Заменить любую из ламп в блок-фаре Лады Приора совсем не сложно. Справиться с этой задачей вам поможет наша пошаговая иллюстрированная инструкция. В процедуре замены ламп в фарах автомобилей выпуска до и после 2013 года есть отличия, которые мы покажем.
Внимание! Лампы дальнего и ближнего света — галогенные. Прикасаться к их стеклянным колбам не следует, так как при нагреве колбы следы от пальцев потемнеют. Удалить загрязнения с колбы можно чистой ветошью, смоченной в спирте.
Замена ламп в фаре автомобиля, выпущенного после 2013 годаБлок-фара автомобиля Lada Priora выпуска после 2013 года: 1 — электрический разъем; 2 — регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости; 3 — защитная крышка ламп; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости.
Блок-фара автомобиля Lada Priora выпуска после 2013 года: 1 — электрический разъем; 2 — регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости; 3 — защитная крышка ламп; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости.
Блок-фара автомобиля Lada Priora выпуска после 2013 года: 1 — электрический разъем; 2 — регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости; 3 — защитная крышка ламп; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости.
Работу демонстрируем на левой блок-фаре (для наглядности работа показана на снятой блок-фаре), в правой блок-фаре лампы меняем аналогично.
Операции по замене ламп в левой блок-фаре удобнее выполнять при снятой аккумуляторной батарее. Для замены лампы указателя поворота…
…поворачиваем патрон лампы против часовой стрелки.
…поворачиваем патрон лампы против часовой стрелки.
…поворачиваем патрон лампы против часовой стрелки.
…и вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
…и вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
…и вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Патрон уплотняется в корпусе блок-фары прокладкой. Если прокладка порвана или потеряла эластичность, заменяем ее новой.
Устанавливаем новую лампу PY21W в обратной последовательности. При этом два выступа, расположенные несимметрично относительно оси лампы, должны войти в соответствующие пазы патрона.
Для замены остальных ламп…
…поворачиваем пружинный фиксатор крышки.
…поворачиваем пружинный фиксатор крышки.
…поворачиваем пружинный фиксатор крышки.
Снимаем крышку блок-фары, выводя ее крючки из петель на корпусе блок-фары.
Снимаем крышку блок-фары, выводя ее крючки из петель на корпусе блок-фары.
Снимаем крышку блок-фары, выводя ее крючки из петель на корпусе блок-фары.
Поворачиваем лампу дальнего света с функцией дневного ходового огня против часовой стрелки.
Поворачиваем лампу дальнего света с функцией дневного ходового огня против часовой стрелки.
Поворачиваем лампу дальнего света с функцией дневного ходового огня против часовой стрелки.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Устанавливаем новую лампу Н15 в обратной последовательности.
Освобождаем три пружинных фиксатора лампы ближнего света.
Освобождаем три пружинных фиксатора лампы ближнего света.
Освобождаем три пружинных фиксатора лампы ближнего света.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу из корпуса блок-фары.
Отсоединяем наконечники двух проводов от контактов лампы ближнего света.
Отсоединяем наконечники двух проводов от контактов лампы ближнего света.
Отсоединяем наконечники двух проводов от контактов лампы ближнего света.
Устанавливаем новую лампу Н7 в обратной последовательности.
Потянув, вынимаем патрон с лампой габаритного света из корпуса блок-фары.
Потянув, вынимаем патрон с лампой габаритного света из корпуса блок-фары.
Потянув, вынимаем патрон с лампой габаритного света из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу из патрона.
Вынимаем лампу из патрона.
Вынимаем лампу из патрона.
Новую лампу W5W устанавливаем в обратной последовательности.
Замена ламп в фаре автомобиля, выпущенного до 2013 годаБлок-фара автомобиля Lada Priora выпуска до 2013 года: 1 — крышка лампы ближнего света; 2 — винт регулировки пучка света фары в горизонтальной плоскости; 3 — вентиляционный клапан; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — винт регулировки пучка света фары в вертикальной плоскости; 6 — крышка ламп дальнего и габаритного света; 7 — электрический разъем.
Блок-фара автомобиля Lada Priora выпуска до 2013 года: 1 — крышка лампы ближнего света; 2 — винт регулировки пучка света фары в горизонтальной плоскости; 3 — вентиляционный клапан; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — винт регулировки пучка света фары в вертикальной плоскости; 6 — крышка ламп дальнего и габаритного света; 7 — электрический разъем.
Блок-фара автомобиля Lada Priora выпуска до 2013 года: 1 — крышка лампы ближнего света; 2 — винт регулировки пучка света фары в горизонтальной плоскости; 3 — вентиляционный клапан; 4 — патрон лампы указателя поворота; 5 — винт регулировки пучка света фары в вертикальной плоскости; 6 — крышка ламп дальнего и габаритного света; 7 — электрический разъем.
Для замены лампы ближнего света снимаем резиновую крышку, расположенную ближе к крылу автомобиля (для наглядности аккумуляторная батарея снята).
Для замены лампы ближнего света снимаем резиновую крышку, расположенную ближе к крылу автомобиля (для наглядности аккумуляторная батарея снята).
Для замены лампы ближнего света снимаем резиновую крышку, расположенную ближе к крылу автомобиля (для наглядности аккумуляторная батарея снята).
Отсоединяем колодку проводов от лампы ближнего света.
Отсоединяем колодку проводов от лампы ближнего света.
Отсоединяем колодку проводов от лампы ближнего света.
Нажимаем вниз на пружинный фиксатор лампы и выводим его из зацепления с крючками отражателя.
Нажимаем вниз на пружинный фиксатор лампы и выводим его из зацепления с крючками отражателя.
Нажимаем вниз на пружинный фиксатор лампы и выводим его из зацепления с крючками отражателя.
Вынимаем лампу ближнего света из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу ближнего света из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу ближнего света из корпуса блок-фары.
Для замены лампы дальнего света снимаем защитный резиновый чехол с корпуса блок-фары.
Для замены лампы дальнего света снимаем защитный резиновый чехол с корпуса блок-фары.
Для замены лампы дальнего света снимаем защитный резиновый чехол с корпуса блок-фары.
Отсоединяем колодку провода черного цвета от лампы.
Отсоединяем колодку провода черного цвета от лампы.
Отсоединяем колодку провода черного цвета от лампы.
Разжав концы пружинного фиксатора, выводим их из зацепления с крючками отражателя и отводим фиксатор от лампы.
Разжав концы пружинного фиксатора, выводим их из зацепления с крючками отражателя и отводим фиксатор от лампы.
Разжав концы пружинного фиксатора, выводим их из зацепления с крючками отражателя и отводим фиксатор от лампы.
Вынимаем лампу дальнего света из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу дальнего света из корпуса блок-фары.
Вынимаем лампу дальнего света из корпуса блок-фары.
Устанавливаем новую лампу дальнего света Н1 в обратной последовательности.
Для замены лампы габаритного света в блок-фаре вынимаем патрон с лампой.
Для замены лампы габаритного света в блок-фаре вынимаем патрон с лампой.
Для замены лампы габаритного света в блок-фаре вынимаем патрон с лампой.
Вынимаем лампу из патрона.
Вынимаем лампу из патрона.
Вынимаем лампу из патрона.
Для замены лампы указателя поворота крестообразной отверткой отворачиваем три винта А и саморез В крепления декоративной накладки фары и снимаем накладку.
Для замены лампы указателя поворота крестообразной отверткой отворачиваем три винта А и саморез В крепления декоративной накладки фары и снимаем накладку.
Для замены лампы указателя поворота крестообразной отверткой отворачиваем три винта А и саморез В крепления декоративной накладки фары и снимаем накладку.
Поворачиваем патрон лампы указателя поворота против часовой стрелки (для наглядности показано на снятой блок-фаре).
Поворачиваем патрон лампы указателя поворота против часовой стрелки (для наглядности показано на снятой блок-фаре).
Поворачиваем патрон лампы указателя поворота против часовой стрелки (для наглядности показано на снятой блок-фаре).
Вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
Вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
Вынимаем патрон с лампой из корпуса блок-фары.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Нажав на лампу, поворачиваем ее до упора против часовой стрелки и вынимаем лампу из патрона.
Устанавливаем новую лампу PY21W указателя поворота в обратной последовательности.
Меняем лампы в блок-фаре Lada Priora
Меняем лампы в блок-фаре Lada Priora
Владельцам автомобилей иногда приходится сталкиваться с такой неприятностью, как вышедшая из строя лампа ближнего света. Случиться подобное может на любой модели, в том числе и на Ладе Приора. Не стоит забывать, что ресурс лампочек не вечен, и при частом использовании они рано или поздно выходят из строя. Не способствует длительному сроку службы и езда по не всегда идеально ровным российским дорогам. Лампочка вполне может выйти из строя еще до истечения срока ее эксплуатации из-за постоянной тряски.
Между тем если такая проблема возникла в левой фаре, то ночью выехать на дорогу без устранения неисправности не получится. Впрочем, сгоревшую лампочку в любом случае следует заменить как можно скорее. Во-первых, езда с одной работающей фарой негативно влияет на безопасность езды в ночное время – водитель рискует банально не увидеть препятствие или же заметить его слишком поздно. Во-вторых, сама лампочка стоит недорого, и ее приобретение явно не разорит среднестатистического автовладельца. Ну и, в-третьих, заменить ее достаточно просто. Ничего сложного в данной процедуре нет, поэтому вполне можно обойтись без визита в автосервис.
Для начала хотелось бы отметить один момент. Для подключения всего электрооборудования в семействе Приора конструкторы использовали однопроводную схему. Все отрицательные выводы – как источников электрической энергии, так и ее потребителей – подключаются к массе. Функция второго провода при этом отводится непосредственно металлическому кузову авто. Вместе с тем в электрических цепях, задействованных в процессе управления двигателем, применена уже многопроводная схема. Они соединены с массой через ЭБУ – электронный блок управления.
Для коммутации главных цепей Приоры используется комбинированный выключатель зажигания. На накладку консоли панели приборов конструкторы поместили:
Читайте также: Признаки неисправности ДМВР на Приоре
В подрулевом блоке находятся рычажки управления стеклоочистителем и переключателя поворотов, отвечающий также за режим работы фар.
Следует отметить, что потребители электрической энергии большой мощности включаются через электромагнитные реле.
Выполняя любые работы, связанные с устранением неисправностей электрооборудования, рекомендуется, в соответствии с правилами техники безопасности, отключать аккумуляторную батарею – как минимум снимать с нее минусовую клемму. Не нужно проверять исправность электрических цепей «на искру». Также не рекомендуется заменять стоковые предохранители такими, что не предусмотрены конструкцией. В ином случае вы рискуете вывести из строя уже само оборудование.
Итак, в соответствии с требованиями техники безопасности, следует отключить аккумуляторную батарею. Многие бывалые водители могут лишь усмехнуться от такого совета, мол, что здесь такого, это ведь обычная замена лампочки. Однако лучше всего здесь исключить даже малейший фактор риска, тем более что снятие клеммы и ее установка обратно – это дело одной минуты. При замене лампы в правой фаре сам аккумулятор можно не снимать – никаких дополнительных помех в работе он создавать не будет. В левой – все зависит от толщины ваших рук. Для большего удобства можно и снять АКБ, тем более что это делается очень быстро.
Можно приступать непосредственно к замене лампы. Для этого в первую очередь следует снять резиновую крышку, расположенную на задней части фары, ближе к левому или правому крылу автомобиля. После этого отсоединяем от вышедшей из строя лампы ближнего света колодку с проводами, через которые на нее подается питание. Далее нажимаем на пружинный фиксатор – сделать это нужно таким образом, чтобы вывести от него отсоединились крючки отражателя. После этого можно вынимать сгоревшую лампу ближнего света. Вот и все – осталось лишь поставить новую. Вся работа здесь осуществляется в обратном порядке.
В рестайлинговых моделях семейства Приора, выпущенных после 2013 года, процедура замены лампы ближнего света примерно такая же. Впрочем, здесь все-таки есть свои особенности. В частности, сперва следует снять крышку с задней части блок-фары. Для этого просто выведите из петель имеющиеся там крючки. Далее освобождаем все 3 пружинных фиксатора, с помощью которых удерживается лампа, и вынимаем ее из корпуса. После этого осталось только лишь снять присоединенные к контактам наконечники двух проводов. Теперь нужно поставить новую лампу и закрыть крышку. Здесь все делается, как и в дорестайлинговой версии, в обратной последовательности.
Читайте также: Где находится реле бензонасоса на Приоре
Как видим, ничего сложного в замене лампы ближнего света на Приоре действительно нет, и все можно достаточно быстро сделать своими руками. Ну а напоследок хотелось бы дать один небольшой совет. В оптике Приоры используются галогенные лампы, поэтому при замене не касайтесь пальцами ее стеклянной колбы. Если вы заметили здесь какую-то грязь – удалите ее с помощью чистой тряпки, предварительно смоченной спиртом.
Как вам статья?
Рабочие фары необходимы для безопасного вождения любого автомобиля, но иногда они выходят из строя. Знание того, как заменить фару и на что обращать внимание, когда передняя часть вашего автомобиля темнеет, может помочь вам быстро решить проблему.
Определение причины неисправности фары начинается с простого наблюдения. Во-первых, включите фары, чтобы увидеть, не горит ли только один свет. Если один отсутствует, 9«В 0% случаев свет снова загорится, просто заменив лампочку», — говорит Эмилио Зулло, владелец и техник E & L Automotive в Оссининге, штат Нью-Йорк. вы находитесь на дороге, когда замечаете проблему с фарами, — это остановиться и постучать по фару кулаком, что иногда заставит ее загореться, — говорит он.
«Если это продолжается, значит, нить накала перегорела», — говорит Зулло. «Когда вы ударяете по нему, вы трясете нить накала, и если она вступает в контакт, она на самом деле загорается». По крайней мере, это позволит вам добраться до места, где можно отремонтировать свет, добавляет он.
Подробную информацию о том, как заменить фару в вашем конкретном автомобиле, а также о том, какую лампу для фары приобрести, см. в руководстве по эксплуатации.
В целях безопасности выключите автомобиль и выньте ключи из замка зажигания.
Откройте капот автомобиля и найдите держатель фары рядом с передней частью автомобиля.
Обычно к основанию лампочки крепятся три провода. Нажмите на зажим или колпачок, удерживающие их на месте.
Все автомобили разные, предупреждает Зулло. «В некоторых автомобилях вы можете добраться до лампочки, а в некоторых — нет», — говорит он. Иногда мешает батарея или корпус воздушного фильтра, а иногда приходится снимать внутреннее крыло и залезать за него.
Однако, если вы можете открыть фару, тогда просто замените галогенную лампу. Это означает увидеть, как лампочка заблокирована, и осторожно разблокировать ее. Если вы сломаете зажимы, которые здесь используются, вам придется снимать всю фару, предупреждает Зулло. «Поэтому вам нужно посмотреть, как он подключен, осторожно разобрать его, а затем вы должны выполнить процедуру в обратном порядке, собирая обратно, не касаясь пальцами стекла колбы», — говорит он.
Аккуратно вкрутите новую лампу, не касаясь стекла лампы; масло и грязь на руках могут привести к взрыву лампы при ее нагревании. Закройте капот вашего автомобиля. С новой лампой ваши фары снова будут как новые, и вы снова сможете наслаждаться вождением автомобиля днем и ночью.
В большинстве случаев заменить фару несложно и не требует обращения к механику. Ознакомьтесь с другими проектами по ремонту автомобилей своими руками, которые может сделать каждый.
В конце концов, если вы заменили лампу, а она не работает, вам необходимо проверить предохранители и проводку. «Если у вас есть питание на предохранителях и нет питания на вашем фонаре, у вас проблема с проводкой», — говорит Зулло. «Может быть, где-то оборвался провод, пережался или что-то в этом роде».
Если вы недавно меняли галогенную лампочку, обратите внимание на то, подходит ли сменная лампочка к вашей вилке. Зулло отмечает, что сегодня галогенные лампы сильно нагреваются, и некоторые магазины автозапчастей продают более яркие или цветные замены без рецепта, которые рекламируются как лучшие для видимости, но которые нагреваются еще сильнее. «Итак, что происходит со штатной штепсельной вилкой OEM, с которой автомобиль поставляется с завода, так это то, что она не может справиться с этой дополнительной мощностью», — говорит он. «Он начинает плавиться, а затем возникает плохой контакт, и ваш свет гаснет». В этот момент вы даже не можете вставить новую лампочку, вам нужно заменить весь патрон, — говорит Зулло.
Наиболее распространенной причиной перегоревшего фонаря является возраст, говорит Зулло. «Вы можете водить машину и не заметить, что одна из ваших фар не горит, а затем, поскольку вторая такого же возраста, в течение нескольких недель одна из них тоже может просто выйти из строя», — говорит он. Внезапно проблема становится пугающе очевидной.
Помимо возраста, перегорание фар также может быть вызвано сильным холодом или жарой. Изменения температуры могут повлиять на нить накаливания лампочки, которая очень чувствительна.
При использовании новых галогенных ламп другой причиной затемнения света может быть окисление пластикового корпуса, в результате чего он становится белым или желтоватым, говорит Зулло. По его словам, это уменьшает луч света, который помогает водителям видеть темную дорогу впереди. «В этом случае вам придется заменить всю фару в сборе», — добавляет он.
Кроме того, любые трещины в корпусе могут привести к перегоранию галогенных ламп, поскольку они не выдерживают влаги. «Поэтому вы можете вставить туда новую лампочку, и через день или два она перегорит из-за влажности и сырости», — говорит Зулло. «Также к этим лампочкам нельзя прикасаться пальцами; если вы устанавливаете его, вы должны использовать резиновые перчатки, потому что, если вы приложите палец к лампочке, соль от вашего пота сожжет эту лампочку».
Подготовьте план действий на случай, если у вас перегорит фара во время вождения. Убедитесь, что практикуете безопасное вождение, когда вы находитесь в дороге.
Это хуже, чем бегать ночью с одним закрытым глазом: Вы потеряли свет от одной из ваших фар. Либо перегорела лампочка, либо в результате незначительной аварии пострадали линза, отражатель или, возможно, весь корпус лампы. И кроме очевидной опасности, есть еще и риски замечаний от зоркого правоохранителя и возможного воровства от почасовой ставки ремонтной мастерской. Но вы можете справиться с ситуацией самостоятельно, сэкономив при этом драгоценные доллары и почувствовав теплое сияние выполненного долга, самостоятельно заменив сломанную фару. Мы в Автомобиль и водитель знают, что вы можете. Вот как заменить фару:
К счастью, часто заменить фару несложно. Большинство современных галогенных ламп высокой интенсивности разряда (HID) или светодиодных (LED) ламп легко заменить. Они удерживаются на месте тонкими проволочными зажимами или вращающимися байонетными фиксаторами. Их можно быстро вытащить из-за корпуса фары, отсоединить от проводки и заменить на исправную лампочку. Но чтобы заменить фару, вы должны сначала определить, какой тип лампы вам нужен. Первое место, куда нужно заглянуть, — это руководство пользователя.
Getty Images
Если руководство отсутствует, но вы знаете марку, модель и год выпуска вашего автомобиля (вы знаете это, не так ли?), вы можете проконсультироваться с сотрудником магазина автозапчастей. или обратитесь к буклету о фарах, который обычно находится в отделе фар в магазине запчастей. И, наконец, вы всегда можете вытащить неисправную лампочку и принести ее в магазин для справки.
Обычно доступ к лампе фары можно получить, просто открыв капот и отсоединив разъемы лампы на задней части корпуса фары. Некоторые автомобили могут предоставлять дополнительное пространство для обслуживания за счет небольших откидных или вращающихся панелей внутри арок передних колес.
Однако для некоторых сложных моделей может потребоваться снятие различных брызговиков, корпусов воздухоочистителей и даже бачков с омывающей жидкостью для полного доступа, прежде чем вы сможете заменить фару. Вот почему мы рекомендуем держать под рукой пару механических (или латексных) перчаток, фонарик, отвертку с плоским лезвием, небольшую коробку с розетками и пару острогубцев.
Getty Images
Олдскульные квадратные или круглые фары с закрытым светом отличаются и больше, но их очень легко заменить. Обычно они удерживаются тонким металлическим кольцом, ввернутым в корпус лампы. Винты стопорного кольца легко ослабляются с передней части автомобиля. Но иногда сначала нужно снять другую яркую отделку передней части. Вилка жгута проводов под колпаком в задней части лампы надевается и снимается с медных клемм лампы.
Getty Images
Когда вы меняете фару, очень важно не прикасаться к стеклу новой лампы, так как загрязнение натуральным кожным салом и даже небольшое количество грязи могут привести к преждевременному выходу из строя. Используйте немного диэлектрической смазки (можно приобрести в магазине автозапчастей, если она не поставляется с лампой) для устойчивого к атмосферным воздействиям соединения на всех штекерах и клеммах лампы. И постарайтесь не перепутать винты регулировки фар с обычно меньшими крепежными винтами.
Getty Images
Если линза лампы сломана, если линза сильно помутнела или если в результате аварии был поврежден корпус, все становится сложнее. Вы захотите заменить весь блок фары, называемый корпусом. Эти формованные корпуса крепятся зажимами или болтами к металлической опоре радиатора передней части. В задней части корпуса находятся разъемы жгута проводов, которые необходимо снять. И, к сожалению, в некоторых случаях (например, версии Ford Fusion, Chevy Malibu и Toyota Camry) необходимо ослабить или снять облицовку переднего бампера, чтобы добраться до креплений корпуса.
Мы рекомендуем приобрести руководство по ремонту или, по крайней мере, просмотреть несколько видеороликов на YouTube, посвященных замене корпуса для вашего автомобиля. (Но будьте осторожны — эти грубые видеоролики «сделай сам» различаются по качеству и тщательности.) И если для замены всего корпуса фары требуется снять такие детали, как крышка бампера, вам, вероятно, также понадобится доступ к немного более сложным ручным инструментам.
Посмотреть полный пост на Youtube
Стоимость новых корпусов, включая новый объектив, варьируется от дорогих до очень дорогих. И все же относительно недорогое решение все еще возможно, особенно если у вас поблизости есть хорошая свалка, где вы можете подобрать бывшие в употреблении (гораздо более дешевые) детали. Вы даже можете попрактиковаться в своей первой процедуре демонтажа на автомобиле-доноре, который вы выберете во дворе.
Большинство ламп накаливания легко заменить; корпуса фар требуют больше работы.
После того, как вы установили сменный корпус, но до , вы переустанавливаете все детали, которые вы сняли, чтобы получить доступ к блоку фары, включаете и выключайте свет, чтобы убедиться, что сменные лампы дальнего и ближнего света и повторно подключенная проводка полностью функциональна. Это сэкономит вам время и избавит вас от разочарования, если вы слишком поздно обнаружите плохое соединение или неправильно установленную лампу, что потребует снятия и повторной установки крышки бампера или элементов решетки. И, конечно же, фары нужно будет наводить. Для этого мы предлагаем отвезти автомобиль в ремонтную мастерскую; вы могли бы попытаться нацелить их на дорогу, но в лучшем случае это процесс без промаха. В магазине есть дорогое прицельное снаряжение, чтобы сделать работу правильно.