logo1

logoT

 

Из чего состоит кардан


Конструкция, ремонт кардана в Москве| КарданБаланс

      Кардан – агрегат, который устанавливается практически на все задне- и полноприводные авто. Главная его задача – передача крутящего момента одного узла к другому.

      Неправильно отремонтированный или неисправный вал может стать причиной не только собственного быстрого износа, но и выхода из строя множества других агрегатов и узлов, а также ухудшения здоровья водителя и его пассажиров. Поэтому ремонт следует доверять только опытным профессионалам, которые используют в работе современные технологии и высокоточное оборудование.

      Кардан состоит из вала, двух крестовин, скользящей вилки, 2 фланец-вилок, деталей крепления и уплотнений. Изготавливаются они из сплошного прута или трубы. С одной стороны к кардану приваривается вилка шарнира (неподвижная), а с другой – втулка (шлицевая), на которую насаживается подвижная вилка с шарниром (скользящая).

      На некоторых авто карданная передача выполняется из нескольких частей с промежуточными подвесными опорами. Вызвано это тем, что на высоких скоростях вращения валы большой длины изгибаются из-за дисбаланса, распределенного по длине. Хорошо отбалансированный вал на одной скорости не становится причиной вибраций, а на другой может стать ее причиной.

      Важно знать, что карданная передача (в отличие от ШРУСа) дает возможности для отдачи крутящего момента с пульсацией угловой скорости. И для ее уменьшения при сборке карданов вилки располагаются в одной плоскости по обоим концам.

Балансировка

      Как и колеса, двигатель и другие механизмы авто, карданные валы могут иметь дисбаланс. Внешними его признаками становятся вибрации, которые могут увеличиваться или уменьшаться при различной частоте вращения. Причем дисбаланс неприятен не только с точки зрения возникающего дискомфорта, но и вреден для здоровья.

      Также он вызывает и множественные нагрузки на шарниры и детали трансмиссии, сопряженные с карданной передачей, становится причиной ослабления креплений.

      Динамическая балансировка – способ, позволяющий определить степень дисбаланса и устранить его.

      Обычно балансировка карданов производится в сборе с шарнирами.

Проблемы ремонта

      В нашей стране существует множество проблем, связанных с ремонтом автомобилей. Но одной из актуальных становится практическое отсутствие сервисных центров, которые бы занимались восстановлением работоспособности карданов. Обычно их меняют целиком. А если даже и ремонтируют, то с неохотой и некачественно.

      И следствием становится нарушение балансировки, которое происходит из-за неправильной сборки или неточной установки крестовин. Что же делать?

      Конечно же, обращаться в «КарданБаланс».

      Мы найдем решение проблемы!

      Мы изготавливаем и ремонтируем валы для легковых авто, специальной техники, тракторов и электротранспорта.

      Мы ведем активную работу по созданию специализированных СТО в различных городах. В ближайшее время мы планируем оснастить их всем необходимым для ремонта.

      Вы уже сейчас можете обратиться к нам! Предоставляя гарантию, мы можем убедить Вас в высоком качестве всех работ и их оперативности!

Карданный вал: устройство, эксплуатация и ремонт

«Слушай, у тебя кардан стучит. Сдавай в ремонт, а то дело плохо кончится», — говорил главной героине фильма «Москва слезам не верит» ее любовник. О том, что такое карданный вал, зачем он нужен, какие неисправности для него характерны, и как их ремонтировать, – в нашей сегодняшней статье.

Карданный вал

Из истории кардана

Если помните, то машина, на которой ездили персонажи фильма, была ВАЗ 2103 – с задним приводом. Карданный вал, о котором говорит герой-любовник, это узел трансмиссии «тройки», который также устанавливался на автомобили с полным приводом. Для переднеприводных машин такой узел трансмиссии не нужен – крутящий момент от двигателя на переднюю ось передается через главную передачу и дифференциал, которые находятся в картере коробки передач.

Карданный вал в системе полного привода

Задне- и полноприводные автомобиль без карданного вала обойтись не могут: с его помощью крутящий момент от коробки передач или раздатки (для полноприводников) к редукторам переднего и заднего моста. Впервые принцип работы этого механизма описал итальянец Джироламо Кардано, по имени которого и был назван вал. В автомобилестроении кардан начали применять в конце 19-го века. К примеру, одним из пионеров в установке карданного вала на автомобиль стал основатель одноименной французской компании Луи Рено. На его машинах кардан зарекомендовал себя с самой лучшей стороны: благодаря внедрению в трансмиссию этого узла инженерам удалось решить важную проблему – без провалов передавать крутящий момент от КПП к заднему мосту во время движения по неровной дороге, обеспечивая, тем самым, плавность хода. С тех пор карданный вал эволюционировал незначительно – механизм передачи крутящего момента остался прежним, а вот конструкция узла усовершенствовалась в зависимости от того, на какой конкретной модели автомобиля он устанавливался.

Из чего состоит и как работает карданный вал

В устройстве карданного вала принято различать пять основных компонентов:

Центральный вал. Представляет собой полую (для снижения массы узла) стальную трубу.

Крестовины с наконечниками. Это выполненные в форме креста шарниры, функция которых – следить за тем, чтобы все вращающиеся элементы трансмиссии работали под определенным переменным углом (от 0 до 20 градусов) для плавной передачи крутящего момента – в этом случае коэффициент полезного действия крестовин наивысший. Если угол вращения в процессе движения автомобиля превышает 20 градусов, крестовина начинает работать под большой нагрузкой, что влияет на сбалансированность карданного вала.

Устройство карданного вала

Вилка скользящая. Представляет собой узел, ответственный за соединение шлицевых концов промежуточного и карданного валов. Вместе со шлицами компенсирует изменение расстояния по высоте между промежуточным и карданным валом во время движения автомобиля по пересеченной местности.

Промежуточный подшипник. Выполняет функцию поддержки основного вала, обеспечивая ему свободное вращение по своей оси. В зависимости от количества секций карданного вала, бывает два, три, и более промежуточных подшипников.

Помимо этих, основных деталей, в состав карданного вала входят различные крепления, уплотнители и эластичная муфта, которая принимает на себя удары, возникающие при включении сцепления.

Различают односекционные и многосекционные карданные валы. Односекционные карданные валы применяются в конструкции трансмиссий задне- и полноприводных спортивных автомобилей, которым необходима максимально быстрая передача крутящего момента на ведущие колеса. Многосекционными карданными валами оснащают стандартные легковые и грузовые автомобили.

Плюсы и минусы кардана

Конструкция карданного вала обладает одним существенным преимуществом – он выдерживает огромные нагрузки, припадающие на трансмиссию автомобиля при движении по дорогам с качественным покрытием и пересеченной местности.

Недостаток у карданного вала тоже один – его большая масса, которая добавляет лишние килограммы в снаряженную массу автомобиля, что влияет на его динамические характеристики и расход топлива. Кроме того, установка карданного вала на автомобиль требует оборудования под его днищем специального туннеля, выпуклая сторона которого выдается в салон и приносит неудобства пассажирам заднего ряда. Вращающийся механизм карданного вала служит источником шумов и вибраций, которые в современных автомобилях практически свели на нет посредством установки высококачественных шумо- и виброизоляционных материалов.

Кардан поломался: как диагностировать и ремонтировать

Самый крепкий элемент карданного вала – собственно сам вал (валы), изготовленный из выдерживающей высокие нагрузки стали. Ориентировочный ресурс этой детали – 500 тысяч километров. Но и эта деталь может повредиться в процессе эксплуатации – например, погнуться при наезде автомобиля на какое-нибудь препятствие или выходе из строя (обрыве) его элементов (шарниров).

Правка карданного вала

Когда эта неприятность происходит, диагностировать поломку можно по увеличившейся вибрации, которая приходит из-под днища кузова в процессе езды. Некоторые умельцы говорят, что в таком случае карданный вал можно «вылечить», простучав его кувалдой и выровняв изгибы. Мы же рекомендуем заменить погнутый вал на новый. Так как некорректная правка геометрии карданного вала может привести к быстрому выходу из строя крестовин. При замене карданного вала важно правильно его отбалансировать, в противном случае неотбалансированый вал, производя вибрации, разрушит не только крестовины, но и другие детали трансмиссии. Балансировку карданного вала невозможно произвести самостоятельно – для этой операции потребуется специальное балансировочное оборудование, которые имеется в мастерских, занимающихся ремонтом карданных валов.

Более всего подвержены поломкам такие элементы карданного вала, как шарниры, крестовины, подшипники. Эти детали в процессе длительной эксплуатации изнашиваются и не могут выполнять своих функций. Ресурс работы шарниров в зависимости от типа привода и конструкции трансмиссии автомобиля составляет 60 – 70 тысяч километров, столько же выхаживают крестовины и подшипники. Впрочем, они могут износиться и раньше – это зависит от качества самих деталей, манеры езды водителя и условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Шарнир карданного вала

Диагностировать выход из строя шарниров, подшипников и крестовин можно по появившимся стукам, щелчкам при переключении передачи или начале движения, нехарактерным для нормальной работы карданной передачи шумам или вибрациям. Мы настоятельно рекомендуем не заниматься «лечением» этих изношенных деталей. Лучше всего будет заменить их на новые: стоят они сравнительно недорого, устанавливаются довольно легко. Замену шарниров, крестовин и подшипников можно сделать самостоятельно, обладая определенными навыками. Если же вы таким навыками не обладаете, то правильно будет обратиться на СТО.

Еще одна характерная для карданной передачи поломка – потеря герметичности защитных чехлов шаровых шарниров. Когда чехол изнашивается, в нем появляется щель, через которую сочится трансмиссионная жидкость. Если эта жидкость вытечет полностью, шарниры перестанут смазываться и могут быстро износиться от повышенного трения.

Диагностировать эту неисправность можно, заглянув под днище стоящего автомобиля. Если вы заметите капли масла под карданом в местах, где находятся шаровые шарниры, значит, разорвался чехол. В этом случае советуем установить новые чехлы.

Чтобы продлить срок службы всех элементов карданного вала, рекомендуем придерживаться следующих нехитрых правил:

  • плавно трогаться при начале движения;
  • не допускать длительной пробуксовки колес в глубоких колеях;
  • не разгоняться резко;
  • воздержаться от езды по пересеченной местности.

Водитель, береги кардан смолоду!

Карданный вал

Карданные валы (КВ) наряду с карданными шарнирами, промежуточными опорами и соединительными устройствами являются элементами трансмиссии автомобиля.

Карданный вал – это агрегат, который непосредственно передает крутящий момент (энергию вращения) колёсам. 

Новички иногда путают понятие «карданный вал» и «карданная передача». Чтобы этого не происходило, важно усвоить следующие вещи:

  1. Карданный вал имеет две точки опоры, никаких промежуточных опор у него не существует.
  2. Карданная передача может иметь несколько опор и включает в себя несколько карданных валов.

Карданные валы легко встретить на легковом транспорте (полноприводные и заднеприводные авто), малотоннажных грузовиках, автобусах, самосвалах, фурах, автокранах, погрузчиках, тракторах, квадроциклах. А вот у переднеприводных авто карданные валы непопулярны. Сложно добиться синхронного вращения валов. Исключение – транспорт с КВ со ШРУСом.


Устройство карданного вала


Основные элементы наиболее популярной модификации устройства:
  • Центральный вал (карданная труба, ось). Полая труба из металла. Цельнотянутая деталь. Конструктивный элемент, на который крепятся другие детали.
  • Крестовина. Важна для реализации функции контроля углов переменного наклона и, соответственно, вращающихся элементов. Корректный диапазон углов переменного наклона — от 0 до 20 градусов. Это важно для того, чтобы вал не прерывал вращения. Качественные крестовины изготавливаются из легированной стали путём горячей штамповки.
  • Приварная вилка. Соединительный элемент между промежуточным и основным валом. Играет роль компенсатора расстояния по высоте между валами. Значение приварной вилки особенно легко оценить на бездорожье. При подборе вилки для КВ (например, в случае замены) важно учитывать величину крестовины, посадочный диаметр трубы, максимальный угол шарнира и тип крепления.
  • Фланец-вилка шарнира (фланец кардана). Фланец-вилка монтирована в области крепления вала к мосту. Состоит из фланца (плоского диска) и двух рогов, в которых сделаны отверстия под крестовину, для болтов. Вилка крепится к ответному фланцу на ведущих мостах или коробке передач. Наиболее перспективные — вилки–фланцы с 4-мя шлицевыми «пятками» в зонах установки болтов и шлицами на ответных фланцах. Такие решения — гарант качественного соединения узлов. При выборе фланца при замене детали важно учитывать диаметр отверстий и их количество, диаметр самого фланца.
  • Шлицевое соединение. Ответственно за трансформацию рабочей длины при движении. Одна точка шлицевого соединения фиксируется на коробке передач, другая — на редукторе. Когда транспортное средство вынуждено преодолевать ухабы, ямы, то интервал между точками опоры возрастает, и благодаря шлицевому соединению кардан «растягивается».

Обе вилки, крестовина и шлицевое соединение образуют так называемый шарнирный узел. Его основная задача — передача крутящего момента с изменяющимся углом.

Исключение! На некоторых внедорожниках вместо крестовины можно встретить карданы с ШРУС. В этом случае шлицевое соединение отсутствует.

Устройство ряда КВ включает эластичную муфту. Она помогает сгладить колебания крутящего момента и компенсировать осевые, угловые отклонения.


Подшипники

Если же речь идёт не только о карданном вале, но и карданной передаче в целом, рассматривая устройство, нужно не забывать про подшипники. Для поддержания карданного вала в технически корректном положении на нем установлен подвесной металлический подшипник с металлической обоймой и резиновой подушкой.

Именно подвесной подшипник принимает на себя нагрузку (осевую, радиальную), обеспечивает вращение, качение. Это один из наиболее нагруженных элементов трансмиссии, поэтому требует регулярного технического обслуживания.

Промежуточный подшипник выполняет функцию поддержки основного вала, обеспечивает ему возможность вращаться в необходимом направлении. Наиболее лучшими демпфирующими свойствами обладают подшипники в виде кольца, сделанного из эластомера.

Какую функцию выполняет карданный вал?


КВ способен выполнить две важные функции.
  1. Базовая. Передача крутящего момента от КП или же раздаточной коробки автомобиля к задним колесам. Кардан позволяет мягко передать момент с трансмиссии на колеса, погасить вибрацию на бездорожье, обеспечить ходу плавность.
  2. Дополнительная. Играет роль звена между рулевой колонкой и рейкой. То есть это уже часть рулевого механизма. КВ помогает улучшить чувствительность руля.
Благодаря КВ транспортному средству даже на неровной дороге обеспечен хороший разгон. КВ – это фактически оптимизатор эффективной разгрузки передних колёс и инструмент для снижения рисков пробуксовки.

Виды карданных валов

Карданные валы и карданные передачи можно классифицировать по ряду признаков:
  • По типу карданной передачи: открытый и закрытый КВ. Открытый кардан – отдельный элемент транспортного средства, закрытый – интегрированный в другой узел. Распространённый вариант закрытых КВ – их включённость в картер ведущей оси.
  • По конструкции: жесткий кардан, шариковый кардан и кардан кулачкового типа равных угловых скоростей. Передача моментов вращения с вилки у жёстких карданов – неравномерная. Поэтому также решение непопулярно. Его можно встретить только у некоторых легковых авто. У коммерческого транспорта чаще можно встретить шариковые карданы (наиболее популярный вариант) и карданы кулачкового типа. Огромный плюс шариковых карданов – делительные канавки, обеспечивающие оптимальное положение шариков в плоскости. Функционально, практично.
  • По материалу. Базовый материал всех КВ – металл. Наиболее популярный вариант в наше время – сталь. Несколько реже встречаются чугунные и алюминиевые КВ.
  • По способности выполнить компенсацию. Решения, позволяющие обеспечить компенсации между центрами карданов весомых осевых перемещений, относят к универсальным. Если же такой возможности нет, то пред нами – простые КВ.
  • По кинематическим свойствам. Асинхронные и синхронные. Асинхронные конструкции – это популярные решения с крестовиной и вилкой (стоит на транспорте с задним приводом). Синхронные – решения со ШРУСОМ (стоят на переднеприводном транспорте, некоторых моделях полноприводного транспорта). Асинхронная передача по сравнению с синхронной более шумная, но при этом более дешёвая в производстве и простая в обслуживании.
  • По количеству опор. На большинстве транспортных средств стоят трехопорные карданы с одним подшипником, выполняющим функцию соединителя между основным и промежуточным валом. Несколько реже встречаются двухопорные конструкции (в основном, они монтируются на грузовики, ряд полноприводных авто). И ещё реже можно встретить трёхопорные конструкции. Это решение, как правило, присуще Chrysler, Lexus.
  • По количеству секций. Односекционные (на деле – это труба, в конце которой – крестовины и наконечники) и многосекционные.

Проверка состояния карданного вала

Даже, если авто эксплуатируется в неэкстремальных условиях (езда по городским дорогам), проверка состояния карданного вала нужна каждые 5 тысяч километров. При езде по грунтовым дорогам проверка рекомендуема еще чаще: каждые 3 тысячи км. К спецтехнике предъявляются свои требования. Всё зависит от того, на каких объектах она используется. Наибольшее внимание при проверке уделяется крестовине, которая может начать перекатываться, заедать, а также подвесному подшипнику. Появление люфтов после определенного пробега – вполне закономерное явление.

Очень уязвимо и шлицевое соединение. Прежде всего, потому что это движущийся механизм, который постоянно встречается с динамическими нагрузками.

Проверку деталей рекомендуется проводить в следующем порядке:

  • Соединительные элементы (гайки, шайбы) подшипников, муфт, фланцевых вилок. Важно, чтобы не только все соединения были на месте, но и моменты затяжки соответствовали требованиям условий эксплуатации.
  • Муфты в момент кручения вала. Недопустимо присутствие на муфтах трещин, а тем более разрывов. Если такая проблема есть, менять деталь нужно в срочном порядке.
  • Шлицевое соединение в момент вращения вала. Здесь важно понять, нет ли люфтов. Чтобы оценка состояния шлицевого состояния была максимально достоверной, вращение производить целесообразно в обе стороны.
  • Шарниры. Здесь недостаточно просто визуального осмотра. Нужно разместить между вилками отвертку и основательно прокачать. Неприятный момент – это опять-таки нахождение люфта. В этом случае придётся ставить новую крестовину.
  • Подшипники. Принципиальное значение имеет, как происходит проверка. Важны навыки. Для того, чтобы не упустить люфт, одной рукой нужно держать КВ, другой дёргают его в разные стороны.
А вот в случае, если есть подозрение на дисбаланс КВ, не обойтись без диагностики узла на балансировочном стенде. Особенно без такой проверки не обойтись, если во время езды чувствуются постоянные вибрации, а при переключении передач регулярно возникает неприятный скрежет.

Обслуживание карданного вала

Традиционная схема обслуживания базируется на трёх операциях:
  • Проверка состояния вала (см. выше).
  • Замена неисправных деталей (именно замена, восстановление при наличии люфтов и трещин – неграмотное решение проблемы).
  • Смазка шлицевого соединения. При подборе смазки обращайте внимание на нагрузку сваривания (ответственная за противозадирные свойства). Дорогостоящие продукты ориентированы на нагрузку сваривания до 3920 Ньютонов. Для шлицев на КВ на тяжёлом грузовом транспорте их применение только приветствуется. Для легковых же автомобилей достаточно смазки для низконагруженных шлицев. Переплата за продукт здесь нецелесообразна.
У некоторых автомобилей смазывать также нужно подшипники крестовин КВ. Но транспорта, нуждающегося в такой процедуре, не очень много. Это транспортные средства с КВ с тавотницей (пресс-масленкой). Пример КВ с пресс-масленкой представлен на рисунке ниже.

Неисправности карданных валов

Проблема может возникать как у всего устройства, так и только у отдельных его узлов, деталей:
  • Поломка приварной вилки. Возникает из-за изначального неправильного монтажа крестовины, повреждения посадочных отверстий под эту деталь, разрушения вилки.
  • Поломка фланец-вилки. Возникает из-за износа, появления сколов, трещин или повреждения болтов крепления.
  • Выход из строя подшипника. Чаще – из-за естественного износа, ошибках монтажа, постоянного соприкосновения подшипника с пылью, стиля вождения, основанного на постоянном жестком переключении передач.
  • Деформация, погнутость КВ. На основании осмотра мастер принимает решение, можно решить проблему сугубо механическим восстановлением или требуется замена ряда элементов.
  • Вибрация карданного вала. Чаще всего это «ответная реакция» на некорректную центровку деталей, увеличение зазоров между деталями при эксплуатации транспортного средства в тяжелых условиях эксплуатации, некорректного ремонта (непрофессионально выполненных сварочных работ).
  • Кардан начинает «звенеть». Причины могут быть разные. Если повреждена опора, лучший вариант – заменить кардан, если расслабился защитный пыльник  – достаточно провести ремонт методом сварки. Самый простой вариант: проблема с крышкой шлицов – достаточно просто заменить на новую.

Снятие и установка карданного вала

Операции по восстановлению, ремонту авто сопряжены с их демонтажем и, напротив, установкой на трансмиссию.
Главное, при снятии КВ требуется соблюдать строгий порядок действий:
  • Открутите болты и гайки отвести фланец кардана от редуктора.
  • Опустите фланец вниз.
  • Открутите болты крепления.
  • Отведите кардан от КПП.
  • Открутите болты крепления подшипника.

  При установке КВ процедуры выполняйте в обратном порядке. Соблюдение этой схемы позволит избежать ошибок.

Дополнительную информацию вы можете посмотреть в модулях LCMS ELECTUDE - платформе для обучения автомехаников, автомехатроников, автодиагностов. 

Общее устройство и схема карданного вала


Карданные валы и карданные передачи предназначены для передачи крутящего момента от источника механической и другой энергии к потребителю, как на стационарных установках, так и на подвижных средствах.

Крутящий момент возможно передавать под различными углами, причем, взаимное положение источника и потребителя может меняться в процессе работы на стационарных установках и в процессе движения транспортных средств.

Основные требования, предъявляемые к карданным валам и передачам:

  1. Передача крутящего момента от источника к потребителю без создания дополнительных нагрузок.
  2. Передача крутящего момента с обеспечением равенства угловых скоростей между источником и потребителем независимо от изменения угла между ними.
  3. Бесшумность.

Основные области применения карданных передач

  1. Для автомобильного транспорта
    • легковые заднеприводные и полноприводные автомобили
    • коммерческий транспорт (автобусы, микроавтобусы, малотоннажные грузовики)
    • грузовой транспорт с большой грузоподъемностью (фуры, самосвалы)
    • спецтехника (снегоуборочные машины, трактора, автокраны, погрузчики)
    • квадроциклы
  2. Для железнодорожного транспорта.
  3. Для сельскохозяйственной техники.
  4. В авиационном и морском транспорте.
  5. В сталелитейной промышленности.
  6. В бумажном производстве.
  7. В приводах буровых установок.

Конструктивное отличие понятия «карданный вал» от понятия «карданная передача» заключается в том, что в устройстве карданного вала существуют две точки опоры (без промежуточной опоры), а схема карданной передачи может быть трехопорной (с одним подвесным подшипником в центре), четырехопорной (с двумя подвесными подшипниками), то есть карданная передача состоит из нескольких карданных валов.

Одной из разновидностей карданных валов является рулевой карданный вал. Рулевой вал передает крутящий момент от рулевого колеса через систему тяг и рычагов на колеса автомобиля. Данные валы ремонтопригодны, но балансировка для них не требуется, так как их скорость вращения минимальна.


Устройство и схема карданного вала

Основные элементы карданного вала:

  • труба карданная
  • шарнирный узел (передает крутящий момент с изменяющимся углом), который состоит из:
      • вилка приварная
      • шлицевое соединение (передает крутящий момент с изменением длины)

Для карданной передачи к вышеуказанным элементам добавляется:

  • комплект под подвесной подшипник
  • подвесной подшипник

Еще информация по теме:

Требуется ремонт кардана? Мы поможем.

Назад

Кардан ВАЗ-2107 - устройство, схема, детали | Клуб любителей классики ВАЗ-2107, ВАЗ 2106

Описание конструкции
Карданная передача состоит из переднего и заднего карданных валов, промежуточной упругой опоры, эластичной муфты, подвижного шлицевого соединения и двух карданных шарниров. Наличие двух карданных шарниров и шлицевого соединения дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче под углом, постоянно изменяющимся при работе подвески.

Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы. Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров.
Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в карданной передаче. Через два фланца она соединяет коробку передач и передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного вала.
Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника, установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки. Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через виброизолирующие втулки.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые соединены между собой крестовиной. На полые шипы крестовины надеты игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами.
В настоящее время (начиная с 1988 г.) карданные валы комплектуют шарнирами повышенной долговечности. На них установлены крестовины с шипами увеличенного диаметра, штампованные корпусы игольчатых подшипников, уплотнения радиально-торцевого типа без металлической обоймы и вилки увеличенной толщины. Современные и ранее выпускавшиеся крестовины взаимозаменяемы, но устанавливать «новые» крестовины в вилки «старых» карданных валов не рекомендуется, так как при этом уменьшается общая жесткость шарниров.

1 – эластичная муфта;
2 – фланец вторичного вала коробки передач;
3 – грязеотражатель;
4 – вторичный вал коробки передач;
5 – гайка;
6 – уплотнитель центрирующего кольца;
7 – центрирующее кольцо;
8 – вкладыши эластичной муфты;
9 – болт;
10 – пробка;
11 – фланец переднего карданного вала;
12 – манжета;
13 – шлицевой конец переднего карданного вала;
14 – передний карданный вал;
15 – промежуточная опора;
16 – задний карданный вал;
17 – фланцевая вилка;
18 – стопорное кольцо;
19 – подшипник карданного шарнира;
20 – манжета;
21 – крестовина;
22 – вилка;
23 – упругая подушка;
24 – подшипник промежуточной опоры.

 

Описание конструкции
Карданная передача состоит из переднего и заднего карданных валов, промежуточной упругой опоры, эластичной муфты, подвижного шлицевого соединения и двух карданных шарниров. Наличие двух карданных шарниров и шлицевого соединения дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче под углом, постоянно изменяющимся при работе подвески.
Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы. Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров.
Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в карданной передаче. Через два фланца она соединяет коробку передач и передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного вала.
Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника, установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки. Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через виброизолирующие втулки.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые соединены между собой крестовиной. На полые шипы крестовины надеты игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами.
В настоящее время (начиная с 1988 г.) карданные валы комплектуют шарнирами повышенной долговечности. На них установлены крестовины с шипами увеличенного диаметра, штампованные корпусы игольчатых подшипников, уплотнения радиально-торцевого типа без металлической обоймы и вилки увеличенной толщины. Современные и ранее выпускавшиеся крестовины взаимозаменяемы, но устанавливать «новые» крестовины в вилки «старых» карданных валов не рекомендуется, так как при этом уменьшается общая жесткость шарниров.

Устройство карданных передач - примеры конструкций. Кардан автомобилей ГАЗ, ВАЗ и ЗИЛ

Конструкция карданной передачи короткобазного автомобиля

На рисунке 1 представлена карданная передача короткобазного автомобиля ограниченной проходимости.

Карданная передача одновальная, двухшарнирная, с карданами неравных угловых скоростей. Передача состоит из трубчатого карданного вала 8, к одному концу которого приварена вилка 9, а к другому концу наконечник 5 со шлицами. Наконечник соединен с подвижной в осевом направлении шлицевой втулкой 4, приваренной к вилке 3 карданного шарнира. Такое подвижное шлицевое соединение называется компенсирующим устройством. Оно обеспечивает изменение длины карданной передачи при перемещении ведущего моста относительно коробки передач во время движения автомобиля. Шлицевое соединение смазывают через масленку. Оно уплотняется манжетой 6 и защищается от грязи резиновым гофрированным чехлом 7.

Рисунок 1 — Карданная передача короткобазного автомобиля

1, 3, 9, 10 — вилки; 2 — крестовина; 4 — втулка; 5 — наконечник; 6 — манжета; 7 — чехол; 8 — вал

Вилки 3 и 9 соединяются с вилками 1 и 10 карданных шарниров крестовинами 2 и игольчатыми подшипниками, которые смазываются через масленку в крестовине. Каждый подшипник состоит из стального стакана с иголками, закрепленного в проушине вилки и уплотненного манжетой для удержания смазочного материала и защиты от воды и грязи. Вилки 1 и 10 через свои фланцы болтами прикрепляются к фланцам, которые установлены на концах валов карданной и главной передач. При таком фланцевом креплении карданной передачи очень удобны ее монтаж и демонтаж на автомобиле.

Конструкция карданной передачи легкового автомобиля ГАЗ

В легковых автомобилях ГАЗ, имеющих удлинитель в коробке передач, применяют одновальную карданную передачу, двухшарнирную, с карданами неравных угловых скоростей.

Карданная передача (рисунок 2) включает в себя карданный вал 5 и два карданных шарнира. Вилка 3 карданного шарнира установлена подвижно в осевом направлении на шлицах вторичного вала 2 коробки передач 1, что компенсирует изменение расстояния между коробкой передач и задним ведущим мостом при движении автомобиля.

Рисунок 2 — Карданная передача легковых автомобилей ГАЗ

1 — коробка передач; 2 — вторичный вал; 3, 4, 7, 9 — вилки; 5 — карданный вал; 6 — балансировочная пластина; 8 — крестовина; 10 — игольчатый подшипник

Другая вилка 4 карданного шарнира приварена к стальному трубчатому карданному валу 5. К другому концу карданного вала также приварена вилка 7, которая соединяется с вилкой 9 крестовиной 8 с игольчатыми подшипниками 10. Вилка 9 связана с валом главной передачи заднего ведущего моста.

Для уменьшения вибраций карданной передачи, возникающих при движении автомобиля, к карданному валу привариваются в определенных местах балансировочные пластины 6, уменьшающие его дисбаланс.

Конструкция карданных передач грузовых автомобилей ЗИЛ

Карданная передача грузовых автомобилей ЗИЛ ограниченной проходимости показана на рисунке 3. Карданная передача двухвальная, трехшарнирная, с карданными шарнирами неравных угловых скоростей.

Передача включает основной 6 и промежуточный 1 карданные валы, соединенные между собой, с коробкой передач и задним мостом карданными шарнирами 5, промежуточную опору 3 и компенсирующее устройство 10.

Рисунок 3 — Карданная передача грузовых автомобилей ЗИЛ ограниченной проходимости

1, 6 — карданные валы; 2 — втулка; 3 — промежуточная опора; 4 — кронштейн; 5 — карданный шарнир; 7 — обойма; 8 — подшипник; 9 — крышка; 10 — компенсирующее устройство

Промежуточная опора представляет собой шариковый подшипник 8, установленный на промежуточном карданном валу. Подшипник закрыт двумя крышками 9 с войлочными манжетами и находится в упругой резиновой обойме 7, которая размещена в кронштейне 4, закрепленном на раме автомобиля. Резиновая обойма подшипника уменьшает вибрации и исключает возникновение в промежуточном карданном валу нагрузок, обусловленных неточностью монтажа опоры и деформациями рамы автомобиля.

Компенсирующее устройство 10 карданной передачи представляет собой подвижное в осевом направлении соединение. Оно состоит из шлицевой втулки 2, приваренной к промежуточному карданному валу, и шлицевого наконечника вилки карданного шарнира 5, соединяющего карданные валы. Компенсирующее устройство смазывается при сборке и уплотняется войлочной манжетой, а также защищается резиновым гофрированным чехлом.

Устройство карданной передачи легкового автомобиля ВАЗ

На рисунке 4 показана карданная передача легковых автомобилей ВАЗ.

Карданная передача состоит из переднего 3 и заднего 7 карданных валов, двух карданных шарниров 6, эластичной муфты 1 и промежуточной опоры 4. Резиновая эластичная муфта соединяет вторичный вал коробки передач с передним карданным валом.

Рисунок 4 — Карданная передача легковых автомобилей ВАЗ

а — общий вид; б — эластичная муфта; в — карданный шарнир и промежуточная опора; 1 — муфта; 2 — кронштейн; 3, 7 — карданные валы; 4 — промежуточная опора; 5 — поперечина; 6 — карданный шарнир; 8, 9 — фланцы; 10, 19 — манжеты; 11 — наконечник; 12 — пробка; 13 — гайка; 14 — вал; 15 — подушка; 16, 20 — вилки; 17 — стопорное кольцо; 18, 22 — подшипники; 21 — крестовина

Передний фланец 8 муфты установлен на шлицах вторичного вала 14 коробки передач и закреплен на нем гайкой 13, а задний фланец 9 муфты — на шлицах наконечника 11 переднего карданного вала. Шлицевое соединение наконечника и фланца компенсирует изменение длины карданной передачи при движении автомобиля. Оно смазывается через резьбовое отверстие с пробкой 12 и защищено манжетой 10.

Передний 3 и задний 7 карданные валы изготовлены из тонкостенной стальной трубы. У переднего карданного вала с обоих концов приварены шлицевые наконечники, а у заднего карданного вала — вилки карданных шарниров. Задний наконечник переднего карданного вала установлен в шариковом подшипнике 22, размещенном в стальном корпусе, который завулканизирован в резиновой подушке промежуточной опоры 4.

Резиновая подушка 15 привулканизированна к кронштейну промежуточной опоры, который крепится к поперечине 5, связанной с полом кузова автомобиля. Форма резиновой подушки обеспечивает переднему карданному валу некоторое осевое перемещение в промежуточной опоре. Резиновая подушка поглощает также вибрации карданной передачи, возникающие при ее работе.

На шлицах заднего наконечника переднего карданного вала закреплена вилка 16 карданного шарнира 6. Под передним карданным валом установлен кронштейн безопасности 2, исключающий падение вала при разрушении эластичной муфты 1 и тем самым повышающий безопасность движения автомобиля.

Задний карданный вал 7 соединяется с передним карданным валом и с ведущей шестерней главной передачи с помощью карданных шарниров 6. Карданный шарнир состоит из двух вилок 16 и 20, крестовины 21, игольчатых подшипников 18, а также манжет 19 и стопорных колец 17 деталей игольчатых подшипников. Подшипники крестовины смазываются при сборке и во время эксплуатации не требуют дополнительного смазывания.

Устройство карданной передачи легкового автомобиля повышенной проходимости

На рисунке 5 показана карданная передача легкового автомобиля повышенной проходимости с колесной формулой 4х4. Карданная передача многовальная, многошарнирная, с карданными шарнирами неравных угловых скоростей.

Карданная передача состоит из промежуточного, переднего, заднего карданных валов и карданных шарниров.

Промежуточный карданный вал соединяет вторичный вал коробки передач с ведущим валом раздаточной коробки. Фланец-вилка 4 промежуточного вала (рисунок 5, а) через крестовину 5, игольчатые подшипники 7 со стопорными кольцами 6 и фланец-вилку 8 соединен с ведущим валом раздаточной коробки.

Рисунок 5 — Карданная передача автомобилей ВАЗ повышенной проходимости

а — промежуточный карданный вал и его детали; б — карданный вал; 1 — муфта; 2 — шайба; 3 — болт; 4, 8 — фланцы-вилки; 5, 20 — крестовины; 6, 11 — кольца; 7, 12 — подшипники; 9 — втулка; 10, 13, 17 — вилки; 14, 21 — манжеты; 15 — обойма; 16 — вал; 18 — наконечник; 19 - пробка

К фланцу-вилке 4 крепится тремя болтами 3 резиновая эластичная муфта 1, которая в свою очередь тремя болтами прикреплена к фланцу, установленному на конце вторичного вала коробки передач. На болтах установлены шайбы 2 для балансировки вала. Взаимное центрирование фланца-вилки 4 и вторичного вала коробки передач обеспечивается втулкой 9, в которую входит центрирующее кольцо, закрепленное на вторичном валу. Эластичная муфта 1 позволяет передавать крутящий момент при незначительных изменениях угла между валами коробки передач и раздаточной коробки, предохраняет детали трансмиссии от динамических ударов и снижает шум и вибрации карданной передачи при работе.

Передний и задний карданные валы соединяют валы привода переднего и заднего мостов раздаточной коробки с ведущими валами этих мостов. Каждый карданный вал 16 (рисунок 5, б) изготовлен из тонкостенной стальной трубы, с одного конца которой приварена вилка 17 карданного шарнира, а с другого конца — шлицевой наконечник 18. На наконечнике устанавливается скользящая вилка 13 карданного шарнира. Шлицевое соединение наконечника 18 и вилки 13 позволяет компенсировать изменение длины карданной передачи при перемещении ведущего моста во время движения автомобиля. Оно смазывается через резьбовое отверстие с пробкой 19 и защищено манжетой 14 с обоймой 15.

Карданный шарнир передает вращение с одного вала на другой при изменяющемся угле между валами. Карданный шарнир состоит из двух вилок 10 и 13, соединенных между собой крестовиной 20. На шипах крестовины установлены игольчатые подшипники 12, которые уплотняются манжетами 21 и фиксируются в отверстиях вилок стопорными кольцами 11. Подшипники смазываются только при сборке карданного шарнира и в процессе эксплуатации не требуют смазывания.

Другие статьи по карданным передачам

Карданный вал, задний. Части карданного вала

Назначение карданного вала

Карданный вал является узлом, обеспечивающим передачу крутящего момента от коробки передач к заднему мосту. Его устанавливают на автомобилях с задним приводом или на полноприводном транспорте.

Принцип работы кардана — возможность передачи крутящего момента при изменяющемся положении вала в пространстве. Это реализуется благодаря использованию скользящей вилки и универсального (карданного) шарнира, входящих в состав карданной передачи.

Благодаря такой части, как скользящая вилка, задний карданный вал может менять длину при перемещении заднего моста автомобиля при движении по неровной дороге. Использование шлицевого соединения позволяет передавать крутящий момент в тех ситуациях, когда задний мост перемещается вверх или вниз вместе с подвеской. Универсальный шарнир передает крутящий момент при любых изменениях углов работы карданного вала. Считается, что при углах более 20° такие шарниры сильно изнашиваются, поэтому наиболее оптимально карданный вал работает при меньших углах.

Существуют разные типы карданных передач.

  1. Классический вариант — вал с шарниром неравных угловых скоростей. В таких узлах есть игольчатые подшипники, крестовина и вилки. Данный вариант применяется чаще всего.
  2. Механизмы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Их часто используют на современных внедорожниках, так как данная конструкция практически полностью устраняет вибрацию, обеспечивая комфортные условия при движении автомобиля.
  3. Механизм с упругими шарнирами — в виде резиновой муфты, которая способна передавать момент при углах до 8°. Вал такой конструкции снижает резкие динамические нагрузки.
  4. Вариант с жесткими карданными шарнирами — на современных автомобилях практически не используется.

Конструкция заднего карданного вала

В зависимости от модели автомобиля используются длинный или короткий карданный вал. При этом данный узел, независимо от размеров, состоит из нескольких элементов:

  • тонкостенной бесшовной трубы — из одной или нескольких секций;
  • шлицевых подвижных соединений;
  • вилок;
  • крестовин;
  • подвесного подшипника;
  • элементов крепления;
  • переднего и заднего фланцев.

Фиксация вала у коробки передач может быть выполнена посредством подвижного шлицевого соединения или фланца. Шлицевое соединение позволяет элементам вала смещаться в продольном направлении при движении машины.

Для дополнительного крепления и обеспечения вращения необходим подвесной подшипник. Его через кронштейн крепят к кузову или раме, что исключает нежелательное смещение кардана при езде.

Между передней и задней частью вала находятся вилки с крестовинами, на которых располагаются игольчатые подшипники. Благодаря этим элементам обеспечивается возможность передачи крутящего момента при различных углах работы вала.

В задней части транспортного средства кардан крепится к редуктору заднего моста с помощью фланца.

Каждый элемент карданной передачи очень важен и в то же время подвергается большим нагрузкам. Как правило, при необходимости ремонта кардана приходится менять сразу несколько деталей, а не какую-то одну. Все элементы должны быть отбалансированы в сборе, так как отсутствие балансировки приводит к повышенному износу и быстрому выходу карданной передачи из строя. В компании «Механика» вы можете заказать услуги по ремонту и замене кардана.

Крестовина карданного вала - конструкция и эксплуатация 9000 1

Крестовины карданных валов обычно представляют собой асинхронные соединения, в отличие от соединений карданного вала, которые вы видели раньше. Классические крестовины, входящие в состав карданного шарнира, характеризуются тем, что, соединяя вал, передающий и принимающий крутящий момент, вызывают периодические изменения частоты вращения принимающего вала - дважды за один полный оборот. Во избежание такой ситуации одинарной крестовине не найдется места в приводных валах – она всегда должна работать с другой, сложенной так, чтобы обе компенсировали друг другу изменения скорости вращения.Единственной возможностью устранить это явление, не разделяя вал на три части, является применение соединения с двойным обжатием, т. е. с двумя крестовинами в одном соединении. Такие конструкции используются, например, во внедорожниках с короткой базой, где невозможно расщепить вал.

Двойной карданный шарнир на внедорожнике

(фото: Jeepforum.com)

Крестовины используются в приводных валах, передающих привод от двигателя, расположенного спереди, на заднюю ось (также в реверсивных решениях).Причина проста. Валы не работают под большим углом и для кардана рекомендуемый максимум примерно 24 градуса. Кроме того, от них не требуется работа в двух плоскостях, так как система работает в основном в вертикальной плоскости и минимально в горизонтальной. Другой вопрос – простота и дешевизна производства при соблюдении всех требований, особенно долговечности. В отличие от ШРУСов с шариками, карданные шарниры успешно передают гораздо больший крутящий момент .По этой же причине они также охотно используются для приводных валов, но в жестких ведущих мостах внедорожников и коммерческих автомобилей.

(чертеж "Конструкция шасси и кузовов автомобилей" Северин Ожеловски)

Конструкция карданного шарнира / кардана

Карданный шарнир представляет собой чрезвычайно простую конструкцию, хотя существуют разные варианты этого решения, но, как правило, он состоит всего из нескольких компонентов. На рисунке ниже показан схематический карданный шарнир.

(чертеж "Конструкция шасси и кузовов автомобилей" Северин Ожеловски)

Так называемая крестовина (3) — это звено, соединяющее два вала и застрявшее в их вилках (1 и 6). Чтобы иметь возможность свободно работать, т. е. крутиться при отклонении, он установлен на подшипниках (5), обычно игольчатых подшипниках (4). С внешней стороны вилок эти подшипники предохраняются от выпадения кольцами (2), вставленными в пазы (7) вилок. На рисунке не показаны только вкладыши для смазки, которые необходимо регулярно менять. В некоторых крестовинах используется герметичная конструкция, замена смазки невозможна . Они не требуют обслуживания, но нет необходимости заменять изношенную крестовину. Существуют и другие варианты этих соединений, например такие, в которых сама крестовина закреплена хомутами, привинченными болтами. Благодаря такой конструкции заменить их еще проще.

Симптомы и причины износа карданных шарниров вала

Карданные шарниры являются очень прочными элементами, способными выдержать даже несколько сотен тысяч километров пробега в легковом автомобиле или внедорожнике, при условии, что они имели недолгий ресурс.В интенсивно эксплуатируемых автомобилях, особенно спортивных и внедорожниках, они служат меньше. Обычно в подшипниках имеется люфт или механические повреждения, также вызванные коррозией.

Основным признаком их износа является стук (гул) из-под пола, особенно при разгоне и после сброса газа на ходу. При большем износе могут возникать вибрации в строго определенном диапазоне оборотов двигателя. Определить зазор относительно просто, потому что все, что вам нужно сделать, это переместить один из валов, пытаясь установить зазор. Любой люфт на крестовине дает право на замену , но имейте в виду, что в трансмиссии есть области с допустимым зазором для компенсации разницы в длине вала, которая должна меняться в зависимости от колебания задней оси. Приводные валы обычно делятся на две части, соединенные шлицом, допускающим продольное перемещение (вдоль оси вала). Кроме того, просветы показывают другие элементы, не обязательно кресты.

Требуются очень большие усилия за короткое время, чтобы крестовина сломалась и привод отключился.Чаще всего это случается у пользователей внедорожников, с большими скосами вала и на внедорожных покрышках. Поэтому каждый владелец внедорожника, который регулярно выезжает на внедорожные мероприятия, обычно имеет в машине хотя бы одну крестовину. При езде по бездорожью не забывайте регулярно мыть и смазывать шарниры, особенно когда автомобиль регулярно плещется в грязи и воде. Также после зимнего сезона их стоит хорошо промыть мойкой высокого давления и смазать.

Если кресты нестандартного размера или дорогие, их можно переделать .На рынке есть много компаний, которые обеспечивают полную регенерацию карданных валов. Продукт, приготовленный таким образом, имеет точно такое же качество, как и новый. Следует помнить, что после каждого вмешательства в приводной вал его следует балансировать, хотя это делается не всегда, отсюда и появляются вибрации «неизвестного» происхождения. Если вы хотите иметь крестовину вала для регенерации/ремонта, необходимо сдать две части вала, которые работают с этой крестовиной. Только в этом случае возможен ремонт или замена на профессиональном уровне.

Эксперт по iParts.pl с карданными шарнирами карданного вала:

Распорки карданного вала позволяют передавать крутящий момент между секциями карданного вала, соединенными под разными углами. Типичная крестовина состоит из трех или четырех «плеч», на которых установлены игольчатые подшипники, закрепленные стопорными кольцами. Крестовина чаще всего повреждается в результате повреждения подшипников, потери смазки или коррозии компонентов. Признаками поврежденной крестовины обычно являются стук, исходящий в районе карданного вала, и сильные вибрации, появляющиеся в некоторых диапазонах скоростей.Заметен люфт при попытке провернуть вал. В крайних случаях игнорирование таких симптомов может привести к отсоединению элементов вала и, как следствие, к потере привода.

Замена крестовины карданного вала достаточно простая операция и не требует сложных знаний и инструментов. Основой является обеспечение надлежащей смазки подшипников и забота о правильной сборке уплотнений. В большинстве моделей автомобилей крестовины карданных валов снабжены пресс-масленками – рекомендуется каждые десятки тысяч километров или хотя бы раз в год доливать уровень смазки, о чем забывают многие водители и механики.

Для чего нужны шарниры карданного вала и каковы признаки износа?

Карданный шарнир приводит передачу мощности от коробки передач к колесам, при износе имеет характерный…

.

Рецензия на книгу "Мистер Кардан и приключения с Ветустасом"

Мистер Кардан и Михалек отправляют читателя в эмоциональное приключение, а созданные Юстиной Беднарек персонажи — сумасшедший изобретатель, любознательный мальчишка, сомнительный разработчик, утонченный дух и путешествующие во времени курицы — понравятся и детям, и взрослым.

Юстина Беднарек покорила сердца детей и взрослых «Удивительными приключениями десяти носков (четыре правых и шесть левых)» (прим.Poradnia K, 2015), награжденный в 2015 году голосами читателей в конкурсе «Przecinek i Dot». С тех пор он делится с реципиентами рассказывающими о неординарных персонажах бредовыми историями, в которых ситуационная и лингвистическая комедия раз за разом удивляет читателя: так было в «Пяти умных куницах» и «Новых приключениях носков (ещё удивительнее)». ". Сюжет последней книги Беднарека, номинированной в конкурсе «Книга года 2017» польской секции IBBY, ничем не отличается.

«Мистер Кардан и приключение с ветустасом» — это история пожилого одинокого человека, живущего в большом, хотя и захламленном доме.Беспорядок там на самом деле представляет собой сокровищницу, казалось бы, тривиальных предметов (винты, сломанные электробритвы, набор приводных ремней швейных машин, рабочие - и не - паяльники), которые только и ждут, чтобы стать частью нового изобретения. Вальдемар Кардан — не стереотипный старик со склонностью к коллекционированию — он неординарный экспериментатор и исследователь, мечтающий попасть в Книгу рекордов Гиннесса. К сожалению, его последнее изобретение не понравилось жюри: в него вошел самый большой в мире транзистор, сделанный из банки из-под мармелада и кусочков громоотвода, как раз тогда, когда наука повернулась к минимализму — какая беда! Однако г-н Кардан, слегка сумасшедший человек, находит в Михалке, сыне своих соседей, энтузиаста своих действий и настоящего друга.Мальчик, увлеченный интригующими идеями Владислава Кардана, начинает все чаще навещать его, играя с Шерлоком и Ватсоном, сассексскими курами (названными в честь известных сыщиков), и помогая в испытаниях последней работы изобретателя - ветустаса. Загадочный термин, немного напоминающий литовский, немного палеолитический - динозавр, изображенный на обложке, делает свое дело! - оказывается возвышенной машиной реконструкции событий прошлого, последовательные визуализации которых двигают сюжет.История, основанная на абсурдном юморе, напоминает серию комиксов о Тимеке и Мастере, которая наверняка порадует любителей детских (и не только!) комиксов Рафала Скаржицкого и Томаша Лесняка. [1]

Беднарек, сделав главными героями пожилого мужчину и маленького мальчика, показывает, что различия поколений, видимые на первый взгляд, не должны быть препятствием для дружбы и совместного времяпрепровождения. Чумовой Вальдемар Кардан, оторванный от реальности изобретатель, который может найти применение многим «мусорам» — хотя варка бульона представляет для него большую трудность, — его открытость и изобретательность привлекают молодого Михала.Правда, поначалу вновь установившееся знакомство героев вызывает у родителей мальчика легкое удивление, но со временем оно полностью принимается. Автор использует популярную в детской литературе процедуру сближения далеких поколений (например, «Бабушка-разбойница» Дэвида Уоллиамса), выступая против исключения бабушек и дедушек из жизни самых младших. Мистер Кардан стар, но стар!

Самым большим преимуществом текста Беднарека является количество содержащегося в нем юмора. Все персонажи и их поведение, придуманные автором, вызывают у читателя веселье: начиная от второстепенных, или, казалось бы, обычных родителей Михалека (идеальная домохозяйка и «скучный» офисный работник, но скрывающий свое сумасшедшее прошлое), через кота Хаммера ака Пушек, заканчивая вездесущими, путешествующими во времени цыплятами.Главные герои, то есть дружелюбный обманщик Михалек и ласковый господин Кардан в облаках, настроены против подозрительного застройщика Блажея Баламута, который хочет разбогатеть за счет других и сбежать с награбленными деньгами в теплые страны. Они все воспитаны в разном возрасте - а потом тоже умерли! - Господин Казимеж, который теперь, как привидение, проводит все дни на скамейке в саду господина Кардана. Сюжет, полный абсурдных взаимодействий персонажей и неожиданных событий, развеселит не только ребенка, но и взрослого, и позволит рассказать о важных для современного человека делах.

Вышеупомянутая дружба между поколениями — лишь одна из тем, которые затрагивает Беднарек. Vetustas позволяет господину Кардану и Михалеку воссоздать из остатков старых предметов события прошлого: кусок кувшина, фрагмент виниловой пластинки или окаменелость (точнее, зуб мозазавра, видимый на покров) стать источником видения того, что давно уже показано в саду. Благодаря дальнейшим экспериментам наблюдательный дух г-на Казимежа вспоминает свою прежнюю любовь к г-же Алисии, которая когда-то жила в старом доме, где сейчас живет семья Михалек.Видения настолько трогательны, что г-н Казимеж со временем становится все более и более зримым и возвращается в наш мир, и, наконец, пытается исправить ошибки прошлого. Проблема памяти, на которую указывает автор, пожалуй, одна из тех проблем, о которых трудно говорить детской аудитории без преувеличенного дидактизма и морализаторства. Однако Беднарек показывает, что в обычных, возможно, поврежденных и заброшенных вещах заключена сила, и обращение к драгоценным воспоминаниям позволяет нам изменить себя.

Автор также использует современные политические и моральные темы, представляя образы нечестного застройщика и сассекских кур.Первый, вытащенный из кошмаров многих «юношей наедине», запятнан жаждой богатства за счет других, тянется ко лжи, обману и ударам ниже пояса — все ради денег! Он посещает местные дома, которые пытается купить втрое дороже, фактически обманывая невинных жертв. С другой стороны, животные-героини, чрезвычайно талантливые цыплята, которые путешествуют во времени, принося с собой мелкие предметы из прошлого, используются автором, чтобы показать отношения человека и животного. Когда г-н Кардан приносит домой купленных на базаре птиц, чтобы приготовить из них бульон, Михалек начинает играть с ними и дает им имена, вдохновленные произведениями Артура Конан Дойля.Именно тогда главный герой понимает, что пора убрать из рациона птицу:

«Надо признать, что давать имена курам было делом мастера. Возможно, вам еще не говорили об этом, но если вы назовете какое-либо существо, из него нельзя приготовить куриный суп. Нет, точка! Мистер Кардан понял это в одно мгновение и почувствовал себя ужасно глупо. Он хотел съесть Шерлока, какой ужас!" (стр. 22-23)

С тех пор тезки знаменитых сыщиков стали верными спутниками изобретателя и Михала, более или менее сознательно помогая им своими неординарными способностями.

Забавный роман Беднарека, кроме большой дозы юмора, несет в себе важное этическое содержание и затрагивает современные проблемы цивилизации: утрату контакта между младшими и пожилыми, утрату памяти о прошлом, несправедливые поступки на рынок недвижимости или отношения человека и животного. Открытый финал позволяет поверить, что на этом необычные задумки мистера Кардана не заканчиваются — к следующей части приключений безумного изобретателя и его отважного помощника точно стоит дотянуться!

Сноски :

[1] В 2016 году были опубликованы три тома комикса, ранее публиковавшегося в эпизодах: Рафал Скаржицкий, Томаш Лев Лесняк, «Тимек и Мистрз».Том I, Коллективное издание, Kultura Gniewu, Варшава, 2016.

Книга:

Юстина Беднарек, "Мистер Кардан и приключение с Ветустасом", ил. Адам Пенкальский, издательство Bajka, Варшава, 2017. 9000 3

Рубрика под редакцией Паулины Заборек.

Поскольку вы здесь...

... у нас к вам небольшая просьба. Мы живем в эпоху серьезных угроз плюрализму польских СМИ. Мы в «Культуре Либеральной» убеждены, что каждый заслуживает бесплатного доступа к журналистике самого высокого качества

Каждый из нас имеет право на хорошие СМИ.На них стоит потратить даже небольшую сумму. Даже если вы будете выделять 10 злотых в месяц на нашу деятельность, если другие поступят так же, мы вместе обеспечим работу портала, защищающего свободу, верховенство права и многообразие.

Мы просим Вас создать или создать Либеральную Культуру вместе с нами. Присоединяйтесь к группе наших Доноров!

Кшиштоф Рыбак

Аспирант факультета «Свободные искусства» Варшавского университета, выпускник аспирантуры по литературе и книгам для детей и подростков.Стипендиат следующего года Международной молодежной библиотеки в Мюнхене. Интересуется детской литературой, особенно текстами о войне.

.

Строительство вагона - transportszynowy.pl 9000 1

Вагон 105Na имеет стальной каркас, основной частью которого является коньковая балка, проходящая через центр вагона по его длине. К сожалению, луч неравномерный. На линии третьей двери есть байпас для стартера.

Неоднородная коньковая балка и конструкция кузова

Кабельный канал - обвод стартера

Коньковая балка и поперечина над тележкой

Кабельный канал проходит по верхней плоскости коньковой балки.Кабели электрической системы трамвая проходят в его желобе. От кабельного канала жгуты электрических кабелей проходят к отдельным устройствам вагона соответственно.


Трубопровод и кабели к клеммной колодке
тягового двигателя,
суппорта растормаживания и рельсового тормоза.


Кабельный канал и кабели к шкафу
за кабиной и через проем к ящику
реверс под полом

Вагон часто называют «аквариумом» из-за большого количества застекленных площадей.Замысел разработчиков состоял в том, чтобы сделать его «прозрачным» универсалом. Вагон 105Н дополнительно оборудовался скоростным под окнами места водителя и над входной дверью. В 105N все эти дополнительные валы убрали.

Конструкция боковой стенки

Конструкция задней стенки

Замена обшивки при капитальном ремонте

Снаружи кузова вагона по краю крыши имеется желоб для отвода дождевой воды с крыши не стекает в окна (боковины) вагона, а сбрасывается под вагон (на путь) через четыре патрубка труб, проходящих в профилях боковин.Часть кровли, над которой расположен токоприемник, для улучшения изоляции футеруется резиной, а в начале и в конце кровли, посередине ее ширины, устанавливаются высоковольтные розетки, к которым подключаются силовые кабели в многократном путешествии.

Водосточный желоб

Конструкция крыши

Оборудование в ногах размещается под полом и в приборном ящике за местом водителя. Вагон приспособлен для питания напряжением 600В постоянного тока от воздушной сети электроснабжения через токосъемник.Это напряжение подается на тяговые двигатели, отопление, преобразователь и т.д.
В бортовую сеть подается напряжение 40В от преобразователя. Это напряжение также используется для зарядки аккумуляторных батарей.
Сигнальные лампы (указатели), наружное освещение, освещение дверей, валидаторы билетов, валидаторы билетов, контроллеры маршрутной информации, звонки и т.п. питаются напряжением 24 В от транзисторного преобразователя (40 В/24 В).
Транзисторный преобразователь заводского изготовления был смонтирован на правой стенке в кабине машиниста (под окном), но позже перенесен под пол вагона (возле клеммной колодки установки передней платформы) из-за скрипа излучает при преобразовании напряжения, что было неприятно для слуха водителя, особенно в случае движения с включенным светом.


Схема расположения электрических устройств под кузовом и в шасси

Аппаратный ящик (вид снизу вагона)

Аппаратный ящик включает, в том числе:
- пуск, торможение, байпас, размыкающие контакты и др.,
- реле пуска, торможения, выбега, стартер-управляющий двигатель,
преобразователь двигателя,
- диод тягового двигателя,
- барабанный стартер-управляющий двигатель,
и т.д.


Расположение электроприборов в кузове

Привод:
Рассматриваемые вагоны имеют четыре тяговых двигателя типа LTa 220 мощностью 41,5 кВт каждый, что дает общую мощность 166 кВт (224 л.с. ). Два двигателя размещены в тележке и каждый из них приводит в движение одну из осей.
Вал тягового двигателя соединен с двухступенчатой ​​коробкой передач через карданный вал, иначе называемый карданным шарниром.
Карданный вал состоит из двух крестовин и элемента, позволяющего ему удлиняться или сжиматься за счет вибраций, вибрации двигателя, который крепится к раме тележки (поперечинам).Это решение выгодно тем, что колебания двигателя передаются не на шестерни, а от них на гусеницу.

Карданный вал (расширенное описание)

Редуктор одноступенчатый (тип 20Пм) устанавливается на ось колесной пары. Передаточное число: 7.17: 1

Трансмиссия и трансмиссия (см. Расширение)

Тип шестерни 20 вечера

Интерьер передачи

тяговый двигатель через карданный вал к шестерням, а оттуда к колесной паре.


Схема расположения элементов привода и торможения в тележке

Колеса тележки
Кузов тележки опирается на две двухосные ведущие тележки тележки. Рама каждой тележки состоит из двух лонжеронов, на концах которых в специальных скобах, образующих корпуса подшипников (буксы), установлены оси колесных пар. Лонжероны соединены двумя поперечинами, к которым крепятся шестерни, тяговые двигатели, блоки растормаживания и т. д.Колесики не подпружинены к раме тележки.

Тележки соединены с кузовом трамвая шарниром, заделанным в коромысло. Рулевой штифт позволяет тележке вращаться горизонтально в соответствии с направлением пути, по которому движутся колесные пары тележки. Балка качания, с другой стороны, опирается на раму тележки стальными резиновыми пружинами, которые служат для подрессоривания кузова вагона. Из-за отсутствия рессоры 1-й ступени обсуждаемая рессора является единственной, используемой в автомобиле.


Диаграмма приводной перевозки

приводной экипаж

КАРЕВА (увеличенное описание)

Приводной каркас - вид на сторону (расширенное описание)

Приводной каркас - Взгляд. )

Днище вагона - вид сзади (описание в увеличенном виде)

Подшипник колесной пары

Шарнирная муфта в коромысле

Тяговые двигатели
Для привода вагона 105Н и его производных серийные двигатели постоянного тока типа Lta 220 мощностью 41,5 кВт были использованы.Серийными двигателями называются те, в которых обмотки ротора и электромагнита (статора) соединены одна за другой, так что через них протекает один и тот же ток.

Технические характеристики двигателей Lta 220:
- Номинальное напряжение: 300 В
- Номинальный ток: 150 А

Двигатели рассматриваемых вагонов соединены последовательно группами. Одна группа — это два двигателя первой тележки, а другая — два двигателя второй тележки. Эти группы, с другой стороны, соединены последовательно или параллельно в зависимости от пусковых фаз (последовательный или параллельный пуск).


Схема подключения тяговых двигателей

ВНИМАНИЕ! В вагонах 105N группы серий двигателей постоянно соединялись в две параллельные ветви. Только в вагонах 105На применена переключаемая система соединения тяговых моторных групп, что делает вагоны 105На примерно на 30% экономичнее своих предшественников - 105Н.
На одном конце двигателя ротор имеет коммутатор, через который ток передается на обмотки ротора. С противоположной стороны в корпусе двигателя имеется отверстие, через которое нагнетается воздух от вентиляторов инвертора.Этот воздух охлаждает тяговые двигатели, так как они не имеют собственной вентиляции. Было применено принудительное охлаждение.
На валу двигателя со стороны карданного шарнира установлен барабан ободного тормоза.

Тяговый двигатель LTa 220

Стенд для извлечения двигателей в смотровую яму

Более подробную информацию о силовых агрегатах трамвая вы найдете здесь .

Стартер
Применяется в вагонах 105На, стартер барабанный коллекторный типа ГБТ-373, устанавливается в обход коньковой балки между третьей дверью и преобразователем.


Общая конструктивная схема пускателя ГБТ-373 (вид снизу)

Пускатель ГБТ-373 (описание увеличено)

Пускатель кладется горизонтально крестовиной вниз. Он состоит из 99 контактов, расположенных на внутренней стороне барабана стартера.

Контакты пускателя

Вокруг барабана пускателя с внешней его стороны размещены резистивные элементы (резисторы), которые последовательно включаются в главную цепь и служат для уменьшения значения тока тяговых двигателей, и тем самым снизить частоту вращения двигателя по отношению к номинальной частоте вращения.Это делается для того, чтобы двигатель не получал слишком большой ток для запуска. При торможении эти резисторы используются для рассеивания электроэнергии, вырабатываемой тяговыми двигателями, работающими в генераторном режиме (электродинамическое торможение).

Пусковые/тормозные резисторы (см. расширенное описание)

Пусковые/тормозные резисторы

Последовательные контакты контактируют по собирающему кольцу роликами крестовины, перемещаясь внутри барабана стартера (по часовой стрелке) вызывает отключение последовательные резисторы, т. е. уменьшение сопротивления в главной цепи и, как следствие, увеличение скорости вращения двигателей и ускорение трамвая.В случае торможения тяговые двигатели работают как генераторы с независимым возбуждением, а стартер подключается обратно к главной цепи приводными контакторами, в результате чего крестовины, вращающиеся в направлении, противоположном пуску, также уменьшают сопротивление в основной контур. Уменьшая тормозное сопротивление, можно поддерживать ток торможения, поскольку двигатели индуцируют более низкое напряжение из-за более низких оборотов.

Крест с роликами

Роллер из перекрестного нажатия контактов

с крестами с кулачками

Старто пилот) 3 контакта одновременно.
Пилотный двигатель находится в аппаратном шкафу под полом на уровне второй двери. Обороты двигателя через червячную передачу передаются на крестовину стартера, которая заставляет его вращаться. Пилотный двигатель управляется автоматическим пусковым реле, которое приводится в действие кнопкой выключателя хода, нажимаемой ногой водителя.

Запальный двигатель стартера

Ось, соединяющая двигатель с червячной передачей

Реле автоматического запуска находится в аппаратном шкафу за местом оператора.

Реле автоматического запуска (механическое)

В модернизированных вагонах механическое (катушка) РСР заменено на Электронное реле запуска (ЭР).

Электронное пусковое реле

Пускатель также имеет элементы сопротивления выбега и вспомогательные контакты, действующие по принципу кулачков, размещенных на барабане, по которым скользят переключатели, соответствующим образом включая или выключая заданную функцию под воздействием вращающийся барабан.
Контакты используются для включения косвенных функций, связанных с пуском/торможением, таких как, например, управление реле и контакторами для пуска/торможения, постороннего возбуждения и т.д. Инвертор и аккумуляторы

Преобразователь – это устройство, предназначенное для изменения напряжения сети на более низкое напряжение, которое используется для питания бортовой сети. Находится под полом с левой стороны трамвая, напротив третьей двери за стартовым ящиком.

Преобразователь вращающийся (расширенное описание)


Ротор инвертора (обмотки двигателя и генератора на общем валу)


Статор инвертора

Вращающийся преобразователь устанавливается на заводе в опоры. Он состоит из электродвигателя постоянного тока 600 В и генератора постоянного тока 40 В. Генератор и двигатель представляют собой двухмашинный блок. Работающий двигатель приводит в действие генератор, в результате чего он вырабатывает электроэнергию.Используется для питания бортовых (управляющих и контрольных) устройств и для зарядки аккумуляторов. В ногах используются аккумуляторы с напряжением 32 В постоянного тока.

Крышка доступа батареи

Батарея батареи (в коробке)

Батарея батареи (удаленные из коробки)

Батарея батарея (см. Расширенный вид)

Задня разъединитель находится в аппаратном шкафу за местом машиниста.Чтобы завести автомобиль, сначала включите питание от аккумуляторной батареи, что затем позволит активировать другие функции.

Разъединитель аккумуляторной батареи

На валу гидротрансформатора (двигатель + генератор) также установлены всасывающий и нагнетательный вентиляторы - один со стороны преобразователя, а другой со стороны двигателя.

Вентилятор на валу инвертора

Эти вентиляторы служат для охлаждения инвертора, пусковых резисторов, инверторных резисторов, а также для охлаждения тяговых двигателей, к которым охлажденный воздух подается по специальным воздуховодам и сильфонам.
Двигатель инвертора представляет собой двигатель последовательного шунтирования.


Распределение прохладного воздуха Общее

Выхлопные воздуховоды. Сильфон, соединяющий воздуховод с моторным отсеком

Отверстие в моторном отсеке

Воздух к вентиляторам преобразователя подается снаружи через жалюзи (заборник) с левой стороны трамвая.

Жалюзи (заборники) в боковой стенке трамвая

Шум, возникающий в трамвае типа 105, является следствием работающего вращающегося преобразователя.

В модернизированных поездах вышеописанные преобразователи заменены на статические преобразователи (безмоторные). Изменение напряжения в преобразователях этого типа происходит на полупроводниковых элементах. В зависимости от типа это тиристоры (GTO) или самые современные транзисторы (IGBT).

Статический преобразователь

Токоприемник (пантограф)
Устанавливается в передней части крыши вагона над первой тележкой.Вагоны серии 105Н/На в заводских условиях комплектовались пантографами ОТК-1 .

>
Пантограф ОТК-1 на крыше вагона (поднят/опущен)

Под полом передней площадки вагона, на левой стенке, ящик с ножевым типом пантографный разъединитель. Этот разъединитель может отключать подачу питания от пантографа к электрооборудованию автомобиля.
Поворот щитка разъединителя снимает нож с захвата разъединителя.

Коробка токосъемника

Токосъемник токосъемный

Ступени имеют заводские полные токоприемники (ОТК-1). Например, в Варшаве и Катовицах модернизированные вагоны заменяются полувагонами типа ОТК-2.

Полутокосъемник ОТК-2

Пружины растяжения в основании ОТК-2

Возможны два способа подъема/опускания токоприемников ОТК:
- с помощью пантографа кабель, потянув пантограф вниз.Подъем осуществляется автоматически за счет натяжения пружин, достаточно медленно опустить канат и пантограф автоматически поднимется вверх до соприкосновения ползуна с контактным проводом.
Один конец троса пантографа прикреплен к пантографу. Затем он проходит через систему блоков и отверстие в крыше в кабину водителя.
Подъем/опускание пантографа тросом – заводское решение для ножек серии N и Na,

– с помощью электросъемника , который крепится к основанию пантографа.Нажатие соответствующей кнопки в кабине водителя вызывает соответствующее срабатывание этого исполнительного механизма, в результате чего пантограф поднимается или опускается.
В случае выхода из строя исполнительного механизма имеется возможность вручную поднять пантограф с помощью специальной рукоятки. Кривошипное сиденье установлено в потолке вагона. Крутящий момент передается от кривошипа по гибкому кабелю к исполнительному механизму.

Съемник электрический на базе пантографа ОТК-1

Съемник на базе пантографа ОТК-2

.

Snoppa Atom Карманный карманный размер 3-осевой ручной стабилизатор для смартфонов GoPro, беспроводная зарядка

Snoppa Atom Складной карманный размер 3-осевой смартфон Карданный ручной стабилизатор для смартфонов GoPro, беспроводная зарядка

Рейтинг 5.от 00 до 5

.

Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf