При покупке новых колесных дисков необходимо обращать внимание не только на диаметр, но и на другие его параметры, в том числе на разболтовку. Скрывается этот параметр за аббревиатурой PCD, рядом с которой указывается два числа. Они указывают на число болтовых соединений и диаметр окружности, которая вписана в их центр. Итак, как узнать разболтовку диска самостоятельно и чем грозит установка неверно подобранной детали.
Как определить разболтовку диска. Если сохранилась маркировка, проще всего расшифровать ее. Сделать это несложно. К примеру, на диске указаны следующие данные R14 5.5J 4x100 DIA54.1 ET45, где:
R14 – указывает на диаметр диска в дюймах;
5.5J – ширина диска, буква J указывает на то, что данный диск может использоваться только на машинах с моноприводом, то есть передне- и заднеприводных автомобилей. Диски для авто с полным приводом помечаются маркировкой JJ. Дополнительно для обозначения литых или кованых моделей используется буква X.
4x100 – показатель разболтовки, в легковых автомобилях диски могут крепиться на 3 -6 шпилек. Наиболее распространены следующие значения вписанной окружности: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 139.7.
DIA54.1 – диаметр центрального входного отверстия;
ET45 – вылет диска. В этом случае у диска положительный вылет. Если этот параметр отрицательный, перед численным значением ставится знак «-». При нулевом вылете производители указывают «0». Вылет оказывает воздействие на положение привалочной плоскости, если установить диски с другим параметром, это приведет к смене значения и направления сил, которые воздействуют на подвеску автомобиля.
Таким образом, на данных дисках стоит разболтовка на 4 диска с диаметром окружности проведенной края крепежных отверстий равной 100 мм.
Кроме того, PCD всегда указан в техпаспорте транспортного средства. Например, в модели ВАЗ-2106 этот параметр вписан в характеристиках, как «Диаметр расположения отверстий под колесные болты». Указано значение 98, остается лишь сосчитать количество отверстий под болты. Для этой отечественной модели подходят диски с разболтовкой 4x98.
Показатель PCD колеблется не только в зависимости от производителя, но также от модели и года выпуска. Приведем самые распространенные значения:
Значение PCD | Марки и модели автомобилей |
4x98 | Fiat: Brava, 126, 124, Croma, Multipla, Tipo, Panda, Alfa Romeo: 155 и 164; Lada |
4x100 | Используется на старых моделях Mini, BMW 3, Honda: CRX, Jazz, Accord; Kia Spectra: Opel Astra, Corsa, Ascona, Zafira; Toyota Yaris, Corolla, Volkswagen Golf: Passa, Jetta, Polo. |
5x100 | Audi: TT и A3, Toyota: Avensis, Celica, Carina; Skoda Octavia; Subaru: Impreza, Outback, Legacy |
5x108 | Ferrari, Citroen Jumper и XM, Ford Mondeo и Focus; Volvo 740, 760 и 780 |
5x112 | Audi: 100 CS, A4, A6, A8, S2, S4; Ford Galaxy, Mercedes: 600 SL, SLK, Vito |
4x114,3 | Honda: Accord, Civic Vtec; Hyundai: Sonata, Accent; Nissan: Almera, Primera, Mitsubishi: Colt, Lancer, Galant; Volvo V40 и S40; Daewoo Matiz |
5x114,3 | Применяется на некоторых «американцах», на старых моделях Mazda, на Honda CRV, Toyota RAV4, Lexus |
5x115 | Применяется на большинстве моделей от американских производителей |
5x120 | Rolls Royce, Range Rover |
5x139,7 | УАЗ, Chevrolet Niva |
Указаны только самые распространенные варианты разболтовки. Прежде чем приобретать диск, необходимо установить этот параметр именно для вашего автомобиля.
Как узнать разболтовку диска автомобиля? На глаз это сделать не получится, отличить PCD 4 x 98 от 4x100 визуально практически невозможно. Если под рукой нет ни техпаспорта, а маркировка стерлась, придется запастись штангенциркулем. Прежде всего, необходимо определить количество болтов. Это банальный подсчет их количества. Далее нужно определить диаметр окружности описанной вокруг крепежных отверстий. Это уже сделать немного сложнее.
