logo1

logoT

 

Спидометры автомобильные


Хитрый ГОСТ: почему и как сильно врут спидометры автомобилей - Автомобили

  • Автомобили
  • Автопром

Фото из соцсетей.

С появлением спутникового навигатора в каждом мобильном телефоне «неожиданно» выяснилось, что показатели главной автомобильной стрелки в корне неверны: скорость автомобиля «по приборам» существенно отличается от реальной. «Вы все врете» во всей красе. И сделано это специально, но доля вины автовладельца в точности спидометра тоже есть. Подробности — на портале «АвтоВзгляд».

Эдуард Раскин

Десятки лет главным прибором определения скорости автомобиля был спидометр — прибор, считающий обороты колеса и показывающий цифру на приборной панели. Принцип его работы прост и понятен: внутри коробки передач, на выходном валу, стоит специальная шестеренка, прочным металлическим тросом связанная с приборной панелью.

Трос крутится — приборы щелкают. В переднеприводных и заднеприводных автомобилях отличается лишь место нахождения шестеренки, но не сам принцип. Проще говоря, спидометр — это механическое, простое и достаточно точное устройство. Тогда почему же оно врет?

Первая причина — это действительно сговор. Только не производителей, а руководителей. Чиновников. В каждой стране, и Россия — не исключение, есть оговоренные стандарты, цель которых не завышать скорость на спидометре, а сделать все возможное, чтобы прибор не показал меньшую скорость. Проще всего в таком случае договориться, чтобы все спидометры привирали в большую сторону. Так и было сделано.

Фото из соцсетей.

Согласно ГОСТу Р41.39—99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизма для измерения скорости, включая его установку» от 01.07.2000, показатели спидометра на испытаниях должны укладываться в следующую формулу: 0<= цифра на спидометре — истинная скорость <= истинная скорость/10 + 4 км/ч. Для понимания подставим цифры: при скорости 50 км/ч по спидометру, реальная скорость автомобиля будет меньше или равна 42 км/ч, а при скорости 60 км/ч — не более 49 км/ч.

В том же ГОСТе есть весьма любопытные оговорки. Например, испытания могут проводиться при температуре 23 градуса Цельсия «плюс/минус» пять градусов. Но это не самое главное: транспортное средство испытывается на штатных шинах, давление в которых должно быть установлено на уровне «нормальное рабочее» — «давление холодного воздуха согласно спецификации изготовителя, увеличенное на 0,2 бара».

И на сладкое: нормальные шины — это тип или типы шин, которыми изготовитель снабжает данное транспортное средство, а зимние шины «нормальными» не считаются. Кстати, «в составе» измеряемого транспортного средства при проведении «экзамена» должен быть только полный бак, все жидкости и запаска, если она предусмотрена конструкцией, а вес водителя-испытателя установлен на четкой отметке в 75 кг. Интересно, перед заездом испытатель проходит взвешивание?

124340

Фото get.pxhere.com

Шутки-шутками, но такое количество вводных фактически говорит нам об одном: увидеть точную скорость на спидометре невозможно. Никак. Не верится, что водитель будет держать диету, проверять давление в шинах. Более того, в России принято менять покрышки и увеличивать размер дисков, что автоматически приводит к еще большему увеличению погрешности.

Чем больше колесо, тем больше метров оно проходит за один оборот, а спидометр-то считает обороты. Ну да Бог с ним, со спидометром! Но выходит, что и одометр, подсчитывающий пробег, тоже врет! Он же неразрывно связан с тем самым оборотом колеса. Прав был доктор Хаус, но с оговоркой: все врут, не только люди.

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Во сколько обойдется ремонт узла

6991

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Во сколько обойдется ремонт узла

6991

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

превышение скорости, ПДД, производители, технология

Автомобильный спидометр - что это такое и почему он «врёт»

Расскажем что такое спидометр машины. Почему «врут» его показания и указывают большую скорость, чем на самом деле. Какая погрешность у прибора и на что влияет.

Что это такое

Автомобильный спидометр — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или мили в час. Бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые приборы.

На некоторых современных машинах вместо традиционного стрелочного указателя появился цифровой. Числа считываются удобнее, но цифровой спидометр обладает некоторой инертностью. Например, сложно при езде по трассе со скоростью 120 км/ч быстро сбросить до разрешенных 79 км/ч.

Что показывает

На заднеприводных автомобилях спидометр контролирует вращение вторичного вала коробки передач и по нему рассчитывается скорость. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности.

Спидометры переднеприводных авто измеряют скорость с помощью привода левого колеса. Значит, к погрешности и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево значения будут чуть меньше, чем посередине, а вправо – чуть больше.

Почему «врёт»

Нетрудно догадаться, почему «преувеличивает» и показывает большую скорость.

  1. У водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф.
  2. Если бы спидометр занижал настоящую скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что аварии и штрафы случились из-за неверных показаний.

Почему спидометр обязательно должен «врать»? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по вращению колеса и зависит от диаметра колеса, а это - параметр нестабильный.

Среднее значение погрешности у современных спидометров - 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч. До 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.

Как сказываются шины нештатного размера на показания спидометра. Замена покрышек 185/60R14 на 195/50R15 или наоборот меняет показания на 2,5%. Немного? Например, при 90 км/ч реальная скорость машины составит 92,78 км/ч. Т.е. реальные данные не совпадают. Когда есть допуск плюс 20 км/ч, за которым следует штраф - это не столько существенно. А когда сменили колёса наоборот, с низких на высокие - значения будут меньше настоящей скорости авто.

Вопрос - как эта ошибка сложится с погрешностью самого прибора, скажется ли износ шин, давление в них (повышенное или пониженное). Низкое давление в колёсах также искажает значение в большую сторону.

Если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час, то как перевести в километры в час? Это касается машин из Америки, где изначально приборы калибруются в непривычных числах. Считайте, что 1 миля равна 1,6 км. Значит, если спидометр показывает скорость 90 миль/ч, то это 144 км/ч (90 х 1,6 = 144 км/ч). Обратный подсчет из км/ч в миль/ч производиться путем деления на 1,6.

Не доверяйте спидометру своей машины

Когда я учился в старшей школе, моему лучшему другу удалось засунуть стрелку спидометра в маминый Chevrolet Cavalier 1987 года — мы называли его «Lier-Jet» — так далеко за край шкалы, что он крутился до нуля. Этот спидометр, по общему признанию, разгонялся всего до 85 миль в час, но завернутая стрелка означала, что передние колеса разгонялись до 125 миль в час. Грандиозное достижение, учитывая, что остальная часть машины на самом деле не двигалась.

Эта история впервые появилась в выпуске журнала Road & Track за май 2020 года.

Традиционные спидометры на самом деле не измеряют скорость автомобиля. Они просто датчик оборотов для ведущих колес, потому что именно оттуда они получают информацию — обычно от приводного троса или датчика на трансмиссии. То, как они преобразуют эти данные в скорость автомобиля, предполагает, что на самом деле вы не совершаете эпического выгорания в переднеприводном Chevy, когда автомобиль удерживается ручным тормозом. (Виновен.) Это преобразование также делает еще одно неверное, но важное предположение — окружность ваших шин. Поскольку это измерение постоянно меняется, поскольку шина расширяется и сжимается в зависимости от использования и окружающей среды, ваш спидометр никогда не будет точным. Окружность — это простая функция радиуса шины или расстояния между центром колеса и землей. Частью этого радиуса является гибкая боковина шины, которая деформируется под весом автомобиля. Величина деформации в основном зависит от давления в шинах и массы, а это означает, что даже если ваш спидометр был точным холодным утром, он будет неточным позже в тот же день, когда температура окружающей среды будет выше, а шины нагреты от использования. Добавьте еще нескольких пассажиров, и их вес еще больше сдавит боковину, заставляя показания спидометра повышаться. Наконец, окружность ваших шин постепенно уменьшается по мере использования, поскольку резина изнашивается — одни только изношенные шины могут снизить точность спидометра более чем на процент.

Чтобы компенсировать все это и помочь вам не получить штраф за превышение скорости, большинство спидометров рассчитаны на несколько завышенные показания. Европейские правила, в частности, позволяют большинству автомобилей отображать скорость на 10 процентов плюс 6 километров в час (3,7 мили в час) выше фактической, но те же самые правила не позволяют сообщать о скорости ниже, чем скорость, на которой движется автомобиль. Правила в Соединенном Королевстве аналогичны, но даже более мягкие, разрешая 10 процентов плюс 6,25 миль в час, вероятно, поэтому каждый Lotus, на котором я ездил, преувеличивает свою скорость, как подросток. Volkswagen, компания, которая никогда ни в чем не лгала (верно?), имеет тенденцию иметь спидометры настолько близкие к точным, что иногда они показывают низкие значения.

На самом деле это не запрещено законом в Америке; легковые автомобили не подпадают под действие закона о точности спидометра, хотя некоторые автопроизводители добровольно придерживаются стандартов SAE. И в защиту VW могу сказать, что большая ошибка спидометра может быть вызвана различиями в окружности качения разных шин. Для иллюстрации предположим, что серийный GTI, оснащенный OEM-шиной Bridgestone Potenza S001, имеет идеально точный спидометр. Замена его шин, скажем, на Kumho Solus TA71 того же размера 225/40-18 приведет к скорости 75,6 миль в час, когда спидометр GTI показывает 70.

Другими словами, потенциально крупный билет. Эта почти восьмипроцентная разница в окружности качения рассчитана на основе опубликованных спецификаций двух производителей шин для числа оборотов на милю. И это возвращает нас к забавной части: значительная разница между двумя шинами одного размера подчеркивает, насколько глупо рассчитывать скорость по оборотам колеса.

Десятилетия назад технические ограничения не давали автопроизводителям иного выбора для измерения скорости. В наши дни у нас есть много других способов. GPS — это технология прямой видимости, зависящая от относительно ясного неба на пути к спутникам, поэтому она не работает в туннелях и может быть сбита с толку высокими зданиями или деревьями. Но поскольку в настоящее время широко распространены автомобильные GPS-приемники, эту информацию можно использовать для непрерывной калибровки спидометра.

Жаль, что автомобильные компании так не думают. Если бы они это сделали, они бы перестали использовать ведущие оси для получения информации о спидометре. А современные автомобили уже точно знают, с какой скоростью они едут, потому что должны. Электронные системы контроля устойчивости, предусмотренные законом, нуждаются в информации о скорости и направлении движения, чтобы обуздать неуправляемый автомобиль. Чтобы получить его, эти системы используют датчики скорости рыскания и акселерометры в сочетании с отдельными датчиками скорости вращения колес для непрерывного расчета фактической скорости транспортного средства. Как ни странно, эта информация никогда не попадает на ваш спидометр.

Если вы не в Tesla. Тире в каждом из электромобилей Илона Маска показывает расчетное значение скорости, рассчитанное с использованием всех доступных входных данных (скорости приводного двигателя, скорости отдельных колес и инерционных измерений), а затем скорректированное с использованием физических моделей, которые включают двигатель и тормозной момент. Вот это умно.

Это также немного грустно, потому что выкрутить стрелку спидометра начисто от циферблата, даже не шевельнувшись, — одно из величайших удовольствий в жизни. Сегодняшние подростки могут не получить штраф за превышение скорости по ошибке, но они упустят кое-что получше: удовольствие от выгорания на скорости 125 миль в час.

Джейсон Каммиза (Jason Cammisa) — пишущий редактор Road & Track и наш постоянный фанат дыма от покрышек. Вы можете найти больше его занудства на @jasoncammisa в Instagram.

Почему спидометр вашего автомобиля показывает скорость до 160 миль в час

Вашингтон Си-Эн-Эн —

Apple недавно представила новую версию своей системы CarPlay для транспортных средств, которая включает в себя такие датчики, как спидометры. Но даже Apple, компания, которая отказалась от традиций, когда заново изобрела телефоны, музыкальные плееры и наушники, склоняется к условностям, когда дело касается спидометров. Он отображал спидометр в классическом стиле, показывающий 160 миль в час, что является нормой для автомобильной промышленности.

Это почти в два раза больше максимальной скорости, установленной в Соединенных Штатах, — 85 миль в час на участке шоссе в Техасе. Почему наши спидометры показывают незаконную скорость, которую могут достичь только гонщики?

Представитель Toyota Пол Хогард сказал, что автопроизводитель хочет, чтобы спидометры были легко читаемыми, поэтому есть смысл разместить типичную рабочую скорость американских автомобилей, от 45 миль в час до 70 миль в час, в верхней части спидометра, что является самым простым местом для измерения. спидометр для водителя, чтобы прочитать. По его словам, для этого - при сохранении визуально привлекательного симметричного спидометра - требуется датчик, который показывает далеко за пределы рабочей скорости.

Таким образом, автомобили, такие как некоторые Toyota Corolla, имеют спидометр со скоростью 160 миль в час, несмотря на то, что не приближаются к таким скоростям.

Многие спидометры имеют симметричный вид.

Крейг Раттл/Bloomberg/Getty Images

По словам экспертов по спидометрам и автомобильной безопасности, спидометры, которые намного превышают допустимую скорость движения, уже давно стали нормой в США. Эта тенденция сохранилась и в 21 веке, даже когда количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий резко возросло.

По словам Брюса Вулси, президента мичиганского поставщика автозапчастей Bob’s Speedometer, уже в 1920-х годах можно было купить автомобили со спидометром, показывающим скорость до 120 миль в час.

По словам Вулси, спидометры сдвинулись еще выше в 1950-х годах после того, как Ford и Chrysler представили Thunderbird и 300 соответственно. По его словам, их спидометры показывали 150 миль в час и стали ступенькой к популяризации спидометров со скоростью 160 миль в час. Первый спидометр со скоростью 160 миль в час, о котором он знает, был в Cunningham C-3 1950-е годы.

Винтажный интерьер Ford Thunderbird 1955 года с рулевым колесом и приборной панелью бирюзового и цвета морской волны. (Фото: Arterra/Universal Images Group через Getty Images)

Arterra/Universal Images Group/Getty Images

Однако у таких высоких спидометров неоднозначная история.

Некоторые эксперты по автомобильной безопасности говорят, что далеко идущие спидометры могут нормализовать высокоскоростное вождение и незаметно способствовать тому, чтобы люди двигались с опасной скоростью более 100 миль в час.

Джоан Клейбрук, работавшая администратором Национальной администрации безопасности дорожного движения с 1977 по 1981 год, рассказала CNN Business, что во время своего пребывания в должности ее «абсолютно бесили» высокоскоростные спидометры.

Поэтому в 1979 году НАБДД издало правило, согласно которому спидометры не должны показывать скорость более 85 миль в час.

«Автопром пришел в ярость, — вспоминал Клейбрук. «Я бы не сдвинулся с места. Я положил свое тело на веревку на этом».

Клейбрук сказал, что высокоскоростные спидометры опасны и могут привести к тому, что молодые люди будут проверять пределы своих автомобилей.

«Люди в возрасте от 16 до 25 лет всегда хотят пройти тестирование», — сказал Клейбрук. «Для детей очень заманчиво бросить вызов и развить более высокую скорость».

Спидометры были переделаны, чтобы соответствовать правилу 1979 года. Но это было недолгим.

Ограничение было снято после прихода к власти администрации Рейгана и ухода Клейбрука.

Джо Янг, представитель Страхового института безопасности дорожного движения, сказал CNN Business, что ему ничего не известно о каких-либо исследованиях, в которых изучалась бы взаимосвязь между конструкцией спидометра и скоростью движения. Но он сказал, что не исключено, что есть связь.

«Не будет большим скачком предположить, что водители могут чувствовать себя более комфортно, увеличивая скорость, когда на спидометре еще много времени», — сказал Янг. Зависимость между скоростью удара и энергией столкновения не является линейной, поэтому небольшое увеличение скорости может иметь серьезные последствия, сказал он, указывая на результаты исследований.

Некоторые потребители могут рассматривать высокий спидометр как аргумент в пользу продажи, поскольку он предполагает, что у водителя особенно мощный автомобиль.

Многие спидометры перешли на цифровой дисплей, который показывает исключительно текущую скорость автомобиля. Apple включает такой потенциальный макет в свою демонстрацию CarPlay. Apple отказалась комментировать эту историю.

Спидометр Apple Carplay включает ограничение скорости 160 миль в час в одной версии.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf