Одной из систем очистки выхлопных газов автомобиля является каталитический нейтрализатор отработавших газов, который называют катализатором или нейтрализатором, хотя это то же самое. Расскажем что это такое и как проверить самому. Рассмотрим основные причины, если он забит.
Катализатор — устройство, которое располагается в выхлопной системе и нужно для очистки выходящих оттуда газов. С помощью химических реакций в данном устройстве вредные вещества превращаются в менее пагубные, которые выходят наружу. Т.е. из выхлопной трубы после его работы выходит воздух с минимальными загрязнениями. Степень очистки при исправном состоянии достигает 98%.
Каталитический нейтрализатор представляет собой металлический бочонок, внутри которого расположены один или два керамических (металлических) блока со множеством пор, стенки которых покрыты платиной, палладием или родием.
Катализатор начинает работать только после нагревания, т. е. при пуске холодного двигателя он бездействует. Температура начала его работы — около 300°C. Его устанавливают как можно ближе к двигателю, чтобы быстрее прогревался.
Вместе с ним работают кислородные датчики, которые определяют состав смеси и соотношение воздуха с бензином в горючей смеси. Ведь от этого соотношения зависит, какая будет смесь: обогащённая или обеднённая. Кислородные датчики, в зависимости от показаний, управляют работой катализатора.
Располагается катализатор в выхлопной трубе между двигателем и глушителем, закрытое снизу (обязательно!) дополнительным экраном, потому что при сильном нагреве он раскаляется почти докрасна.
У катализатора бывает ТРИ состояния: рабочее, полурабочее, нерабочее. Рассмотрим эти три состояния и как ведет себя машина при каждом из них. В рабочем состоянии машина работает нормально, лампочка ошибки на панели приборов не загорается при работе двигателя, претензий ни к чему нет.
В «полурабочем» состоянии начинаются проблемы. Машина ведет себя как-то не так:
Возможна еще такая проверка — подтверждение «полурабочего» состояния. Когда у Вас начались подобные проблемы, надо завести двигатель и «утопить» педаль до упора. Если двигатель начнет медленно поднимать обороты и остановится где-то на двух-трех тысячах, а дальше — ни в какую — возможны проблемы с катализатором.
В «нерабочем» состоянии машина заводится долго, а когда заведется – то глохнет почти сразу же или не заводится, т.е. даже не «схватывает».
«Третье состояние» проверить просто: надо в момент пуска машины подойти к выхлопной трубе и посмотреть (почувствовать, например, приложенной рукой) – идут оттуда выхлопные газы или нет.
Вопросы экологии и покупки нового не рассматриваем – 99% автолюбителей просто удаляют его, т.к. новый катализатор стоит дорого из-за содержания в нём платины. Хочется предостеречь от распространенной ошибки: всегда удаляйте его полностью, а не пробивайте только отверстие. Кто даст гарантию, что время это отверстие не забьется?
После удаления внимательно осмотрите внутренность той емкости, в которой находился катализатор и увидите «прикипевшую» к поверхности металлическую сеточку, одну или несколько. Ее удаляйте тоже.
После надо обязательно установить механическую или электронную «обманку», чтобы обмануть «мозги» машины. Электронная «обманка» имитирует правильный сигнал, идущий на блок управления. Механическая — обычная втулка с уцелевшим куском нейтрализатора, чтобы обмануть второй лямбда-зонд.
Можно вырезать катализатор и вварить гофровую трубу. Это даст не жесткое соединение мотора и выпускной системы, а также дополнительное охлаждение газов. Также устанавливают пламегаситель для снижения температуры и давления выпускных газов. Но «мозги» перешивать придётся.
Это зависит от степени и вида загрязнения. Если он забился серой и парафином после заправки плохим бензином — то ничего не поможет. В этом случае меняют на новый или ставят обманку. Другое дело, если забился серой. Специальная автохимия его может очистить.
В Европе обязанность оснащать все автомобили каталитическим конвертером (нейтрализатором выхлопных газов) появилась еще в середине 1990-х годов. Но, например, в США начали использовать катализаторы намного раньше, своевременно поняв, что с вредными веществами в выхлопных газах автотранспорта нужно что-то делать. В нашей же стране до конца 1990-х у автопроизводителей не было обязанности устанавливать катализаторы выхлопных газов. И только с появлением единых таможенных регламентов все начало меняться. В итоге сегодня на российском рынке практически все новые автомобили оснащены каталитическими нейтрализаторами.
Смотрите такжеВнутри автомобиля пахнет тухлыми яйцами: что случилось?
Правильное название этого компонента – каталитический нейтрализатор, потому что его работа основана на реакции веществ, содержащихся в выхлопных газах, с катализатором. Каталитические вещества в нейтрализаторе вредных веществ в выхлопной системе транспортного средства чаще всего являются драгоценными металлами.
Разумеется, для снижения вредности выхлопных газов, выделяемых двигателем внутреннего сгорания. Выхлопные газы включают в себя такие вредные для окружающей среды вещества, как углеводороды, оксиды азота, а также оксид углерода. Чтобы очистить дымовые газы, нужны соответствующие химические реакции, которые уменьшат количество этих соединений.
Лямбда-зонд (датчик кислорода) играет ключевую роль в работе этого устройства, которое обеспечивает правильный состав топливовоздушной смеси в процессе сгорания. В бензиновых двигателях используются трехфазные катализаторы (Трехмаршрутные катализаторы – TWC ), которые, помимо прочего, окисляют углеводороды до воды и углекислого газа и уменьшают количество оксидов азота в выхлопе.
В свою очередь, в дизельных автомобилях также используются реакторы окисления. Они окисляют частицы окиси углерода и углеводороды. Благодаря работе на бедной смеси катализаторы, применяемые в дизельных двигателях, к сожалению, не могут одновременно снизить выбросы других вредных веществ. Поэтому используются другие устройства, такие как сажевые фильтры (DPF).
В прошлом катализаторы выдерживали не очень долгий срок службы. Сейчас в современных автомобилях их срок службы может достигать 250-300 тысяч километров и даже больше.
Что убивает катализатор раньше времени? Прежде всего это частое использование автомобиля на небольших расстояниях, когда двигатель не имеет возможности прогреться до рабочей температуры и работает на богатой смеси.
В таких ситуациях остатки несгоревшего топлива достигают каталитического нейтрализатора, которые сгорают только при контакте с внутренней частью катализатора, называемой керамическим монолитом. К сожалению, такой процесс оказывает очень пагубное влияние на долговечность этого элемента.
Катализатор также может быть поврежден при въезде в глубокую лужу, когда он очень горячий, или если зацепить его об бордюр или ударить на неровной дороге.
Отказ каталитического нейтрализатора также может быть следствием неисправности системы зажигания двигателя. Вот почему так важно регулярно проверять, помимо прочего, состояние свечей зажигания. Дело в том, что отсутствие зажигания на одном из цилиндров двигателя заканчивается попаданием несгоревшего топлива в выхлопную систему машины, включая катализатор.
Смотрите такжеДвигатели Евро-5 и Евро-6: В чем разница?
В том числе источником многих проблем может стать установка газового оборудования (особенно оборудования, использующего сжатый газ). Например, если газовое оборудование установлено неправильно или неправильно работает, катализатор автомобиля изнашивается быстрее. Так что фактически все, что связано с попаданием несгоревшего топлива в выхлопную систему, повреждает катализатор.
С технической точки зрения катализатор не является необходимым устройством. Двигатель будет работать правильно и без него, а при вырезке старого нейтрализатора двигатель будет работать еще лучше.
Но одной вырезкой не обойтись. Особенно когда речь идет о современных автомобилях, оснащенных несколькими лямбда-зондами (установленными до и после катализатора) экологическим классом не ниже Евро-3. После вырезки катализатора вам не просто придется вырезать катализатор, но и вмешаться в работу электроники. Например, необходимо установить так называемую электронную «обманку» лямбда-зондов. И чем новее автомобиль (значит, выше евростандарт экологического класса), тем больше сложностей после вырезки катализатора. Но инженеры-электронщики, которые занимаются демонтажем катализаторов, справляются с этим очень эффективно.
Главным плюсом вырезания катализатора является небольшой скачок мощности и крутящего момента двигателя. Также автомобиль с вырезанным нейтрализатором получит более приятный, но более громкий звук выхлопа. Но не переживайте, никаких проблем с выхлопной системой после демонтажа этого компонента не будет. Более того, вырезанный катализатор можно будет продать за немалые деньги из-за наличия в нем драгоценных металлов. Вбейте в поиск запрос «куплю катализатор» и вы будете удивлены, сколько контор занимаются скупкой старых катализаторов. Причем за приличные деньги.
Однако в удалении каталитического нейтрализатора выхлопных газов есть не только преимущества. Например, вмешательство в электронику автомобиля в конечном итоге может вызвать некоторые проблемы в процессе сгорания топливной смеси. Также будьте готовы, что спустя время ваш автомобиль без катализатора может начать потреблять больше топлива. Правда, этот эффект появляется не на всех автомобилях. Но главное – без катализатора ваш автомобиль будет выбрасывать в окружающую среду больше вредных веществ. А вот как раз из-за этого у автовладельца могут быть проблемы с законодательством.
Автомобиль, оснащенный катализатором на заводе, как правило, проходит перед началом продаж на рынке сертификацию, в рамках которой проверяются многие параметры безопасности и соответствие принятым в стране ГОСТам. В том числе производятся замеры вредных веществ в выхлопной системе, для того чтобы уровень СО2 соответствовал установленному в России экологическому классу.
Вырезав катализатор, вы рискуете, что уровень вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать установленным нормам. В этом случае автомобиль не сможет пройти легально техосмотр. Правда, в нашей стране, где техосмотр можно просто купить, это, наверное, не проблема. Да, в скором времени в нашей стране ужесточится порядок прохождения техосмотра. Но мы не думаем, что в ближайшие годы что-то изменится в лучшую сторону. Скорее всего, техосмотр по-прежнему можно будет купить в любом пункте техосмотра. Если же вы сторонник соблюдения законодательства и всегда проходите техосмотр, как требует закон, то, вырезав катализатор, рискуете не получить диагностическую карту в связи с превышением в выхлопе уровня вредных веществ.
Конечно. Например, можно купить не оригинальный заводской катализатор, а универсальный или спортивный нейтрализатор выхлопных газов, которые для многих моделей автомобилей стоят гораздо меньше некоторых оригинальных катализаторов.
Некоторые могут быть удивлены сочетанием слов «катализатор» и «спорт», потому что хорошо известно, что катализатор со спортом имеет мало общего. Но это мнение дилетантов и любителей уличных гонок. В реальном автоспорте все спорткары также должны соответствовать действующему законодательству, а поэтому должны быть оснащены катализатором. Даже автомобили WRC, которые обычно не имеют ничего общего с обычными дорожными транспортными средствами, имеют катализаторы.
Мнение эксперта:
Артем Беркутов, эксперт компании по ремонту выхлопных систем AutoExx:
– Одна из более дешевых альтернатив оригинальному катализатору – это покупка универсального каталитического нейтрализатора. Правда, есть риски. Неоригинальный катализатор должен идеально подходить к выхлопной системе вашего автомобиля. К сожалению, установить неоригинальный катализатор не всегда возможно. Причем даже если размеры катализатора могут быть одинаковыми, он может не подойти, например, из-за неточных размеров (диаметров) труб выхлопной системы. Также не стоит забывать, что установка неоригинального катализатора может лишить автовладельца заводской гарантии.
Также нужно помнить, что датчики контроля расхода газа (датчики кислорода), которые идеально работали с оригинальным катализатором, могут начать неправильно функционировать в неоригинальном нейтрализаторе. Например, это может быть из-за различия в емкости аналогового катализатора. Также дополнительные проблемы могут появиться в двигателях с турбонаддувом.
Ну и, наконец, каталитический нейтрализатор должен соответствовать евростандартам выбросов (экологический класс), установленным для вашего автомобиля, а также иметь работающие лямбда-зонды, установленные в тех же местах, которые предусмотрены автопроизводителем. Если мы примем во внимание все условия, которые должны быть выполнены при установке неоригинального катализатора, чтобы процесс очистки выхлопных газов проходил правильно, возникает вопрос: не лучше ли заплатить больше, чтобы купить оригинальный катализатор, вместо приобретения аналогового компонента, с которым может быть куча проблем?
Смотрите такжеКак обратное давление выхлопных газов влияет на мощность автомобиля?
Однако, если расходы на покупку нового катализатора для вас неприемлемы, у вас два варианта: вырезать катализатор, установив вместо него простую трубу, заглушку и т. п., с оснащением выхлопной системы обманкой лямбда-зондов, или приобрести неоригинальный нейтрализатор. В этом случае без квалифицированной помощи вам не обойтись. Обратитесь к специалисту, который посоветует вам и расскажет, есть ли смысл вырезать или покупать неоригинальный катализатор для вашего автомобиля.
Автомобилестроение>Запчасти и аксессуары
26 октября 2022 г.
Средний автомобиль состоит из множества деталей — около 30 000, — и у каждой есть определенная функция. От простых гаек и болтов, скрепляющих все вместе, до самого двигателя, каждый автомобиль представляет собой сложную комбинацию этих частей. Итак, когда дело доходит до каталитического нейтрализатора, вы, вероятно, знаете, что это деталь автомобиля, но, скорее всего, это так. Вы можете удивиться, узнав, что работа каталитического нейтрализатора заключается в преобразовании вредных загрязняющих веществ в менее вредные выбросы еще до того, как они покинут выхлопную систему автомобиля.
Знаете ли вы, что делать, когда загорается индикатор проверки двигателя? Узнайте больше здесь.
Если ваш автомобиль был выпущен после 1975 года, то ответ, скорее всего, да. Каждый автомобиль на дороге является источником вредных угарных газов, углеводородов и оксидов азота. С миллионами автомобилей, которые ездят каждый день, это загрязнение и смог могут создать большие проблемы. Выбросы выхлопных газов способствуют заболеваниям дыхательных путей, ухудшению качества воздуха и загрязнению окружающей среды.
Для борьбы с этими вредными эффектами Агентство по охране окружающей среды (EPA) в середине 1970-х усилило правила контроля выбросов, а каталитический нейтрализатор стал обязательным компонентом всех автомобилей с 1975 года (год его создания).
Ваш каталитический нейтрализатор расположен на днище автомобиля, в выхлопной системе между выпускным коллектором и глушителем.
Сама деталь имеет форму бусинок или сот и покрыта металлическим катализатором, обычно комбинацией платины, родия и палладия.
Когда выхлопные газы проходят через нагретый каталитический нейтрализатор, происходят два каталитических события (химические реакции):
По сути, каталитический нейтрализатор отфильтровывает вредные побочные продукты в выхлопных газах и сжигает их. И хотя основной функцией каталитического нейтрализатора является снижение вредных выбросов, он также повышает эффективность вашего автомобиля. Автомобиль в хорошем состоянии продлит срок службы вашего каталитического нейтрализатора, сводя к минимуму возможность дорогостоящего ремонта или замены каталитического нейтрализатора.
Существует много возможных признаков неисправности каталитического нейтрализатора. Вялый двигатель автомобиля или снижение ускорения — это малозаметные симптомы, которые вы не должны игнорировать — попросите механика диагностировать проблему как можно скорее. Темный выхлопной дым и запах серы или тухлых яиц из выхлопных газов являются более заметными признаками неисправного каталитического нейтрализатора.
Другие проблемы автомобиля также могут привести к повреждению каталитического нейтрализатора:
Хотя очиститель каталитического нейтрализатора можно использовать для устранения незначительных засоров, есть вероятность, что он не повлияет на более серьезные проблемы.
Лучший способ избежать ремонта или замены каталитического нейтрализатора — следовать рекомендованному графику технического обслуживания вашего автомобиля и поддерживать системы выхлопа, выбросов и сгорания в хорошем состоянии. Ухоженный автомобиль поможет продлить срок службы вашего каталитического нейтрализатора на десять и более лет. Но в редких случаях необходим ремонт или замена каталитического нейтрализатора.
Узнайте о других основных советах по уходу за автомобилем здесь.
Ремонт каталитического нейтрализатора иногда возможен, хотя он может быть почти таким же дорогим, как замена каталитического нейтрализатора.
Средняя стоимость ремонта каталитического нейтрализатора может составлять от 300 до 2500 долларов. Это связано с тем, что для каталитического нейтрализатора требуются драгоценные металлы, такие как платина, родий и палладий. Эти материалы дороги для механиков, что приводит к более высокой стоимости ремонта.
Помимо замены этих металлов, глубокая очистка является одним из других вариантов ремонта. Если каталитический нейтрализатор имеет чрезмерный износ, замена может быть единственным вариантом.
Точно так же замена каталитического нейтрализатора стоит довольно дорого. Замена каталитического нейтрализатора стоит около 2000 долларов, и это только за саму деталь. Кроме того, затраты на установку и оплату труда еще больше увеличат стоимость замены каталитического нейтрализатора.
Какой бы дорогой ни была замена или ремонт каталитического нейтрализатора, это необходимо для вашего автомобиля. Удаление каталитического нейтрализатора не является безопасным или законным вариантом, поскольку Агентство по охране окружающей среды определило его как обязательный компонент в 1975. Автомобиль не будет нормально функционировать без каталитического нейтрализатора, а небольшие проблемы могут в конечном итоге привести к отказу двигателя. Не говоря уже о вредных выбросах в атмосферу.
Сохраните молодость своего стареющего автомобиля с помощью нашего контрольного списка по уходу за автомобилем.
Из всех деталей, из которых состоит автомобиль, каталитический нейтрализатор, несомненно, является одним из самых важных — и по нескольким причинам. Каталитический нейтрализатор помогает уменьшить содержание загрязняющих веществ в воздухе, которые могут нанести вред людям и окружающей среде, превращая 90% вредных выбросов в менее вредные газы. Уход за каталитическим нейтрализатором повышает эффективность вашего автомобиля, напрямую влияя на его общее состояние и производительность.
Ваш механик может помочь вам решить, когда и когда вам может понадобиться рассмотреть вопрос о замене каталитического нейтрализатора. Ремонт вашего автомобиля может быть дорогим, но это не должно вас замедлять. Кредитная карта Synchrony Car Care™ предназначена для того, чтобы помочь вам финансировать все крупные автомобильные расходы — запланированные и незапланированные — для вашего автомобиля, грузовика или дома на колесах. Узнайте больше здесь.
Отказ от ответственности. Мы включили в эту статью ссылки на другие веб-сайты для нашего удобства. Мы не поддерживаем какой-либо контент на этих сайтах. Все названия продуктов, логотипы и торговые марки являются собственностью их соответствующих владельцев. Все названия компаний, продуктов и услуг, используемые на этом веб-сайте, предназначены только для целей идентификации. Использование этих названий, логотипов и торговых марок не означает одобрения. Это содержимое может быть изменено без предварительного уведомления и предлагается только для информационного использования. Вам настоятельно рекомендуется проконсультироваться с вашими индивидуальными консультантами в отношении любой представленной информации. Synchrony и любые ее аффилированные лица (совместно именуемые «Synchrony») не делают никаких заявлений или гарантий в отношении этого контента и не несут ответственности за любые убытки или ущерб, возникшие в результате использования предоставленной информации. Получение вами этого материала означает ваше согласие с данными условиями.
© 2023 Synchrony Bank.
Советы и рекомендации
автор: Стив Уокер
14 мая 2021
14 мая 2021
Если вы не знаете, что такое каталитический нейтрализатор, вам не нужно терять сон из-за этого. Эта технология не нова, и сегодня она присутствует практически в каждом автомобиле на дороге, но нет реальной причины, по которой каталитические нейтрализаторы должны быть в центре внимания любого автомобилиста большую часть времени. Они работают в фоновом режиме, используя химические реакции для очистки вредных газов от выхлопных газов вашего автомобиля. Если только ваш не сломается или, как это становится все более распространенным в последние годы, кто-то не попытается его украсть, вам не о чем беспокоиться.
В этом руководстве мы объясним все, что вам нужно знать о каталитических нейтрализаторах — от того, как они работают, до используемых в них материалов и драгоценных металлов — и как защитить свой автомобиль от кражи каталитических нейтрализаторов…
Каталитические нейтрализаторы преобразуют вредные вещества в выхлопных газах автомобиля, такие как окись углерода, окись азота, двуокись азота и углеводороды, в менее вредные вещества, такие как двуокись углерода и водяной пар, посредством химических реакций.
Салон «кошки» обычно заполнен сотовой структурой, на которую нанесено покрытие, содержащее катализатор — вещество, которое вступает в реакцию с выхлопными газами, изменяя их химическую структуру.
Драгоценные металлы, такие как палладий, родий и платина, обычно используются в качестве катализатора, и они имеют внутреннюю ценность, а это означает, что их стоит утилизировать и переработать, когда автомобиль будет утилизирован. К сожалению, эти драгоценные металлы также делают каталитические нейтрализаторы мишенью для воров.
Каталитические нейтрализаторы должны работать при высоких температурах до 400 градусов, чтобы максимизировать их эффективность. Чтобы достичь этой оптимальной рабочей температуры, первые блоки были расположены близко к двигателю автомобиля, но это вызвало свои проблемы, и кошка постепенно перемещалась дальше по выхлопной системе, подальше от источника тепла двигателя.
В современных автомобилях каталитический нейтрализатор находится под автомобилем по направлению к выпускному отверстию, что делает его доступным для воров, которые могут вырезать весь блок из-под автомобиля.
Существуют различные типы каталитических нейтрализаторов. Простая «двусторонняя» катушка окисления работает, превращая монооксид углерода (CO) в диоксид углерода (CO2) и углеводороды, которые в основном представляют собой частицы несгоревшего топлива, в диоксид углерода и воду. На современных автомобилях устанавливаются более совершенные «трехходовые» каталитические нейтрализаторы, которые делают вышеперечисленное, а также сокращают выбросы оксида азота (NO) и диоксида азота (NO2), которые вместе более известны как NOx и являются основной причиной локализованного загрязнения воздуха. загрязнение.
• Что такое AdBlue?
Дизельные автомобили обычно имеют специальные каталитические нейтрализаторы, чтобы справляться со специфическими выбросами дизельных двигателей с воспламенением от сжатия. Эти дизельные катализаторы окисления обычно сочетаются с дополнительными технологиями очистки выхлопных газов, такими как рециркуляция выхлопных газов, дизельные сажевые фильтры для улавливания сажи и селективная каталитическая нейтрализация, в которой используется впрыск раствора мочевины AdBlue для удаления NOx.
Случаи краж каталитических нейтрализаторов из автомобилей резко возросли в 2019 г. , при этом общее количество за год примерно в 10 раз выше, чем в 2018 г.
Отчеты предполагают, что рост может быть связан с проблемами цепочки поставок, из-за которых дилерам сложнее обеспечить замену каталитических нейтрализаторов по официальным каналам, создавая черный рынок. Исторически, однако, самой большой движущей силой краж были зарубежные рынки драгоценных металлов внутри подразделений. Каталитические нейтрализаторы, украденные в Великобритании, часто нелегально вывозятся за границу, а металлы перерабатываются.
Стоимость, связанная с заменой украденного каталитического нейтрализатора, может достигать 2000–3000 фунтов стерлингов, и эта цифра завышена из-за ущерба, который воры обычно наносят автомобилю при снятии блока. Хотя кражи каталитических нейтрализаторов все еще редки, есть несколько простых шагов, которые вы можете предпринять, чтобы защитить свой автомобиль...
Каталитические нейтрализаторы появились в 19 веке, когда металлические цилиндры с фильтрами, покрытыми платиной, иридием и палладием, устанавливались на первые французские автомобили в попытке очистить дым, выходящий из их двигателей. выхлопы. Технология была впервые запатентована французом Эженом Удри, который переехал в Лос-Анджелес в 19-м веке.30-х годов и основал компанию Oxy-Catalyst, которая устанавливала каталитические нейтрализаторы на промышленные дымоходы для борьбы со смогом.
• Стандарты выбросов Евро 6 и что они означают для вас
Уже установив свои фильтры на складские вилочные погрузчики, к 1950-м годам Хоудри начал исследовать технологию каталитических нейтрализаторов для использования в автомобилях и получил патент на свою конструкцию в 1956 году.