PCD для дисков может быть для 3, 4 или 5 болтов. Как понять разболтовка диска, исходя из числа крепежных отверстий, процедура несколько меняется.
Как узнать разболтовку диска 5 болтов? Этот метод является универсальным и подходит для измерения PCD с любым количеством болтов, при проведении расчетов заменяется лишь формула. Для проведения измерения понадобится штангенциркуль. Если использовать линейку, погрешность в проводимых измерениях будет слишком велика.
Следуйте инструкции приведенной ниже:
Для проведения измерений берут два соседних отверстия, замеряется расстояние от ближайших краев;
Измеряется диаметр отверстия;
Складывается значение расстояния и диаметра;
Далее для вычисления диаметра окружности центров крепежных отверстий необходимо использовать формулу.
Как узнать разболтовку диска с 5 отверстиями, для этого используется формула:
X*1,701, где x – вычисленное расстояние между центрами двух отверстий.
Для трех болтов применяется формула: X*1,155.
Для диска с четырьмя болтами параметр PCD можно узнать, умножив расстояние между центрами крепежных отверстий на коэффициент x1,414, то есть используется формула: X*1,414.
К примеру, у диска пять отверстий для крепления. В ходе вычисления выявлено, что расстояние между центральными точками соседних крепежных отверстий, равно 63,5 мм. Для вычисления диаметра это значение умножается на 1,701. В итоге, показатель PCD для диска равен 108.
Как узнать разболтовку диска на 4 или 6 болтов. Этот способ подходит только для дисков с четным числом отверстий. Для этого необходимо измерить расстояние от крайней точки двух противоположных отверстий. К примеру, у ВАЗ 2104 этот параметр составляет 85 мм. Далее измеряем диаметр посадочного отверстия, у данной модели - он равен 13 мм. Складываем оба полученных значения – получаем 98 мм. Итого, PCD ВАЗ 2104 равен 4x98 мм. Можно упростить проведение измерение, проведя измерения сразу от краев крепежных отверстий. Однако этот метод не отличается особой точностью.
На рынке встречаются колесные диски следующих разновидностей:
Стальные, они же штампованные;
Литые из легкосплавных металлов;
Кованые.
Как узнать разболтовку штампованных дисков? Стальные диски – наиболее распространенный вариант, это связано со стоимостью подобных моделей, а также возможностью проведения рихтовочных работ. Разболтовка такого диска должна точно соответствовать установленным производителем нормативам.
Литые диски считаются не такими долговечными. Поскольку легкосплавные металлы характеризуются меньшей прочностью, к подбору комплектующих необходимо подходить особенно тщательно. Как узнать разболтовку литого диска? Для этого используется тот же метод, что и для других разновидностей.
Кованые диски считаются самыми прочными и тяжелыми. Изготавливают их в специальных цехах по технологиям схожим с теми, что применяются в авиастроении. Они хорошо переносят прямые удары. Автомобилисты часто их ставят для езды в экстремальных условиях.
К сожалению, при покупке далеко не все автолюбители задаются вопросом, как узнать разболтовку колесных дисков. Игнорирование данного параметра может привести к печальным последствиям. Установить наличие проблемы визуально довольно проблематично.
При тюнинге своего автомобиля многие автомобилисты стараются подобрать диски не по техническим параметрам, а исходя из внешнего вида. Часто возникает ситуация, при которой диски по разболтовке подходят лишь примерно.
В интернете можно найти таблицы совместимости моделей дисков различных производителей, однако этим данным доверять прямым образом не стоит.
Некоторые мастера предлагают «подогнать» параметры авто к новым колесным дискам, у которых значение PCD от штатного отличается в большую сторону. При установке обычно применяются центровочные кольца. Однако эффективность и безопасность данного метода неоднозначна. Кольца могут изготавливаться из алюминия или пластика. Хоть производители утверждают, что материалы используются специально рассчитанные на нагрузки, но наличие дополнительного элемента в системе крепления колес дает дополнительную вероятность ослабления конструкции и при раскалывании кольца может привести к аварии.
Установка колесных дисков с неверным показателем PCD может стать причиной:
Усиления биения колес;
Повреждения подвески или рулевого механизма;
Откручивания колеса в процессе езды.
Даже если колесо удалось отцентровать, фаски болтовых шпилек не будут плотно прилегать к гнездам диска. По этой причине напряжение в металле растет, что ускоряет износ отверстий. Кроме того, всегда есть риск «потерять» колесо прямо по ходу движения.
Авторемонт
Vasilenkov Send an email 01.06.2020
0 1 578 2 минут
Описание того, что такое разболтовка колесных дисков, а также главных параметров стандартной маркировки. Видео о разболтовке колесных дисков машины.
Разболтовка колесных дисков – один из главных параметров, которые необходимо учитывать при замене колеса. Решаясь на тюнинг авто и выбирая диски подходящего диаметра с аналогичным диаметром центрального отверстия, но с несоответствием разболтовки и вылета, можно не только зря потратить деньги, но и свести безопасность управления авто к минимуму.
Разболтовка – строгий технический параметр, маркируется литерами PCD и указывает на количество отверстий под крепеж и диаметр круга, на котором они расположены. При маркировке диска размер указывается в центральной части маркировочного списка смежными цифрами: 4/98, 5/112 и пр.
Посчитать количество крепежных болтов не составляет труда, но определить радиус окружности, на которой они находятся, достаточно проблематично. Высчитывать «на глаз» опасно. Поскольку отклонение более чем на 1,5 мм приведет к тому, что при монтаже колеса будет невозможно оптимально затянуть болты. Это снизит безопасность управления и приведет к быстрому износу наконечника подвески и других узлов.
Производители литых и штампованных дисков маркируют свою продукцию согласно единому стандарту. В технической документации на машину завод-изготовитель также указывает, какие типоразмеры колеса подходят для конкретной модели, приводит данные совместимости. При выборе нового колеса, кроме разболтовки, учитываются многие параметры.
Пример стандартной маркировки штампованного диска от Мазда – 6.5 J15h3 5/112ET39d57.1, что означают символы:
Привалочная ось или плоскость – условная величина при прижатии диска к ступичному узлу. В зависимости от конструкции, различают положительный, отрицательный и нулевой вынос. При положительном выносе область приложения выходит наружу за ось симметрии, при отрицательном – вогнута внутрь, при нулевом – совпадает.
Любое несоответствие вылета диска с рекомендованным производителем приведет к тому, что диск будет задевать суппорт, и если вылет диска больше рекомендованного, проблема в некоторых случаях решается установкой проставок с использованием более длинных болтов.
Или же может уменьшиться колесная база авто, если вылет меньше рекомендованного. В таких условиях увеличивается износ ступичного за счет максимальной нагрузки, и в некоторых случаях колесо может цеплять крыло.
При выборе диска учитывается дополнительный параметр MAX LOAD – допустимая нагрузка на диск. Нагрузка указывается, чтобы водитель не перепутал и не поставил легкосплавный диск с MAX LOAD 900 кг, предназначенный для легковых автомобилей, на микроавтобус, даже если все монтажные и типоразмеры совпадают.
Видео о разболтовке колесных дисков машины:
Описание того, что такое разболтовка колесных дисков, а также главных параметров стандартной маркировки. Видео о разболтовке колесных дисков машины.
||list|
Существует пять основных компонентов, позволяющих правильно определить зажимную гайку или замок колеса:
Колесные шпильки — это болты с резьбой (или шпильки), которые выступают через отверстия в ваших колесах, на которые вы навинчиваете гайки. Большинство автомобилей имеют 4 или 5 колесных шпилек на колесо, однако некоторые грузовики, фургоны или внедорожники могут иметь до 8 на колесо.
Размер резьбы
Вы можете легко определить размер и шаг резьбы с помощью простого измерителя шага резьбы, доступного в любом хозяйственном магазине, или вы можете просто взять одну из гаек с проушиной в ближайшем хозяйственном магазине и накрутить ее на болты. у них на руках. Размер резьбы или диаметр резьбы — это измерение, выполненное по внешнему диаметру резьбы колесных шпилек, измеренное либо в стандартных (7/16", 1/2" и т. д.), либо в метрических (12 мм, 14 мм и т. д.) размерах. Наиболее распространенные размеры резьбы: 10 мм, 12 мм, 14 мм, 7/16", 1/2", 9/16", 5/8". Большинство заводских размеров шипов можно найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля или воспользоваться онлайн-руководствами.
Шаг резьбы
Шаг резьбы — это количество витков на дюйм для неметрических шпилек или расстояние в миллиметрах между витками резьбы для метрических резьб. Этот инструмент поможет определить правильный шаг резьбы, который был на автомобиле с завода. Если автомобиль был модифицирован, вам необходимо проверить шаг резьбы.
Тип седла
Тип седла относится к области, где зажимная гайка фактически соприкасается с поверхностью колеса. Наиболее распространенными типами являются седло с желудь/коническим седлом , магнитное седло (имеющее плоскую посадочную поверхность с отдельной шайбой) или шаровое седло .
Длина/Размеры
Крайне важно, чтобы вы подтвердили размеры вашей зажимной гайки или колесного замка, чтобы обеспечить правильную посадку с точки зрения безопасности и внешнего вида. Это включает в себя внешний диаметр, общую длину, а для гаек/замков типа Mag вы также должны определить правильный диаметр хвостовика и глубину хвостовика.
Отделка/Цвет
Кольцевые гайки и замки доступны в различных вариантах отделки и цвета, включая хромирование, черный хром, нержавеющую сталь, цинк, желтый хромат, серебро, красный, синий и другие. После того, как вы определили эти компоненты крепления, остается только выбрать предпочитаемый тип гайки или замка.
Размеры наконечников (стандарт ISO и типы серии UN)
Опубликовано by Blair Lampe Know How
Скорее всего, когда вы думаете о зажимной гайке, на ум приходит один образ. Но все ли гайки одинакового размера? На самом деле существует несколько различных типов, которые различаются как в зависимости от производителя, так и в зависимости от области применения. Важно убедиться, что любая замена, которую вы выбираете, подходит для вашего автомобиля, иначе вы можете рискнуть чем угодно, от раздражения шпильки с поперечной резьбой до катастрофы потери колеса. Перед заменой зажимных гаек изучите несколько отличительных характеристик.
Это измерение диаметра внутреннего отверстия накидной гайки. Вы можете определить размер резьбы гайки, измерив диаметр шпильки, к которой она подходит. Поскольку эти измерения, как правило, проводятся на небольших круглых поверхностях и должны быть точными, лучшими инструментами для этой работы являются циферблатные или цифровые штангенциркули. Ваш автомобиль может использовать SAE или метрическую систему:
Это расстояние между отдельными витками резьбы, которое можно измерить путем подсчета количества пиков на определенном расстоянии. Для зажимных гаек SAE это расстояние составляет 1 дюйм. Для метрики это 1 миллиметр. Опять же, эти ручные измерения проще всего снять с соответствующей шпильки. Это может быть довольно небольшая область, поэтому, если вам нужно провести измерение вручную, может быть проще вместо этого отметьте 10 мм, а затем разделите общее количество пиков на 10, чтобы получить измерение 1 мм.
Самый простой способ узнать размер резьбы и шаг резьбы — найти в руководстве пользователя. Вы также можете взять другую подходящую гайку или шпильку в скобяной/автомобильный магазин и подогнать ее, накрутив на нее резьбу.
Седло находится там, где гайка соприкасается с колесом. Различные углы доступны в зависимости от производителя и области применения.
Наиболее распространенные гайки имеют шестигранную головку, которую можно снять с помощью шестигранного ключа, хотя это облегчает их снятие и, следовательно, повышает риск кражи колеса. Чтобы бороться с этим, производители разработали варианты, усложняющие снятие зажимной гайки:
Кольцевые гайки доступны в различных цветах и покрытиях и могут быть открытыми или закрытыми («желудь») на концах. Гайки с открытым концом позволяют проходить резьбе шпилек, а желуди обеспечивают более чистый вид.
Напоследок о зажимных гайках: нет, они не все одинаковые. Важно не только убедиться, что вы получаете правильный, но и затянуть его в соответствии со спецификациями производителя, как только вы это сделаете.