспертов

Куда оно исчезает? 5 причин

Угар. Поршневые кольца нуждаются в постоянной смазке. Первое компрессионное кольцо периодически оставляет на поверхности цилиндра пленку масла, которое при высокой температуре начинает частично угорать. В суммарном балансе потерь масла в двигателе угар в цилиндрах составляет до 80%. На новых моторах угар всегда выше, чем после обкатки. Интенсивно угорает поддельное масло, характеристики которого зачастую не соответствует заявленным. По мере долива в мотор качественного масла расход будет падать. Аналогично себя ведет и нормальное масло с низкой рабочей вязкостью (типа 0W‑16): оно угорает быстрее, чем более вязкое.

Материалы по теме

Летнее моторное масло — такое вообще бывает?

Испарение. Масло испаряется постоянно. Чем выше его температура, чем интенсивнее барботаж в картере, тем больше паров и капельной взвеси попадает через систему вентиляции в камеру сгорания. Часть масла сгорает, а остальное выносится через выхлопную трубу на улицу. При этом попутно повреждается каталитический нейтрализатор.

Утечки — общеизвестный путь потери масла. Чаще всего текут передний и задний сальники коленчатого вала, сальники распредвалов, прокладки головки блока цилиндров, клапанной крышки и передней крышки, уплотнения масляного фильтра, сливной пробки, заливной горловины и теплообменника.

Проникновение в систему охлаждения. Такая причина может быть вызвана только механическими повреждениями — пробой прокладки головки блока цилиндров, дефект головки или даже самого блока цилиндров. На исправном двигателе ничего такого быть не может.

Отложения. Под воздействием высоких температур даже нормальное масло (а уж выработавшее ресурс — тем более) может превращаться в отложения.

Впускной трубопровод мотора с сильно изношенной поршневой группой выглядит неэстетично.

Впускной трубопровод мотора с сильно изношенной поршневой группой выглядит неэстетично.

Так задирают поршни и кольца частицы пыли, проникающие сквозь негерметичные уплотнения системы впуска и воздушного фильтра.

Так задирают поршни и кольца частицы пыли, проникающие сквозь негерметичные уплотнения системы впуска и воздушного фильтра.

Как сократить расход масла?

У большинства автомобилей промежуток между верхней и нижней метками на маслоизмерительном щупе соответствует одному литру масла. По щупу можно довольно точно определить, сколько масла исчезло.

У большинства автомобилей промежуток между верхней и нижней метками на маслоизмерительном щупе соответствует одному литру масла. По щупу можно довольно точно определить, сколько масла исчезло.

Повышенный или нормальный расход?

Идеальная ситуация — когда от ТО до ТО владелец машины вообще не вспоминает про масло. Это означает, что за 10–15 000 километров пробега двигатель расходует не больше литра масла (между крайними рисками на масляном щупе в большинстве моторов «помещается» около литра масла).

Материалы по теме

Топливосберегающее масло: оно реально экономит?

На практике же нормальным считается расход масла, составляющий 0,5% от расхода бензина. К примеру, если на 15 000 км мотор съел 1200 литров бензина, то верхней допустимой границей расхода масла будет шесть литров. Это составляет 0,4 л на 1000 км пробега.

Что делать с повышенным расходом масла? При небольших годовых пробегах (примерно 5000 км в год) можно и не заморачиваться — подливать масло по необходимости. А если наматываете за год несколько десятков тысяч километров, есть смысл в теплое время года заливать более вязкое масло. Угорать и испаряться оно будет менее интенсивно.

Сизый дым

При покупке машины помните, что у безнаддувных моторов расход масла ниже, чем у наддувных. А если речь идет о бэушных автомобилях, знайте: наличие повышенного расхода на глазок не определить. Бывалые перед продажей чистят даже выхлопную трубу. Нужно обращаться к специалистам. Но если из трубы появляется сизый дым, то это показатель запредельного масляного аппетита. Его не спрятать.

Счастливого пути — и поменьше «масляных» проблем!

  • Как выбрать моторное масло для лета, узнайте здесь.

Нормальный расход масла — это сколько?

Почему новый двигатель подъедает масло сильнее, чем старый? Как сократить траты на моторное масло? И вообще, куда оно уходит?.. — эксперты «За рулем» ответили на все вопросы.

Нормальный расход масла — это сколько?

Нормальный расход масла — это сколько?

Почему новый двигатель подъедает масло сильнее, чем старый? Как сократить траты на моторное масло? И вообще, куда оно уходит?.. — эксперты «За рулем» ответили на все вопросы.

Нормальный расход масла — это сколько?

Наше новое видео

12 литров на сотню это много? Тест Haval Dargo

Москвич 3: все подробности и первый тест!

2 российские новинки, которые заменят Ford

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2. ru

Понимание того, как двигатели потребляют масло

Высокий расход моторного масла почти всегда является симптомом или следствием другого, еще более важного состояния. В данной статье этот вопрос будет рассмотрен с точки зрения потерь масла через пути сгорания (по сравнению с утечками).

Хотя основное внимание будет уделяться дизельным двигателям, используемым в промышленных и коммерческих целях, многое из того, что будет обсуждаться, в равной степени применимо к личным автомобилям и двигателям, работающим на природном газе.

Само по себе потребление масла является известным источником вредных выбросов в атмосферу (см. врезку на стр. 4). Несгоревшее или частично сгоревшее масло выбрасывается через выхлопной тракт в виде углеводородов и твердых частиц (сажи).

Кроме того, известно, что противоизносные присадки к моторным маслам отравляют или, по крайней мере, ухудшают работу каталитических нейтрализаторов. Чем больше масла потребляется через камеру сгорания, тем больше риск/эффект отравления. Это еще больше усугубляет воздействие на окружающую среду.

Причины повышенного расхода масла многочисленны и сложны. Поскольку это потребление является симптомом других состояний, необходимо знать об изменениях скорости потребления масла. Эти изменения следует рассматривать в контексте других данных и факторов, включая анализ масла, внешний вид выхлопных газов, срок службы двигателя (с момента последнего ремонта), давление наддува, рабочую температуру, нагрузку/рейку, прорыв газов и условия эксплуатации. Анализ масла будет обсуждаться с точки зрения корреляции и значения общих тенденций и того, как они могут быть полезны для устранения неполадок.


Рис. 1. Поток масла через поршневые кольца (ссылка Shell)

Причины повышенного расхода масла

Понимание механизмов транспортировки нефти необходимо, чтобы предотвратить попадание нефти туда, куда не следует. Потери моторного масла зависят от конструкции двигателя и условий эксплуатации. Потребление масла в основном происходит вблизи или через камеру сгорания, либо вниз через клапаны, либо вверх через поршневой пакет колец.

Подвижность и расход масла через клапаны двигателя

Масло, собирающееся на штоках впускных клапанов, всасывается в камеру сгорания при нормальной работе. Горячие выхлопные газы сжигают масло на штоках выпускных клапанов. Если между штоками клапанов и направляющими слишком большой зазор, двигатель будет всасывать больше масла по направляющим и в цилиндры. Это может быть вызвано износом направляющих клапанов и изношенными, треснувшими, отсутствующими, сломанными или неправильно установленными уплотнениями. Двигатель может по-прежнему иметь хорошую компрессию, но будет сжигать много масла.

Поток масла через пакет поршневых колец

Моторное масло предназначено для образования масляной пленки на стенках цилиндров. Несмотря на то, что маслосъемное кольцо на поршне удаляет большую его часть, все равно остается тонкая пленка. Когда двигатель замедляется, высокое отрицательное давление всасывает масло в камеру сгорания и выбрасывает его из выпускного коллектора.

Проблема более выражена, когда кольца или цилиндры сильно изношены или повреждены, но она также может возникнуть, если цилиндры не были должным образом отточены (некруглость или дефекты обработки поверхности) при сборке (или восстановлении) двигателя или если кольца установлены неправильно.

Большая часть масла, которое проходит через пакет поршневых колец и вдоль гильзы, обычно образуется во время такта сжатия. Маслосъемное кольцо соскребает масло со стенки цилиндра. Соскребаемое масло стекает в дренажные отверстия/полости кольца.

Масло, оставшееся на стенке цилиндра, необходимо для смазки компрессионных колец. Как только масло проходит мимо компрессионных колец, ему трудно вернуться в поддон. Однако картерные газы могут служить транспортной средой, помогающей рециркулировать масло обратно в поддон картера (см. рис. 1).

Отложения на поршневых кольцах и движение

Отложения на поршневых кольцах могут резко снизить подвижность и изгиб колец. Точно так же движение колец может сильно влиять на то, где образуются отложения, и на движение (перенос) смазки внутри пакета колец.

Это движение кольца определяет время пребывания смазки в пакете колец, что, в свою очередь, влияет на скорость разложения смазки и места образования отложений (см. рис. 2). Температура кольцевого пакета может варьироваться от 195-340 градусов С.

В совокупности эти условия могут ускорить износ гильз поршневых колец (PRL), ухудшить эффективность сгорания, увеличить прорыв газов и снизить расход масла (увеличить расход масла).

Один из способов, которым это происходит, - это углеродный домкрат. При этом в кольцевых канавках происходит нагар (подпитываемый сажей и продуктами разложения масла). Соответствующее ограничение движения кольца увеличивает износ, прорыв газов и расход масла в соответствии с ритмом поршня.


Рис. 2. Последовательность образования отложений на поршневых кольцах

Испарение масла со стенок цилиндра

До 17% общего расхода масла связано с испарением стенок гильзы. Чем более деформированная (некруглая) и шероховатая (шероховатость поверхности) гильза цилиндра, тем больше масляной пленки останется на гильзе после рабочего такта. Высокая температура поверхности гильзы (80-300°С) приведет к потере этого масла за счет затуманивания и испарения. Молекулы легкой нефти более склонны к испарению. Эти легкие молекулы истощаются первыми, и в результате потери при испарении к концу интервала обслуживания смазочного материала уменьшаются.

Не все масла одинаковой вязкости одинаковы с точки зрения летучести (риск потери при испарении). Некоторые смазочные материалы могут демонстрировать на 50 процентов большую потерю летучести, чем другие. На это влияет молекулярно-массовое распределение базового масла.

Конечно, ключевую роль играет температура. Низкая температура футеровки приводит к низкой скорости испарения. Температура футеровки зависит от нагрузки, эффективности сгорания и охлаждения. Приблизительно 74 процента испарения происходит во время тактов впуска и сжатия (влияния на скорость обнаружено не было).

Прорыв газов из отверстий цилиндров овальной формы

Овальные отверстия цилиндров обычно вызваны проблемами механической обработки, а также термическими деформациями и деформациями давления. Поршневые кольца могут в определенной степени соответствовать овальности цилиндров. Тем не менее, обратные картерные газы и масляный туман могут следовать по пути через эти деформации отверстия цилиндра, легче перемещаясь по рабочей поверхности кольца. Масляный туман переносится с обратными картерными газами в камеру сгорания и наружу с выхлопными газами.

Условия высокого кольцевого флотации

Исследователи обнаружили, что более низкая вязкость масла может снизить условия «плавания» маслосъемного кольца. «Поплавок» в основном означает, что между маслосъемным кольцом и стенкой цилиндра слишком большая толщина пленки.

Следовательно, эта чрезмерная вязкость препятствует способности кольца в достаточной степени выдавливать (соскребать) масло со стенки цилиндра и возвращать его в поддон. В результате на стенке цилиндра остается слишком много масла, которое затем может перемещаться к компрессионным кольцам или оставаться на гильзе, увеличивая потери масла из-за запотевания и испарения.

Стоит отметить, что слишком низкая вязкость также влечет за собой множество опасностей. Всегда желательна оптимальная эталонная вязкость (не слишком низкая и не высокая). Этот «оптимум» подталкивается многочисленными факторами конструкции и эксплуатации двигателя, в том числе стремлением снизить расход масла.

Интервал замены масла Эффект

Увеличенные интервалы замены масла являются постоянно растущей тенденцией. Несмотря на очевидные преимущества (более низкая стоимость замены масла, более высокая производительность, преимущества для окружающей среды и т. д.), существуют также риски для срока службы двигателя, риски экономии топлива и штрафы за экономию масла. Недавнее исследование влияния интервала замены масла на количество миль на кварту масла показано на рис. 3.

Три разных двигателя (Класс 8, магистральные перевозки) с разными интервалами замены масла демонстрируют четкую взаимосвязь между состоянием масла и его расходом. Можно сделать вывод, что по мере старения масла эффекты старения (сильное образование сажи, потеря диспергируемости, истощение присадок, нерастворимые вещества, сдвиг индекса вязкости, грязевая нагрузка и т. д.) ухудшают способность двигателя удерживать масло во время эксплуатации.


Рисунок 3. Влияние интервала замены масла
на милях на литр масла (Ref. Carver, Exxon)

Проблемы с расходом масла, выявленные при анализе масла

Мониторинг уровня масла и скорости подпитки обеспечивает надежную индикацию расхода масла и относительной экономии масла. Если потребление масла низкое, можно предположить, что, хотя многие вещи могут идти не так, они не происходят просто потому, что расход моторного масла находится в пределах нормального и безопасного диапазона. Поэтому логично отслеживать уровни масла и израсходованное масло подпитки между плановыми заменами масла.

Низкое щелочное число/высокое кислотное число

Высокий уровень прорыва газов, загрязнение водой, проблемное базовое масло, топливо с высоким содержанием серы

Коррозия гильз поршневых колец (PRL), отложения на поршневых кольцах

Низкий уровень масла преждевременно истощает сверхосновные моющие средства и антиоксиданты

Высокий уровень прорыва картерных газов из-за плохой эффективности сжатия/сгорания

Высокая вязкость масла

Высокая концентрация сажи, неправильное масло, гликоль в масле, горячее масло, увеличенный интервал замены масла, окисление масла

Высокий люфт колец, отложения на поршневых кольцах

Доля потери легкого масла при испарении

Высокий уровень прорыва газов (сажи) из-за низкой эффективности сжатия/сгорания

Низкая вязкость масла

Разбавление топливом, неправильное масло, присадка для улучшения вязкости

Потери легких фракций при испарении, износ PRL

Неполное сгорание и прорыв газов (разжижение топлива)

Высокая сажевая нагрузка

Высокий уровень прорыва газов, увеличенный интервал замены масла, рециркуляция отработавших газов (EGR), длительный холостой ход и т. д.

Повышенное скольжение колец из-за повышенной вязкости, отложения на поршневых кольцах, износ PRL

Низкий уровень масла

концентраты сажи

Высокий уровень прорыва газов (сажи) из-за низкой эффективности сжатия/сгорания

Низкая дисперсность сажи

Загрязнение водой, высокое содержание сажи, разжижение топлива, увеличенный интервал замены масла, утечка охлаждающей жидкости

Отложения на поршневых кольцах

Низкий уровень масла приводит к преждевременному истощению диспергатора

Высокий уровень прорыва газов (сажи) из-за низкой эффективности сжатия/сгорания, неполного сгорания и прорыва газов (разбавления топлива)

Загрязнение воды

Утечка охлаждающей жидкости, кратковременная прерывистая работа, низкая температура

ПРЛ коррозия

Высокий уровень прорыва газов и кратковременная повторно-кратковременная работа

Шлам и нерастворимые оксиды

Увеличенный интервал замены масла, окисление базового масла, плохая диспергирующая способность, недостаточная моющая способность

Отложения на поршневых кольцах, износ PRL

Низкий уровень масла повышает температуру поддона и преждевременно истощает антиоксиданты

Разбавление топливом

Высокий уровень прорыва газов, износ PRL, увеличенный интервал замены масла, проблемы с форсунками, чрезмерная заправка/заедание

Износ PRL и прорыв газов, преждевременное окисление базового масла (отложения на поршневых кольцах)

Неполное сгорание и прорыв газов (разжижение топлива)

Загрязнение охлаждающей жидкости (гликоль)

Утечки охлаждающей жидкости из-за дефектных уплотнений, кавитации, коррозии, поврежденного радиатора, течи прокладки ГБЦ и т. д.

Сильный износ колец из-за повышенной вязкости, коррозия ПРЛ, износ ПРЛ, отложения на поршневых кольцах

Высокий уровень прорыва картерных газов из-за плохой эффективности сжатия/сгорания

Грязное масло (кремнезем)

и другие твердые загрязнения

Грязный воздухозаборник, неисправный масляный фильтр, грязное топливо, грязное новое/резервное масло, остатки износа и коррозии

Абразивный износ PRL вызывает высокий расход масла

Высокий расход масла, несущий частицы, вызывает чрезмерный абразивный износ PRL и увеличение количества частиц

Попадание большого количества картерных газов приводит к загрязнению всасываемого воздуха и топлива

В приведенной выше таблице не только подробно показано, как высокий расход масла может сопровождаться определенными отчетными условиями анализа масла, но также приведены примеры того, что могут означать эти условия.

Понимание того, как двигатели потребляют масло, все еще находится в стадии разработки и является предметом постоянных исследований многих организаций. Важно максимально замедлить или остановить проблему.

Несомненно, в ближайшие годы будет достигнут значительный прогресс. А пока будет полезно использовать имеющиеся знания в полной мере. Стратегии, описанные в этой статье, предлагают несколько вероятных способов достижения этой цели.

Об авторе

Когда двигатель потребляет слишком много масла? · Технипедия · Моторсервис

Информация о диагностике

Что представляет собой чрезмерный расход масла? Как рассчитать расход масла для легковых и грузовых автомобилей? И какой максимально допустимый расход масла двигателем? Ответы вы найдете в этой статье.

На практике мнения о моменте чрезмерного потребления масла в разных странах сильно различаются.

Из-за рабочих зазоров, требуемых как часть конструкции, движущиеся части двигателя, особенно поршни и клапаны, не являются 100-процентно газонепроницаемыми и маслонепроницаемыми. Это означает, что нефть потребляется с низкой, но постоянной скоростью. В камере сгорания масляная пленка на поверхности цилиндра также широко подвержена высокотемпературному сгоранию. Это приводит к тому, что моторное масло испаряется, сгорает и выбрасывается в окружающую среду с выхлопными газами.

Руководства по ремонту и инструкции по эксплуатации часто содержат информацию о максимально допустимом расходе масла для двигателя. Если спецификация производителя недоступна, макс. Можно предположить расход масла от 0,25 до 0,3 % для грузовых автомобилей и до 0,5 % для автобусов.

Расход масла в двигателях современных легковых автомобилей обычно не превышает 0,05 %; максимально допустимый расход масла составляет 0,5 % (все процентные значения относятся к фактическому расходу топлива).

Нормальный расход масла может быть выше для старых типов двигателей, стационарных двигателей и при особых условиях эксплуатации.

Решение о необходимости проведения ремонтных работ может быть принято путем сравнения фактического расхода масла с максимально допустимым расходом масла.

Дизельные двигатели потребляют больше моторного масла, чем бензиновые двигатели. Двигатели с турбонагнетателем также нуждаются в большем количестве моторного масла, чем двигатели без турбонагнетателя, из-за смазки турбонагнетателя.

По техническим причинам расход масла минимален после обкатки двигателя и увеличивается в течение срока службы двигателя из-за износа. Износ внутри двигателя в равной степени влияет на все компоненты. По этой причине проведение частичного ремонта, например замена только поршней или поршневых колец, часто приводит к минимальному снижению уровня потребления масла.

Пример расчета для грузовых автомобилей

Грузовой автомобиль расходует около 40 литров топлива на 100 км пути.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf