logo1

logoT

 

Современные светофоры


Светофор будущего

Описание

  • Описание
  • Процесс
  • Награды

Иф коммуникейшн дизайн эворд и Бест фор лайф дизайн эворд

Задача. Переосмыслить светофор.

Последние сто лет дорожное движение регулировали три кружка — красный, желтый и зеленый. Долгие годы светофор имел такой вид из-за шарообразных ламп накаливания, и его образ стал устоявшимся и каноничным.

Сегодня былых технических ограничений уже не существует — современный светофор может быть каким угодно. Вместе с Центром промышленного дизайна УОМЗ в студии разработали идеальный светофор будущего.

Уже сегодня

Мы создали две концепции светофора. Первая — классическая форма в современном исполнении — ориентирована на нынешнее время.

На старом светофоре люди с нарушением цветовосприятия определяли сигнал по его расположению. В новом светофоре эта подсказка сохранена с помощью пиктограмм на оригинальных местах.

Раньше, чтобы разводить потоки машин по разным направлениям на сложных перекрестках, городам приходилось доплачивать за установку дополнительных секций — в обычном формате с тремя кружками решить проблему иначе не получалось. В новом светофоре все сигналы аккуратно умещаются на одном экране.

Вертикальный светофор с легкостью заменит собой старую модель уже сейчас.

В скором будущем

Вторая концепция — квадратный светофор. Он готов появиться на улицах через несколько лет.

Квадратная форма выбрана для того, чтобы светофор сочетал в себе функции интерактивного дорожного знака.

Если ситуация на дороге резко изменилась, светофор меняет регулирующие сигналы на предостерегающие.

Компактный и многофункциональный светофор в будущем избавит от необходимости устанавливать как вертикальные модели, так и большую часть знаков.

Кроме того

Для нового формата нарисованы дружелюбные анимации с пешеходами и велосипедистами.

В козырек светофора встроена камера, позволяющая анализировать ситуацию на дороге и контролировать движение автомобилей.

При необходимости на заднюю часть светофора устанавливаются 5G-модуль, вайфай-адаптер и датчики, измеряющие температуру, качество воздуха, уровень влажности и шума. Это позволяет делать город «умным» эстетично и компактно — без кучи разных девайсов на отдельных столбах.

Новые светофоры гармонично вписываются в городскую среду.

Мы с радостью поможем установить светофоры будущего в любом городе и готовы обсудить детали и размер партии производства.

худрук
  • Артемий ЛебедевУчастие в проектах3769 Бизнес-линч2077 Мозг137 Фото дня52 Рутина25 Награды66 tema.ru|ЖЖ|ФБ|ТГ
арт-директор
  • Егор Жгун Участие в проектах238 Бизнес-линч39 Мозг27 Фото дня23 Техдизайн5 Стрипы113 Рутина33 Награды25
дизайнеры
  • Паша Омелёхин Участие в проектах26 Мозг10 Мел2 Награды5 Сеты4
  • Марк Родионов Участие в проектах59 Мозг25 Мел3 Фото дня12 Награды6
  • Дима Михайлов Участие в проектах58 Мозг3 Мел2 Награды17
тайный советник
  • Тимур Бурбаев Участие в проектах293 Бизнес-линч135 Мозг32 Фото дня28 Рутина8 Награды13
моушен-дизайнер
  • Сергей Шевела Участие в проектах68 Награды26
технический дизайнер
  • Александра Маун Участие в проектах124 Техдизайн23 Награды16
визуализатор
  • Дмитрий Чередников Участие в проектах40 Награды10
фотограф
  • Анна Бодрова Участие в проектах37 Мозг2 Награды7
художник
  • Владимир Корж Участие в проектах40 Мозг1 Награды7
менеджеры
  • Булат Мавлютов Участие в проектах44 Награды2
  • Екатерина Арсеньева Участие в проектах13 Награды3

Со стороны АО «ПО „Уральский оптико-механический завод“ им.  Э. С. Яламова»:

промдизайнеры
  • Сергей Шашмурин
  • Алексей Быков
  • Родион Баяндин

Еще

Далее

Логотип ютуб-канала «Розеткед»

Пусть Розеткед нам расскажет
лучше всяких новостей
про полезный новый гаджет
и новинки всех мастей.

от семафорных стрелок до светодиодов

Первый в истории светофор был установлен более 150 лет назад – 10 декабря 1868 года. Конечно, внешне он мало напоминал сегодняшние устройства: был на ручном управлении и представлял собой конструкцию из двух семафорных стрелок и газового фонаря. 

Современные светофоры ‒ это уже не только светодиоды и анимированные «человечки». В этом году Ростех представил принципиально новую модель, транслирующую данные о состоянии дорожного потока, пробках и погоде.  В ближайшие годы такие светофоры станут частью систем «умного города», которые создаются «Швабе» и другими холдингами Госкорпорации.

Первая попытка: семафорные стрелки и газовый фонарь

Считается, что самый первый светофор в истории был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года. Уже тогда британская столица страдала от насыщенного трафика и пробок, правда, стоит уточнить, что речь идет о движении экипажей.

Изобрел светофор Джон Пик Найт, который был специалистом по железнодорожным семафорам. Поэтому устройство очень напоминало модели, применяемые на железной дороге. Оно управлялось вручную и представляло собой две семафорные стрелки, установленные на шестиметровом столбе. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45 градусов – «приготовиться к движению». Ночью вместо стрелок работал вращающийся газовый фонарь, с помощью которого поочередно подавались красный и зеленый сигналы. Этот выбор цветов, который используется и на современных светофорах, вовсе не случаен. Красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо. 


Первый семафор не страдал от отсутствия внимания – со всей Великобритании приезжали посмотреть на необычное устройство. До тех пор пока не приключилась с ним беда. В январе 1869 года газовый фонарь взорвался, серьезно ранив полицейского, который управлял светофором. На самом высоком уровне – специальным правительственным указом – было запрещено применять подобные устройства. В Европе о светофорах забыли почти на полвека.

Светофор и идея социальной справедливости

В начале прошлого столетия, в 1912 году, первый электрический семафор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета) появился в Америке. Его изобретатель – Лестер Вайр – устройство не запатентовал.

Зато спустя 11 лет патент на светофор получил другой американец – Гаррет Морган, который вошел в историю как автор первого трехпозиционного светофора. Однако первым он стал еще по одной причине – Морган наделил светофор глубоким смыслом. Темнокожий инженер своим изобретением выдвинул идею социальной справедливости. В его патенте, помимо технического описания, было написано: «Назначение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле». Так в Америке возникла поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гаррет Морган сделал их равными».


Светофоры Моргана появились очень вовремя – бурные двадцатые в США запомнились автомобильным бумом. С конвейера завода Ford миллионами сходили новенькие машины, которые стали более доступны для простых американцев. Светофоры сделали равными автомобилистов на оживленных улицах Нью-Йорка и Детройта, а затем и других американских городов. Спустя два года светофоры появляются в Париже, а в 1927 году – устанавливаются на улицах британских городов.

Первые светофоры на московских улицах

В СССР первый светофор установили в Москве 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Он был своего рода подарком столице к Новому году. Без внимания не остался и Ленинград: примерно в то же время светофор появился на углу Невского и Литейного проспектов. Спустя два года в двух столицах работали уже сотни светофоров, а третьим «осветофоренным» городом стал Ростов-на-Дону. В 1932 году слово «светофор» впервые появилось в словарях русского языка.

Первые советские светофоры внешне не были похожи на иностранные аналоги. Они напоминали настенные часы. Циферблат был разделен на четыре сектора: зеленый сверху, красный снизу и два желтых по бокам. Стрелка ходила по кругу с определенными интервалами, разрешая и запрещая движение. Причем инспекторы никак не могли управлять работой такого светофора. Это было не самым удобным решением, и вскоре «светофоры-часы» были заменены на привычные «трехглазые».


Один из первых светофоров, установленных в Москве, 1931 год

Но некоторое время цвета всех советских светофоров оставались перевернутыми: зеленый сверху, красный внизу. Лишь в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета приняли привычный порядок.

В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Они имели прямоугольную форму с двумя секциями-лампами, где на стекле красными буквами было написано «стойте», а зелеными – «идите». Кстати, такой светофор можно увидеть в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». К концу 1970-х на пешеходных светофорах появились «человечки».

Смена регулировщика: от дяди Степы до сетевой ИТС

Дорожные светофоры на протяжении десятилетий менялись не только внешне. Изменения претерпела и сама система управления ими. Первоначально это делали сотрудники Отдела по регулированию уличного движения (позднее ГАИ) на перекрестках, в специальных постовых будках. Вспоминаются стихи Сергея Михалкова про дядю Степу. 


Кадр из диафильма «Дядя Степа – милиционер» по стихотворению Сергея Михалкова, 1966 год

В 1970-х появилась возможность регулировки светофора и самими пешеходами. Рядом с переходами появились пульты с кнопкой, нажав на которую пешеход мог включить себе зеленый свет, а перед водителем, соответственно, загорался красный. Тогда же появилась централизованная система автоматического регулирования светофорами – аналог сегодняшней сетевой интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Сегодня тысячи камер на перекрестках передают информацию о загруженности дорог. При возникновении затора светофоры на этом направлении переключаются в режим «зеленой улицы», до минимума сокращая время работы запрещающего сигнала.

Именно такая интеллектуальная транспортная система, к примеру, работает сейчас в Москве, и Ростех активно участвует в ее развитии. В прошлом году контракт на обслуживание ИТС Москвы до 2023 года заключил холдинг «Швабе».

Новое поколение светофоров

С годами светофор не узнать и внешне. Использование светодиодов позволило превратить сигнальные панели практически в экраны. Одну из таких моделей «Швабе» показал на выставке «Иннопром» еще в прошлом году. Такой светофор, помимо выполнения своих основных функций, транслирует на экране данные о пробках, погоде и дорожной ситуации.

В этом году на «Иннопроме» Ростех представил светофор Visual Intelligent Control (VIC). Он отличается гибким функционалом, высокой надежностью и ремонтопригодностью благодаря модульной конструкции. На то, чтобы добавить или заменить какой-либо модуль, требуется всего несколько минут.

Благодаря возможности оснащения дополнительными модулями VIC имеет широчайший набор функций. Среди них – видеокамера с возможностью анализа отснятой информации, метеостанция, экологический датчик параметров окружающей среды, точка доступа Wi-Fi, а также система оценки обледенения дорожного покрытия. В недалеком будущем такие светофоры станут важной частью систем «умного города», которые создаются «Швабе» и другими холдингами Ростеха.

11 Футуристические светофоры, которые могут сделать дороги безопаснее

Футуристические светофоры1, 2

Светофоры — неотъемлемая часть любого оживленного перекрестка. Их дизайн мало изменился за эти годы, но эти футуристические светофоры надеются все изменить.

Один из первых в мире светофоров был установлен в Лондоне в декабре 1868 года. Но просуществовали они недолго.

Не из-за вандализма недовольных участников дорожного движения сигнал действительно взорвался менее чем через месяц после начала работы.

Этот светофор был зажжен газом, и его неудачное самосожжение фактически привело к ранению полицейского-оператора. После этого краткого эксперимента в первые два десятилетия 20-го века по всему миру начали появляться конструкции на основе семафоров.

Электрическое освещение было представлено в 1912 году в штате Юта, а автоматические системы стали обычным явлением в 1920-х годах. С тех пор они стали неотъемлемой частью безопасности дорожного движения во всем мире.

Хотя их дизайн различается по всему миру, основная концепция остается неизменной или похожей. Настолько, что их довольно легко понимают все автомобилисты, где бы они ни ездили за границей.

1. Интересен взгляд Арынина Евгения

Источник: Аринин Евгений

Российский дизайнер Аринин Евгений представил свое видение будущего светофора в 2017 году. Он предлагает серию светофоров разной формы для каждого перекрестка.

Вместо традиционных цветных пятен и стрелок, с которыми мы все знакомы, он предлагает более интуитивно понятные цветовые формы, чтобы не было никаких сомнений в том, что указывает свет.

Эти фонари — не просто устройства для обеспечения безопасности дорожного движения, но и настоящие произведения искусства.

2. Светофор с лентой выглядит очень футуристично

Источник: Yanko Design

Лента Mobious, разработанная Кисунгом Ли, действительно очень футуристична. Гладкий и элегантный, он действительно переосмысливает концепцию традиционного светофора.

Это не только светофоры, но и уличные фонари, каждый из которых представляет собой многофункциональную технику. Концепт-арт этих светофоров также указывает на то, что режимы остановки и движения каждого светофора также включают таймер обратного отсчета, что приятно.

Основная идея состоит в том, чтобы уменьшить визуальную мешанину огней и собрать их в одну аккуратную полосу. Этот дизайн получил награду Red Dot Concept Design Award в 2010 году.

3. Интересный чилийский дизайн

Этот футуристический концепт светофора, разработанный чилийским дизайнером продуктов и автомобилей Роберто Вакфлоресом, очень интересен. Он надеется заменить традиционные светофоры своими «умными» светофорами.

Названный Control, его дизайн предлагает систему на солнечной энергии, которая не только действует как обычный светофор, но и выполняет другие функции. Они выполняют обычные функции светофора, используя светодиодное освещение, но также сообщают водителям ограничения максимальной скорости, дорожные условия, информацию о погоде и т. д.

Самый популярный

Они также оптимизируют транспортный поток с помощью интеллектуальных датчиков, которые также отдают приоритет машинам экстренных служб на любых перекрестках или перекрестках. Его умные светофоры также интегрируют камеры слежения, чтобы проверять дорожные помехи и другие проблемы.

4. UNISignal предназначен для помощи дальтоникам

Источник: Dornob

Эти интересные футуристические светофоры были специально разработаны для тех, кто не различает красный и зеленый цвета.

Очевидно, что это серьезная проблема для дальтоников, поскольку это стандартные цвета для обозначения сигналов остановки и движения в традиционных системах светофоров.

Хотя в большинстве случаев расположение световых индикаторов обычно стандартизировано. Это может быть потенциально очень запутанным для систем стоп-сигналов, которые имеют горизонтальную, а не вертикальную конструкцию.

Эта великолепная концепция под названием UNISignal была создана четырьмя дизайнерами-новаторами. В ней используются формы и цвета, чтобы избежать возможной путаницы. Простая, но отличная идея, чтобы помочь тем, кто страдает дальтонизмом, больше никогда не путаться в том, когда остановиться или уйти.

5. Этот футуристический светофор может помочь уменьшить выбросы выхлопных газов в городах

Источник: Yanko Design

Эти футуристические светофоры, разработанные Дамьяном Станковичем, могут помочь с загрязнением воздуха в городах. Миссия концепта, получившего название EkoLight, состоит в том, чтобы помочь уменьшить холостой ход автомобилей во время длительного ожидания на светофоре.

Это достигается за счет того, что водитель может знать, как долго ему придется ждать на светофоре, чтобы теоретически он мог выключить двигатель. Это делается с помощью индикатора обратного отсчета вокруг красного света.

Вооружившись этой информацией, водители могут лучше подготовиться к тому моменту, когда снова загорится зеленый сигнал светофора и они смогут тронуться с места. Хотя подобные светильники уже существуют, обычно с цифровым обратным отсчетом, дизайн действительно очень свежий и эстетически приятный.

6. IBM хочет управлять двигателем вашего автомобиля на светофоре

Источник: Pixabay

Подобно описанному выше Eko Stoplight, IBM запатентовала в 2010 году идею, которая вызовет проблему. Они предвидят систему, которая могла бы автоматически блокировать управление двигателем автомобиля при сигнале «стоп».

Эта система фактически выключает двигатель вашего автомобиля во время длительных остановок, а затем автоматически запускает его снова непосредственно перед тем, как загорится зеленый сигнал светофора. Идея состоит в том, что это не только поможет вам сэкономить топливо, но и предотвратит возможность для водителей включать любые красные стоп-сигналы.

Это, по их мнению, уменьшит выбросы в пострадавших районах и резко поможет снизить дорожно-транспортные происшествия на перекрестках и перекрестках.

Очевидно, что этот дизайн не будет очень популярен у всех, и сама идея о том, что контроль над вашей машиной будет передан третьей стороне, немного беспокоит. Но не волнуйтесь, пока это только теоретически.

7. Светофор Luxofor заново изобретает классический светофор

Источник: Арт Лебедев

Разработанный русской художественной студией Арт Лебедева, Luxofor обновляет дизайн светофора. Новый дизайн на самом деле довольно прост, но очень приятен для глаз.

Названные Luxofor, их дизайн не основан на уловках или других интегрированных технологиях, а скорее делает их более заметными. Вместо круглых светильников (которые изначально были предназначены для размещения лампочек) в этой системе используются квадратные светодиодные панели.

Форма огней и использование светодиодной технологии делают их более заметными и, следовательно, более удобными для автомобилистов.

8. Посмотрите на эту светофорную систему будущего в виде песочных часов

Источник: Yanko Design

Хотя это и не лучший дизайн для дальтоников, этот дизайн действительно представляет собой очень интересную концепцию. Идея, стоящая за ними, заключается в том, что всегда выгодно предоставлять автомобилистам как можно больше информации, чтобы лучше принимать решения при приближении или ожидании на светофоре.

Вместо простых световых индикаторов, как в большинстве существующих источников света, в качестве основного индикатора используются песочные часы. Эти песочные часы меняют цвет соответственно тому, как они опустошаются, чтобы показать, сколько времени осталось, чтобы пойти или остановиться.

Он также имеет функцию цифрового обратного отсчета во время желтой фазы, чтобы лучше информировать водителей о том, как долго им еще нужно ждать или готовиться к остановке. Довольно аккуратно.

9. Эти футуристические светофоры разделяют пешеходов и транспорт с помощью лазеров

Источник: ubergizmo

Эти футуристические светофоры, разработанные Ходжуном Лимом, на самом деле используют лазеры для обеспечения безопасности пешеходов на переходах. Пешеходы, очевидно, очень уязвимы на дороге, и все, что может помочь предотвратить несчастные случаи, является бонусом.

Вот где этот интересный дизайн футуристического светофора вступает в свои права. В проекте Лима предусмотрены светофоры на солнечных батареях, которые теоретически значительно уменьшат вероятность потенциальных столкновений на пешеходных переходах.

Система имеет набор из четырех сигналов на каждом перекрестке, который состоит из сферы, установленной на столбе с плоскими сторонами на каждой стороне под углом 90 градусов. Каждое лицо включает визуальную графику, указывающую, безопасно ли пересекать или нет.

Но это еще не все. Система использует тонкие лазерные лучи, которые «блокируют» путь.

Дизайнер надеется, что это добавит полезную и интуитивно понятную дополнительную визуальную подсказку, которая затруднит игнорирование красных стоп-сигналов.

10. Этот светофор опередил свое время

Источник: Wikimedia Commons

Хотя технически это не светофор будущего, на самом деле это полная противоположность, мы должны были включить его из-за его блестящего дизайна.

На самом деле Marshalite был разработан в 1936 году Чарльзом Маршаллом и представляет собой блестяще простую и интуитивно понятную концепцию и, осмелимся сказать, очень футуристический дизайн для того времени.

В отличие от традиционных светофоров, Marshalite имел механическую конструкцию. В нем использовался физический указатель, который перемещался по цветному фону, как в механических часах.

Подметание происходило с постоянной скоростью, перемещаясь по цветным участкам разного размера с предсказуемой скоростью. Автомобилисты интуитивно знали, сколько времени у них осталось до смены сигнала.

Модель Marshalite использовалась в Австралии до 1970-х годов, но ее влияние на дизайн ощущается и сегодня.

11. Эти светофоры приводятся в движение пешеходами

Источник: Yanko Design

Еще в 2011 году группа из трех студентов разработала интересную концепцию футуристического светофора. Мало того, что сами сигналы были интуитивно понятными для понимания, так еще и способ подачи питания действительно очень революционный.

[см. также]

Вместо того, чтобы полагаться на электроэнергию, поставляемую сетью, или на традиционные возобновляемые альтернативы, такие как солнечная энергия, они на самом деле питаются от людей. Идея состоит в том, чтобы генерировать электричество, используя кинетическую энергию, когда пешеходы пересекают оживленный городской перекресток.

Эта автономная транспортная развязка поможет городам сэкономить немного денег на затратах на электроэнергию для работы светофоров.

Но дело не только в этом: если бы власть пешеходов могла использоваться более широко, она могла бы также питать другие устройства, такие как светодиодные уличные фонари, камеры и другие устройства.

Хотя в настоящее время это чисто теоретически, это может быть чем-то, что можно будет исследовать в городах будущего.

Для вас

Инновация

Мы связались с человеком, стоящим за технологиями, чтобы выяснить, собирается ли искусственный интеллект заменить адвокатов.

Элис Кук | 16.01.2023

наукаЭта портативная машина прикрепляется к трактору и превращает вредные отходы урожая в продаваемые биопродукты

Sade Agard| 04.10.2022

инновацииУченым удалось получить овощи из человеческого волоса

Дина Тереза| 01. 10.2022

More Stories

инновации
Австралийская компания успешно тестирует свой eVTOL с дальностью полета 620 миль

Jijo Malayil| 21.02.2023

инновации
ИИ проигрывает человеку в Го после семи лет побед

Лукия Пападопулос| 21.02.2023

инновации
Новая система искусственного интеллекта поможет спасти жизни выживших после землетрясения в Турции

Крис Янг| 21.02.2023

Светофоры будущего

Обзор

  • Обзор
  • Процесс
  • Награды

Задание: Переосмыслить светофоры.

В течение последних ста лет дорожное движение регулировалось тремя цветными кругами — красным, желтым и зеленым. Этот теперь культовый вид был сформирован сферическими лампами накаливания, которые изначально использовались.

Поскольку этих технических ограничений больше не существует, теперь мы можем заставить светофоры выглядеть так, как мы хотим. Итак, мы объединились с Центром промышленного дизайна УОМЗ, чтобы переосмыслить светофоры будущего.

Здесь и сейчас

Мы придумали две концепции светофора. Первый — современный взгляд на классический вид — фокусируется на здесь и сейчас.

На старых светофорах люди с нарушениями цветового зрения определяли сигнал по его расположению. Благодаря этому новому дизайну эта подсказка сохраняется с пиктограммами там, где люди ожидают их увидеть.

Раньше, чтобы распределить разнонаправленный поток транспорта на сложных перекрестках, городам приходилось доплачивать за установку дополнительных секций — в обычном трехкольцевом формате. Это был единственный способ решить проблему. С этими новыми светофорами все сигналы аккуратно умещаются на одном экране.

Вертикальный светофор теперь без проблем заменит старую модель.

Скоро

Второй концепт - квадратный светофор. Он будет готов выйти на улицы всего через несколько лет.

Мы выбрали квадратную форму, чтобы светофор можно было использовать как интерактивный дорожный знак.

Если ситуация на дороге резко меняется, сигнал светофора меняется на предупреждающий.

В будущем этот компактный и многофункциональный светофор избавит от необходимости устанавливать как вертикальные модели, так и большинство знаков.

А еще...

Мы придумали несколько крутых анимаций с пешеходами и велосипедистами для нового формата.

Камера встроена в козырек светофора, поэтому вы можете анализировать ситуацию на дороге и следить за потоком транспортных средств вокруг вас.

При необходимости на заднюю часть светофора можно установить 5G-модуль, адаптер Wi-Fi и датчики для измерения температуры, качества воздуха, влажности и уровня шума. Это позволяет сделать город «умным» (с точки зрения эстетики и размеров), не устанавливая кучу разных устройств на отдельные столбы.

Новые светофоры органично вписываются в городской контекст.

Будем рады помочь вам установить светофоры будущего в вашем городе. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить детали.

Пишите на [email protected]
художественный руководитель
  • Артемий Лебедев
арт-директор
  • Егор Жгун
дизайнеры
  • Паша Омелехин
  • Марк Родионов
  • Дмитрий Михайлов
тайный советник
  • Тимур Бурбаев
моушн-дизайнер
  • Сергей Шевела
технический дизайнер
  • Александра Маун
визуализатор
  • Дмитрий Чередников
фотограф
  • Анна Бодрова
художник
  • Владимир Корж
руководители
  • Булат Мавлютов
  • Екатерина Арсеньева

От имени АО ПО «Уральский оптико-механический завод» им.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf