Управление большегрузом, тем более с несколькими ведущими мостами, а тем боле полноприводным, всегда требует от водителя большего внимания хотя бы потому, что здесь такой нюанс, как переключение скоростей может значительно отличаться от стандартизированного. И дело не только в больших нагрузках и возможном разнообразии рельефа и покрытия – сама схема-рисунок движения рычага иногда заметно другая…
ЕСЛИ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ НЕПРАВИЛЬНО
В зависимости от того, какая установлена на КамАЗ коробка передач, схема переключения этих передач может существенно отличаться. Даже без учета раздатки, наличие на многих моделях делителя или демультипликатора, а то и обоих вместе, логично предполагает иное движение руки, чем на «классике». Но если даже водитель назубок знает схематический план переключения, и знает, как пользоваться дополнительными переключателями демультипликаторов, то это не дает никакой гарантии, что сам процесс переключения будет происходить так, как того требует производитель.
Между тем, невыполнение рекомендаций изготовителя может привести к тому, что водитель сам сделает куда больше для того, чтобы угробить детали основной и дополнительной коробок и сцепления, чем самые тяжелые дорожные условия. К примеру, схема переключения передач КамАЗ 6520, для коробок ZF предусматривает обязательное выполнение ряда требований, причем часто в инструкциях по эксплуатации даже сразу прописываются возможные проблемы в случае нарушения этих требований. Итак:
В СЛУЧАЕ ПОЛОМКИ
Помня эти правила, из всех возможных забот вы оставляете себе лишь одну, как следствие эксплуатационного износа и непредвиденных поломок – качественные запчасти. Но с нашей компанией «СпецМаш», это даже не забота, а прямое руководство к действию. Покупая у нас запчасти для КП и сцепления, а также комплектующие, использование которых предусматривает схема тормозная КамАЗ, вы обеспечиваете свой автомобиль деталями с повышенным ресурсом (100 000 км), что документально подтверждают сертификаты МАДИ выданные на нашу продукцию. Если же вам нужны дополнительные доказательства качества наших запчастей, то обратитесь к тем, кто уже стал нашим клиентом, и вы такие доказательства получите.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Оформить заявку на приобретение нужных деталей-узлов можно прямо на сайте или же, воспользовавшись телефоном либо электронкой. Выбранный товар оплачивается наличными или по безналу, предусматриваются отсрочки (условия предоставления оговариваются отдельно). Также предусмотрена пересылка покупок в другие регионы, причем во многие города доставка бесплатная. Оптовикам и постоянным клиентам сидки и друге полезно-приятные бонусы.
В зависимости от того, какая установлена на КамАЗ коробка передач, схема переключения может быть самой разной. Из используемых сегодня КПП, самой простой можно считать 14-ю модель, предназначенную для установки на модели, не рассчитанные на буксировку прицепов и перевозку грузов свыше 10 тонн. Водителю автомобиля с такой коробкой доступен минимальный набор – пять скоростей при движении вперед и одна задняя передача.
На автомобилях, предназначенных для работы в составе автопоездов, ставится 15-я модель КП, к которой помимо основной коробки «прилагается» редуктор-делитель. Фактически, это та же, что и в предыдущем случае коробка КамАЗа, схема переключения которой предусматривает пять передних и одну заднюю передачу, но с одним существенным отличием. Используя делитель, можно на «привычных» местах включать скорости низшего тягового диапазона. В результате, у автомобиля «появляется» вдвое больше передач.
На машины с увеличенной грузоподъемностью устанавливают 152-ю модель КПП. Схема коробки передач КамАЗ этого типа по большей части повторяет предыдущую модель, но сам узел отличается конструктивным исполнением. Так в первичном вале делителя усилили шлицы и «нарастили» зубья синхронизаторов. Было убрано замковое устройство из соединения каретки синхронизатора «4-5» с вторичным валом. Изменили и градус зубьев муфт этой каретки и вала первичного. Увеличенный натяг позволил применить для соединения промежуточного вала с шестернями бесшпоночное крепление
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
И для 15-ой, и для 152-ой модели, предусматривает пневматический привод управления делителем. Здесь тоже произошла некоторая модернизация - у более нового варианта коробки модель этого управления стала более простой по конструкции за счет того, что из нее убрали два «лишних» воздухопровода и одну фиксирующую колодку.
Даже не учитывая то, какая именно схема КПП КамАЗ используется, к ним всем предъявляется одно общее требование – все комплектующие коробки и системы сцепления должны отвечать требованиям производителя. Запчасти от «СпецМаш» не только соответствуют стандартным требованиям, но и имеют повышенный (в сравнении со штатными) ресурс эксплуатации, что подтверждено сертификатами МАДИ. Целый ряд деталей рассчитан на пробег 100 тыс. км, так что обращение к нам гарантирует не только качественную работу коробок, но и их долговечность.
1 14.1701069 Прокладка
2 14.1701068 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
3 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
4 6-205К Подшипник
4 864709 Подшипник шариковый
5 14.1701340 Манжета в сборе
6 14.1701040 Крышка подшипника
7 14.1701230-01 Манжета с пружиной в сборе
8 14.1701238-01 Манжета с пружиной в сборе
9 14. 1701025 Вал первичный коробки передач в сборе
10 870512 Гайка специальная М52х2-Л-6Н
11 14.1701096 Кольцо маслонагнетающее
12 14.1701030 Вал первичный коробки передач
13 864711 Шарик-фиксатор БV7.938 мм
14 14.1701240 Крышка
1 14.1701051 Шестерня третьей передачи
2 14.1701048 Вал промежуточный коробки передач
3 870823 Шпонка сегментная 10х17х55
4 14.1701067 Кольцо В40 ГОСТ 13941-86
5 14.1701190-01 Подшипник роликовый
6 14.1701151 Синхронизатор 4-й и 5-й передач в сборе
7 14.1701114 Шайба упорная
8 14.1701115 Шестерня 4-й передачи
9 14.1701285 Ролик 5,5х15,8
10 14. 1701143 Втулка промежуточная роликов шестерни четвертой передачи
11 14.1701139 Втулка шестерни четвертой передачи
12 14.1701130 Шестерня третьей передачи в сборе
13 14.1701208 Подшипник роликовый
14 14.1701150 Синхронизатор второй и третьей передачи в сборе
15 14.1701145 Шпонка замковая упорной шайбы
16 14.1701146 Пружина замковой шпонки
17 14.1701105 Вал вторичный коробки передач
18 14.1701208 Подшипник роликовый
19 14.1701127 Шестерня второй передачи
20 14.1701122 Шайба упорная
21 14.1701112 Шестерня первой передачи
22 14.1701208 Подшипник роликовый
23 14.1701282 Втулка шестерни первой передачи
24 14. 1701280 Муфта включения первой передачи заднего хода
25 14.1701140 Шестерня заднего хода
26 14.1701208 Подшипник роликовый
27 14.1701278 Втулка шестерни заднего хода
28 14.1701055 Шестерня четвертой передачи
29 14.1701062 Втулка распорная зубчатых колес 4-й передачи и привода промежуточного вала
30 14.1701056 Шестерня привода промежуточного вала
31 14.1701063 Кольцо В65 ГОСТ 13942-68
32 14.1701066-01 Подшипник роликовый промежуточного вала передний
Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ, предназначена для работы без прицепа - пятиступенчатая. Для тягачей, работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке добавить передний делитель_ (рис. 123), увеличив число передач вдвое.
Шестерня ведущего вала коробки передач, выполненная заодно с валом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 22 привод промежуточного вала. Шестерня ведущего вала имеет коническую часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, предназначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передняя опора ведомого вала - роликовый подшипник, установленный в посадочном месте ведущего вала, а задняя - шариковый подшипник, расположенный в посадочном месте стенки картера.
На переднем конце ведомого вала нарезаны три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора 5 четвертой и пятой передач. Зубчатые колеса установлены на цилиндрической шайбе вала с помощью втулок и подшипников качения. 6, 7 и 9 соответственно четвертая, третья и вторая передачи. Шестерни 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором (5, размещенные между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроизвольное выключение синхронизатора шестерни
Втулка зубчатого колеса 13 первая шестерня, соединенная шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную в двух диаметрах. Муфта перемещается по шлицам цилиндрической части большого диаметра 12 включения шестерни заднего хода и первой передачи подшипник шестерни первой передачи установлен на цилиндрической шейке меньшего диаметра. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями и зубчатыми венцами промежуточного вала , а колесо 10 Шестерня заднего хода - с малым венцом блока 11 шестерни колеса заднего хода. Шестерни первой передачи и передачи заднего хода — цилиндрические, остальные — косозубые.
Промежуточный вал 21 передний конец опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в посадочном месте переднего торца картера, а задний конец на сферическом роликовом подшипнике, расположенном в стакане посадочного места заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом промежуточного вала переднего конца делителя редуктор имеет пазы.
Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 приводы промежуточных валов напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками. Зубчатые колеса задней передачи, первой и второй передач выполнены заодно с валом. Редуктор 11 заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликовых подшипниках на оси, закрепленной стопорной планкой. Коронка большого диаметра находится в постоянном зацеплении с коронкой 17 промежуточный вал 21. Механический делитель, удваивающий число передач, состоит из ведущей 1 и промежуточной 25 валы, одна пара шестерен
2 и 23, синхронизатор 4 и механизм переключения передач. Передний шариковый подшипник приводного вала 1 делитель расположен в расточке коленчатого вала, задний - в гнезде дефлектора картера 24 Делитель выполнен за одно целое с картером сцепления.
Винтовое колесо 2, постоянно зацеплен с колесом 23 привод промежуточного вала 25 Делитель , свободно вращается на приводном валу на роликовых подшипниках. Шестерня 2 имеет конус и зубчатое кольцо для взаимодействия с синхронизатором делителя .
Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шариковом подшипнике, размещенном в посадочном месте перегородки картера делителя, а задний конец - в роликовом подшипнике, закрепленном в посадочном месте задней стенки делителя картера. Промежуточные валы делителя и редуктора имеют шлицевое соединение. Шестерня 23 напрессован на промежуточный вал 25 и запирается сегментным ключом.
Делитель обеспечивает две передачи: прямую, в которой синхронизатор делителя смещен вправо и соединяет приводные валы делителя и редуктора, и повышающую передачу, в которой синхронизатор смещен влево и соединяет привод делителя вал к шестерне 2 (дальнейшее вращение через зубчатое колесо 23 передается на промежуточные валы делителя и редуктора).
При прямой передаче делителя коробка работает как обычная пятиступенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад, включена задняя передача или первая передача соответственно. На первой передаче, вращение с приводным валом через шестерню 23 передается на промежуточный вал и далее через зубчатый венец 15, шестерня 13 и сцепление 12 на ведомом валу. При движении задним ходом (включающая муфта смещена вперед) вращение от промежуточного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой обод 11 шестерни блок задней передачи, малый обод, зубчатое колесо 10 и сцепление 12.
Вторая передача включается перемещением синхронизатора. 8 вторая и третья передачи заднего хода, соединяющие шестерню с ведомым валом 9 Вторая шестерня , находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 18. Смещением синхронизатора вперед ведомый вал соединяется с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 19 промежуточный вал.
Четвертая и пятая передачи включаются перемещением синхронизатора 5 назад или вперед соответственно. На четвертой передаче зубчатые колеса передают вращение на ведомый вал, а на пятой передаче ведущий и ведомый валы связаны с помощью синхронизатора (прямая передача). В повышающих передачах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 23 делитель из-за смещения синхронизатора 4 делитель вперед. Дальнейшее включение четырех повышающих передач аналогично включению четырех понижающих передач.
При пятой повышающей передаче вращение от промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянное зацепление на ведущем валу коробки передач и далее на ведомый вал через синхронизатор с передним включением 5.
Для зацепления шестерен делителя используется пневматический привод. Воздух из пневмосистемы поступает в редукционный клапан 28 (рис. 123, б), где разделяется на две части и отправляется на кран 27 управление и в клапане 31 включение делителя. В зависимости от положения рукоятки переключателя 26 воздухораспределитель смесителя 27 управление входит в левый или правый боковой воздухораспределитель 30 и перемещением золотника направляется от клапана 31 включение делителя в полости А или В пневмоцилиндра 29, перемещая поршень, а вместе с ним и ползунок, связанный с синхронизатором. Воздух будет проходить через клапан 31 в механизм переключения передач только при полном включении сцепления, так как его толкатель соединен с упором 32, закрепленным на поршневом толкателе пневмогидроусилителя выключения сцепления.
Рис. 123. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ:
а - общий вид; 6 - схема пневмопривода делителя; 1 - вал привода делителя; 2- шестерня вала привода делителя; 3 - приводной вал коробки передач; 4 - делитель синхронизатора; 5-синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - Шестерня четвертой передачи ведомого вала; 7-шестерня третьей передачи ведомого вала; 8 - синхронизатор второй и третьей передач; 9 - зубчатое колесо второй шестерни ведомого вала; 10- Шестерня заднего хода ведомого вала; 11-блок шестерен задней передачи; 12 - муфта включения переднего и заднего хода и первой передачи; 13 - зубчатое колесо первой передачи ведомого вала; 14 - ведомый вал; 15 - зубчатый венец первой шестерни и промежуточного вала; 16 -коробка-футляр; 17 - зубчатый венец промежуточного вала задней передачи; 18 -зубчатый венец второй шестерни; 19 - Шестерня третьей передачи промежуточного вала; 20 - зубчатое колесо четвертой шестерни промежуточного вала; 21 - промежуточный вал коробки передач; 22 - зубчатое колесо привода промежуточного вала коробки передач; 23 - зубчатое колесо привода промежуточного вала делителя; 24 - корпус делителя; 25- промежуточный вал делителя; 26 - выключатель клапана управления; 27 -кран управления; 28 редукционный клапан; 29- пневмоцилиндр; 30-распределитель воздуха; 31- клапан включения делителя; 32 - стопор штока клапана; А и В - полости; В и Н - высшая и низшая передачи в делителе
Сцепление автомобилей КамАЗ сухое двухдисковое, с периферийным расположением нажимных пружин, что позволяет осуществлять передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач до 650 Н*м. Привод управления сцеплением гидравлический с пневматическим усилителем. Общий вид муфты показан на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Механизм сцепления:
1 - ведомый диск; 2 — ведущий средний диск; 3 - втулка монтажная; 4 - нажимная пластина; 5 - заглушка рычага растормаживания; 6 - рычаг разблокировки; 7 - пружина упорного кольца; 8 - шланг смазки муфты; 9 - пружинная петля; десятка - выжимной подшипник; 11 - пружина выключения; 12 - муфта выключения сцепления;
13 - вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 - вал вилки; 16 - пружина внешнего сжатия; 17 - крышка сцепления; 18 - шайба теплоизоляционная; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер сцепления; 21 - маховик; 22 - фрикционная накладка; 23 - пружина внутреннего сжатия; 24 - первичный вал; 25 - диск гасителя крутильных колебаний; 26 - внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 28 — кольцо ведомого диска; 29- механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска
Сцепление состоит из механизма и привода и имеет следующие конструктивные особенности:
Механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение когда сцепление выключено. Это устройство не требует регулировки во время работы;
Форма корпуса обеспечивает фиксацию нажимных пружин;
Ведомый диск имеет высокотемпературную фрикционную накладку с длительным сроком службы;
Педаль сцепления подвесная, что не нарушает герметичности кабины, а металлопластиковые втулки в опорах педалей не требуют пополнения смазки.
Механизм сцепления (рис. 2.5) состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимных пружин 16 и рычагов выключения 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; средний ведущий привод 2.
Штампованная крышка сцепления 17 устанавливается на маховик с помощью двух центрирующих втулок 3 и крепится десятью болтами М10 и двумя болтами М8.
Ведущие диски нажимного 4 и среднего 2 имеют на наружной поверхности четыре шпильки, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на фрикционную поверхность ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицы приводного вала редуктора или делителя.
Между картером сцепления 17 и нажимным диском 4 расположены нажимные пружины 16, под действием которых ведомый и средний ведущие диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.
Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключении сцепления.
Устройство выключения сцепления состоит из 4 рычагов выключения сцепления, уравновешенных на нажимном диске с упорным кольцом 14, выключателя 12 с упорным подшипником 10, установленным на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13 расположен на валу в картере сцепления (рассекатель).
Привод сцепления (рис.2.6) состоит из педали сцепления 1 с возвратной пружиной 11, главного цилиндра 2, расширительного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидроусилителя 18 трубопроводов и шлангов подвода рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подачи воздуха от пневмосистемы к усилителю сцепления.
Пневмогидравлический усилитель привода служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления (делителя) с правой стороны силового агрегата.
При нажатии на педаль сцепления давление жидкости от главного цилиндра по трубопроводам и шлангам передается на пневмогидроусилитель сцепления на гидропоршень и на ведомый поршень, который автоматически изменяет давление воздуха в пневмоцилиндре гидроусилителя пропорционально усилию на педали сцепления.
В процессе эксплуатации по мере износа накладок ведомых дисков необходимо отрегулировать привод сцепления, чтобы обеспечить выключение муфты свободного хода.
Рис. 2.6 Привод сцепления
1 - педаль; 2 - главный цилиндр; 3, 10 - нижний и верхний упоры; 4 - кронштейн; 5 - компенсационный бак; 6 - гидропровод; 7 - рычаг; 8 - поршень-толкатель; 9 - эксцентриковый палец; 11 - возвратная пружина; 12 - пробка; 13 - трубопровод; 14 - клапан выпуска воздуха; 15 - сферическая регулировочная гайка; 16 - толкатель поршня пневмогидроусилителя; 17 - защитный кожух; 18 - пневмогидроусилитель; I-сжатый воздух.
фрикционная, сухая, двухдисковая с периферийным расположением нажимных пружин | |
Передаваемый крутящий момент, Н*м (кгс*м) | |
Количество трущихся поверхностей | |
Диаметр фрикционной накладки, мм: | |
внешний | |
интерьер | |
Толщина ведомого диска с накладками, мм | |
Толщина покрытия, мм | |
Количество пружин сжатия | |
Усилие пружины при включенном сцеплении, Н (кгс) | 13150. |
Усилие пружины при выключенном сцеплении, Н (кгс) | 14090...16200 (1405...1602) |
Количество съёмных рычагов прижимной пластины | |
Передаточное отношение тяговых рычагов | |
Демпфер крутильных колебаний | пружинно-фрикционного типа |
Привод сцепления | гидравлический, с пневмоусилителем. |
Таблица 3. Технические характеристики сцепления.
Устройство и работа коробки передач автомобиля КамАЗ-5320
На автомобиле КамАЗ-6320 механическая десятиступенчатая коробка передач, которая сочетает в себе трехвальную, трехходовую, пятиступенчатую главную коробку передач и переднюю двухвальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на все модификации автомобилей КамАЗ, предназначенные для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, установлена только пятиступенчатая коробка передач «9».0005
Общее устройство редуктора с делителем показано на рис. 4.8.
В зубчатой части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя инерционными синхронизаторами включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и передача заднего хода включаются зубчатой муфтой. Переключение передач в делителе передач
осуществляется синхронизатороминерционного типа.
Картер 20 главного редуктора крепится к картеру 3, общему для сцепления и редуктора-делителя шестерен. В картере 2д первичный 5, вторичный 18 и промежуточный 26 валы установлены на подшипниках. Первичный и вторичный валы зафиксированы от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников 7 и 16, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника 19.. Блок редуктора 22 установлен на оси на двух роликовых подшипниках. Шестерня 8 входного вала выполнена за одно целое с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода 23, первая шестерня 21 и вторая шестерня 25 выполнены за одно целое с валом, а остальные установлены на валу с помощью шпона и проставочного кольца. Большая шестерня 27 привода промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала, образуя первую ступень понижающей шестерни главной коробки передач. Все шестерни выходного вала установлены на специальных роликовых подшипниках. Инерционный синхронизатор 9для включения пятой и четвертой передач установлен между зубчатым колесом первичного вала и зубчатым колесом 10 четвертой шестерни вторичного вала, а между шестернями 11 (третьей и 13 второй шестернями вторичного вала имеется инерционный синхронизатор 12 для включения этих передач 15.
Зубчатая часть зубчатого делителя состоит из первичного
1 и промежуточного 28 валов с установленными на них шестернями 4
и 29 и инерционным синхронизатором 6, расположенным в делителе корпус 8, выполненный за одно целое с картером сцепления Валы 1 и 28 зафиксированы от осевого смещения установленными в переборке картера шарикоподшипниками 2 и 30. Шестерня 4 первичного вала установлена на подшипниках качения, а шестерня 29промежуточного вала жестко соединен с валом посредством шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.
На автомобиль КамАЗ-5320 устанавливается механическая десятиступенчатая коробка передач, которая сочетает в себе трехвальную, трехходовую, пятиступенчатую главную коробку передач и двухвальную переднюю шестерню-делитель. Такая коробка устанавливается на все модификации автомобилей КамАЗ, предназначенные для постоянной эксплуатации в составе автопоезда. На версии, предназначенные для эксплуатации без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач.
Общее устройство редуктора с делителем показано на рис.9.
В зубчатой части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя инерционными синхронизаторами включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и передача заднего хода включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется инерционным синхронизатором.
Картер главной коробки передач 20 крепится к картеру 3, который является общим для сцепления и коробки передач-делителя. В картере 20 на подшипниках установлены первичный 5, вторичный 18 и промежуточный 26 валы. Первичный и вторичный валы зафиксированы от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников 7 и 16, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника 19.. Блок редуктора 22 установлен на оси на двух роликовых подшипниках. Шестерня 8 первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни 23 заднего хода первая 21 и вторая 25 шестерни выполнены за одно целое с "валом, а остальные установлены на валу с помощью шпонок и распорного кольца. Большая шестерня 27 привода промежуточного вала находится в постоянного зацепления с шестерней первичного вала, образуя первую ступень Редуцирующие шестерни главной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликовых подшипниках.Между шестерней первичного вала и шестерней 10 четвертой шестерни вторичного вала, инерционный синхронизатор 9для включения пятой и четвертой передач, а между шестернями 11 третьей и 13 второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор 12 для включения. Первая передача и передача заднего хода включаются зубчатой муфтой 15.
Зубчатая часть делителя передач состоит из первичного 1 и промежуточного валов 28, установленных на них шестерен 4 и 29
Рис. 9. Устройство коробки передач автомобиля КАМАЗ-5320: 1 - первичный вал делителя шестерни; 2, 7, 16, 30 - шарикоподшипники ; , корпус делителя 3 передач; 4 - Шестерня первичного вала делителя; 5 - первичный вал коробки передач; 6-ступенчатый делитель-синхронизатор; 8 - Шестерня первичного вала коробки передач; 9- синхронизатор четвертой - пятой передач: 10 - Шестерня четвертой передачи вторичного вала; 11-шестерня третьей передачи вторичного вала; 12- синхронизатор второй-третьей передачи; 13 - упала шестерня второй передачи вторичной; 14- крышка картера коробки передач; 15 - муфта включения первой передачи и заднего хода; 17 - диск на спидометр; 18-вторичный вал; 19- двойной сферический подшипник ; 20- корпус коробки передач; 21- Шестерня первой передачи промежуточного вала; 22- блок редуктора заднего хода; 23- промежуточный вал заднего хода; 24 - шестерня заднего хода вторичного вала; 25 - Шестерня второй передачи промежуточного вала; 26-промежуточный вал; 27 - Шестерня привода промежуточного вала; 28 - промежуточный вал шестеренчатого делителя; 29 - шестерня промежуточного вала делителя
и инерционного синхронизатора 6, расположенного в корпусе делителя 3, который составляет единое целое с картером сцепления. Валы 1 и 28 зафиксированы от осевого смещения шарикоподшипниками 2 и 3О, установленными в переборке картера. Шестерня 4 первичного вала установлена на подшипниках качения, а шестерня 29промежуточного вала жестко соединен с валом посредством шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.
На рис. 4.9 приведены схемы передачи крутящего момента через делитель и главный редуктор на различных передачах. При прямой передаче в делителе от его входного вала 1 к входному валу 5 главной коробки осуществляется понижающая передача. На рис. 4.9 этому положению соответствуют номера программ с буквой «Н». При передаче крутящего момента через промежуточный вал делителя получаются ускоряющие шестерни. На рис. 4.9эти положения отмечены буквой «В». В правой части графиков показаны значения передаточных чисел соответствующих передач.
Смазка деталей коробок осуществляется в основном распылением. Однако смазка подшипников качения шестерен вторичного вала циркуляционная, под давлением. На входном валу делителя установлено маслонагнетательное кольцо для принудительной смазки в осевой канал, по которому смазка через радиальные отверстия подается к зубчатым подшипникам.
Рис. 10. Схема передачи крутящего момента в десятиступенчатой коробке автомобиля КамАЗ-5320 на различных передачах
В полости картера нормальное давление поддерживается с помощью сапуна или отводной трубки, которые устанавливаются на герметичные коробки. исполнение. Выходной конец всасывающей трубы расположен выше максимальной глубины преодоления брода транспортным средством.
В корпусе коробки передач имеются два люка для установки коробок отбора мощности.
Привод спидометра смонтирован в крышке подшипника выходного конца выходного вала. В зависимости от передаточного числа, используемого на главной передаче автомобиля, и размеров шин для обеспечения правильных показаний спидометра предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.
Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов, включений зубчатой муфты, вилок переключения с ползунками, замков, защелок и устройства для предотвращения случайного включения заднего хода.
Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое и безударное переключение передач за счет выравнивания скоростей зубьев подключаемых шестерен перед их включением. В коробке и делителе используются синхронизаторы одного принципа действия, отличающиеся только размерами и некоторыми деталями устройства.
Муфта синхронизатора (рис. 11.), имеющая два зубчатых венца А, устанавливается на шлицы вторичного вала. Два конических кольца 2 жестко соединены друг с другом штифтами 3. В средней части штифтов выполнены канавки с коническими боковыми поверхностями, а в отверстиях соединительного фланца 1 конические фаски, являющиеся стопорными поверхностями связь.
Рис. 11. Муфта синхронизатора. А - зубчатый венец; 1 - сцепление; 2 - коническое кольцо: на 3 пальца; 4 - бисквит; 5-пружина.
Конические кольца не связаны жестко с муфтой и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются стопорными гайками 4, которые прижимаются к полукруглым канавкам в пальцах 3 пружинами 5.
При движении муфты 1 для включения передачи конические кольца 2 перемещаются вместе со муфтой до тех пор, пока поверхность одного из колец не коснется конической поверхности шестерни включаемой передачи. В результате силы трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями канавок пальцев 3 в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты 1 становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (выходного вала) и шестерни зацепления, что обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерней зацепления. механизм.
При выравнивании скоростей от усилия, приложенного к сцеплению через вилку выключения, пальцы 3 занимают среднее положение в отверстиях фланца сцепления, а блокирующие поверхности не будут препятствовать его движению. Сухари 4 фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта размыкается и, двигаясь дальше, своим зубчатым венцом соединяется с зубчатым венцом шестерни включенной передачи.
КамАЗ, электрические схемы, мастерские, руководства по ремонту и обслуживанию, каталоги запчастей, коды ошибок в PDF скачать
Титул | Размер файла | Ссылки для скачивания |
КамАЗ 16с151 (1315051712) Каталог запчастей [PDF] | 1.7Мб | Скачать |
Камаз 5490 Руководство по эксплуатации [PDF] | 8. | Скачать |
КамАЗ 6х6 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию rus [PDF] | 115.7Мб | Скачать |
Электрические схемы КамАЗ [PDF] | 32.4Мб | Скачать |
Руководство по ремонту КамАЗ рус [PDF] | 35. | Скачать |
Каталог запчастей КамАЗ - Раздаточная коробка [PDF] | 549.8кб | Скачать |
Руководство по ремонту КамАЗ-4310 [PDF] | 58.7Мб | Скачать |
КамАЗ-4310 Учебник для курсантов общеобразовательных учреждений рус [PDF] | 47. | Скачать |
КамАЗ-5320 Гидравлическое рулевое управление [PDF] | 935.8кб | Скачать |
КамАЗ-5460 Электросхемы [PDF] | 720.9кб | Скачать |
Камаз — российская компания, основанная в 1969 году и специализирующаяся на производстве дизельных грузовиков, автобусов и двигателей. КамАЗ в 2017 году выпустил 38 192 автомобиля, что на 11% больше, чем в 2016 году (34 432 шт.).
«Камаз» — один из производителей автомобилей, переживших распад Советского Союза с прибылью.
Сейчас в каталоге около тридцати моделей как гражданского, так и профессионального или военного назначения. В 2006 году Камаз произвел 47,937 автомобилей, в том числе 89,4 % большегрузных автомобилей2. В тяжелом весе В этом сегменте КамАЗ в том же году представлял 54,4 % российского производства, но только 6,6 % европейского производства и 1,46 % мирового производства.
Камаз 65115
Помимо российских заводов в Набережных Челнах, Татарстане и Нефтекамске, в Бачкирии, КамАЗ имеет производственные линии в Польше, Казахстане, Азербайджане, Украине, Эфиопии, Иране (в партнерство с Рахш Ходро) и Вьетнам.
Российское государственное агентство «Рособоронэкспорт», через которое проходит 30% экспорта КамАЗа, предусматривало в 2006 году поглощение производителя.