logo1

logoT

 

Как правильно входить в поворот


Поворот: правила эффективного прохождения - Quto.ru

Молодые водители, а порой и автолюбители с опытом, нередко делают различные ошибки при прохождении поворота, полагая, например, что, чем быстрее они его пройдут, тем больше выиграют в общей скорости прохождения дистанции.

Безусловно, существуют скоростные повороты, но быстрое прохождение их, в первую очередь, относится к профессиональному автоспорту и имеет свои особые правила (о них более подробно пойдет речь в следующей статье). В жизни же гораздо более распространенными и сложными являются повороты среднескоростные и медленные, где существует большая разница в скорости на прямой и в самом повороте. О них и поговорим.

Поворот – это некий элемент дороги, соединяющий две прямые. Обычно повороты по протяженности гораздо короче прямых частей дороги и составляют всего 5-10% от ее общей длины трассы или участка дороги. В связи с этим для быстрого прохождения какой-либо дистанции гораздо важнее с большой скоростью проходить прямые участки, чем повороты чисто из геометрических соображений.

Повороты скоростные и медленные

Поворот надо рассматривать как элемент дороги, которым одна из прямых заканчивается, а другая начинается. Таким образом, он используется как подготовка к разгону на следующую прямую и торможение после предыдущей прямой. Есть исключения в виде скоростных поворотов, где важно не потерять набранную скорость (для простоты это повороты на скорости от 100км/ч). Скоростной поворот имеет свою специфику: перед ним очень важно как можно меньше тормозить, на входе в поворот очень аккуратно крутить рулем, избегать резких движений, ехать плавными дугами, чтобы при этом, образно говоря, не расплескать находящийся в автомобиле наполненный до краев стакан воды. При прохождении скоростного поворота нужна отвага. Ведь в момент приближения к нему так и хочется поднять ногу с педали газа, резко повернуть рулем, но необходимо сделать все плавно. Несмотря на желание сбросить газ до конца, нужно пересилить себя и убрать его максимум на 10-20%.

Среднескоростные и медленные повороты (скорость прохождения – от 20 до 80 км/ч) не менее важны, и множество вопросов возникает при прохождении именно таких поворотов, потому что на подъезде к ним и на последующем разгоне теряется много времени. В связи с этим важно совершать правильные действия и в правильном порядке.

Замедление и подготовка к повороту

Первый этап - это замедление перед поворотом. Вы едете по прямой на высокой скорости и видите перед собой приближающийся поворот. И в определенный момент вы должны убрать ногу с педали газа. При этом необходимо резко убавить газ – убрать все 100% - и начать тормозить. Этот момент называется точкой начала торможения. Очень важно, чтобы между моментом резкого сброса газа и началом торможения не было паузы. Частая ошибка неопытных водителей – элемент прокатывания: они сбрасывают газ, а тормозить начинают, например, через 50 метров или через секунду. Из-за этого происходит большая потеря во времени. Необходимо сразу после сброса 100% газа нажать на тормоз. При прохождении поворота на сухом асфальте на современных автомобилях надо нажимать на тормоз сразу с большим усилием - для того, чтобы использовать весь потенциал тормозной системы; кроме того, это важно для автомобилей с АБС. По мере приближения к повороту тормозное усилие, напротив, должно ниспадать. Еще одна ошибка многих водителей заключается в том, что они тормозят сначала с небольшим усилием на педаль, а потом, когда поворот уже приближается, тормозят в пол. По мере приближения к повороту интенсивность торможения постепенно должна достигнуть 100%. И в момент приближения к точке начала поворота необходимо, наоборот, чуть-чуть ослабить тормозное усилие. Также распространенной ошибкой является ситуация, когда в конце стадии торможения водитель, видя, что до поворота остается еще некоторое расстояние, и считая, что скорость достаточна для вхождения в поворот, перестает тормозить. В момент торможения создается дополнительная нагрузка на пятна контакта, автомобиль прижимается к асфальту и приобретает дополнительное сцепление с дорогой. Если до поворота остается еще какое-то расстояние, но вы уже убрали ногу с педали тормоза, а поворачивать еще не начали, к моменту начала поворота машина как бы распрямится на пружинах и колесах, и поворот не будет эффективен - скорее всего, колеса потеряют дополнительную прижимную силу и будут проскальзывать. Решение данной проблемы заключается в том, что при следующем прохождении поворота надо так сдвинуть точку торможения поворота, чтобы вы начали поворачивать в момент ухода с педали тормоза, когда машина еще прижата к асфальту.

Выполнение поворота | Основы управления автомобилем

Основы управления автомобилем

После движения «прямо», следующий элемент из основ управления автомобилем — это выполнение поворота, если точнее, техника выполнения поворота автомобиля.

Под поворотом подразумевается любое сознательное изменение направления движения от первоначального (в т.ч. от прямолинейного). Другими словами, поворот автомобиля — это действие, осуществляемое сознательно с помощью рулевого колеса.

Рекомендую повторить статью Управление автомобилем. Часть 2. Руление, и ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

После того, как будет освоена техника трогаться с места и вы поедете, самым трудным, сначала, будет удержание автомобиля на прямой. На реальной дороге – это движение по полосе, между линиями дорожной разметки таким образом, чтобы не наезжать на эту разметку.

Этим навыком поможет овладеть материал статьи Как научиться ездить ровно, и конечно же, практика вождения.

Но прямолинейное движение – это только полдела. Еще предстоит научиться правильно поворачивать автомобиль в движении. Правильно – это значит быстро, технично и безопасно.

Далее в статье:

Четыре этапа любого поворота
Скорость автомобиля в повороте
Оптимальная траектория поворота автомобиля
Радиус поворота автомобиля
Как проезжать неровности на повороте
Куда смотреть во время выполнения поворота
Чего нельзя делать в движении на повороте

Перед тем, как выезжать на реальную дорогу, есть смысл освоить технику поворотов на специализированной площадке (на автодроме, на территории автошколы).

Четыре этапа любого поворота

Выполнение абсолютно любого поворота можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Приближение автомобиля к повороту – движение по прямой;
  2. Вход автомобиля в поворот – поворот руля;
  3. Движение автомобиля по дуге поворота;
  4. Выход автомобиля из поворота – возврат руля в положение «прямо», распрямление траектории поворота.

 

Далее опять следует прямолинейное, либо относительно прямолинейное движение, либо следующий поворот, который также включает в себя приведенные выше четыре этапа.

Чтобы выполнить эти четыре пункта технично и безопасно, необходимо согласовать в одно целое скорость автомобиля, режим работы двигателя и траекторию движения автомобиля.

Теперь, о каждом из этих элементов поподробнее.

Скорость автомобиля в повороте

На дорогах общего пользования, изобилующих пересечениями, разветвлениями, закруглениями разной величины, скорость перемещения диктуется правилами дорожного движения и другими обстоятельствами, такими как крутизна поворота, состояние дорожного полотна, наличие других ТС, пешеходов и пр.

Поворот на перекрестке, движение по кругу, поворот (съезд) на прилегающую территорию, движение по дорожной развязке, движение по любому закруглению дороги — все перечисленное представляет собой разные варианты поворотов с постоянно изменяющимися условиями движения.

Поэтому, невозможно однозначно ответить на вопрос, с какой скоростью нужно ехать по дуге поворота, чтобы проехать поворот безопасно. В этом смысле пришлось бы рассмотреть каждый участок в отдельности.

Для таких ситуаций есть одно общее правило, применимое к абсолютно любым поворотам: Перед поворотом необходимо замедлить автомобиль (снизить скорость), а по дуге поворота нужно ехать с постоянной скоростью. Почему именно так?

Замедлить автомобиль в процессе поворота не всегда удается быстро и безопасно. К тому же, на дуге поворота сцепление у каждого из колес автомобиля с дорожным покрытием не одинаковое (это обусловлено устройством подвески автомобиля).

Разность сцепления колес с дорогой может быть компенсирована вспомогательными системами (ABS, ESP), но это всего-лишь системы-помощники в умелых руках. Надеяться нужно на себя.

Скользко на дороге может быть не только зимой, но и летом (песок на асфальте, сухая грязь, первые капли дождя и пр.). Если затормозить на скользком участке поворота, и колеса заскользят, то может закончиться тем, что транспортное средство «уйдет» с маршрута.

По этим причинам необходимо снижать скорость еще на приближении к повороту, на относительно прямом участке, а дугу поворота нужно пройти с постоянной скоростью.

Оптимальная траектория поворота автомобиля

Другим важным условием безопасности выполнения поворота является движение автомобиля по оптимальной траектории поворота.

Оптимальная (с точки зрения вашей безопасности) траектория прохождения поворота это такая, когда она выполняется в пределах полосы движения без лишних манипуляций рулевым колесом.

Другими словами, поворачиваете руль один раз на входе в поворот, проходите дугу поворота и возвращаете руль в прямолинейное движение на выходе. На первый взгляд, это может показаться сложным, но к этому нужно стремиться.

Поворот руля нужно рассчитать так, чтобы не «выскочить» на встречную полосу, и чтобы не пришлось позднее доворачивать руль на нужную траекторию движения. Такое умение приходит не сразу, придется тренироваться.

Почему на дуге поворота очень нежелательно доворачивать руль? Ведь, так или иначе, делать это придется в процессе тренировок, и, глядя на других автомобилистов, нельзя сказать, что все рулят идеально. Возникает вопрос: зачем к этому стремиться?!

В статье Как автомобиль поворачивает описана, так сказать, физика поворота автомобиля с учетом сил, действующих на автомобиль в повороте.

Автомобиль опирается на дорогу своими колесами. В местах соприкосновения колеса с дорогой образуется так называемое пятно контакта. Этих «пятен» всего четыре, именно эти «пятна» обеспечивают сцепление колес с дорожным полотном.

В любых дорожных условиях, в любое время года автомобиль остается управляемым (он «слушается» руля), когда есть сцепление его колес с дорожным покрытием. В таком случае говорят, что колеса автомобиля катятся, цепляясь за дорогу.

Соответственно, когда сцепление управляющих колес с дорогой пропадает (например, на льду), то автомобиль перестает «слушаться» руля, и теряет управление. В таком состоянии вы можете сколь угодно крутить руль, но автомобиль будет продолжать двигаться по инерции в одну сторону.

В процессе движения (даже кратковременного набора или снижения скорости, поворотов с учетом неровностей дороги) непрерывно происходит перераспределение веса автомобиля, это отражается на качестве сцепления управляющих колес дорогой.

Так вот, на дуге поворота, вероятность срыва колес в скольжение намного выше, чем на прямой дороге, тем более, если поворот дороги располагается под уклон. Срыв колес в скольжение может быть вызван грубым доворотом руля.

В такой момент решающим фактором остается скорость движения на повороте. Чем скорость автомобиля выше, тем больше вероятность срыва колес в скольжение. На скользком покрытии (песок, глина, снег, лед) эта вероятность усиливается многократно.

По этим причинам необходимо снизить скорость автомобиля еще ДО входа в поворот, а дугу поворота лучше всего проехать на постоянной скорости с хорошей тягой.

Хорошая ровная тяга у автомобиля достигается путем переключения на «нужную» передачу КП (ниже, чем предыдущая, чтобы повысить обороты двигателя), при которой автомобиль именно «тянет», а не «захлебывается» от недостатка мощности.

Рулить по оптимальной траектории поворота целесообразно учиться в относительно теплое время. Чем плавнее вы будете рулить, тем «ровнее» будет ваше движение.

Радиус поворота автомобиля

Безопасными вариантами выполнения поворота считаются траектории с постоянным радиусом и максимальным радиусом поворота автомобиля в отведенных ПДД границах движения.

Эти две траектории поворота похожи: в первом случае автомобиль едет по осевой линии своей полосы движения, а во втором случае для маневра используется вся ширина полосы.

Траектория поворота с увеличенным радиусом считается самой безопасной, и в то же время самой «быстрой», но, с одной стороны, требует наиболее точного расчета, а с другой — хорошего состояния дорожного покрытия.

Попадание колеса в яму на дороге, либо встреча с другой неровностью, вызывает далеко неприятные ощущения, более того, может серьезно повредить автомобиль. Важно своевременно увидеть эту самую неровность.

Если поворот дороги, либо ее участок, на котором выполняется поворот, просматривается плохо, и вы не можете определить состояние дорожного покрытия, то целесообразно всегда снижать скорость.

О том, как безболезненно для подвески автомобиля объехать неровность дороги на ее повороте — ниже по тексту.

А вообще, пока не наберетесь опыта, целесообразно использовать траекторию поворота с постоянным радиусом, проходящую примерно посередине полосы движения. Скорость необходимо снизить ДО вхождения в поворот.

Как проезжать неровности на повороте

О том, как проехать через какой-либо дорожный изъян на «прямом» участке дороги, и почему нужно поступать именно так, описано в статье Как проезжать дорожные неровности.

Если коротко, смысл сводится к тому, что тормозить следует ДО неровности, а непосредственно перед ней необходимо отпустить тормоз, и проехать через неровность как обычно, на малом «газу».

Но это, если ехать «прямо». А как же проехать неровность на повороте дороги? Ведь, в поворотах силы действуют на подвеску несколько по-другому, чем на прямом участке. Описание этому есть в статьях Как автомобиль поворачивает и Как научиться ездить ровно.

В этом деле, главное — не спешить. Следующий совет поможет проехать дорожную неровность в повороте почти «безболезненно» для подвески автомобиля.

У автомобиля, как известно, две пары колес. Когда авто поворачивает, то два колеса одного борта «едут» с внешней стороны поворота (внешнее переднее и заднее колесо), а два других — с внутренней стороны поворота (внутреннее переднее и заднее колесо).

На дорожных неровностях чаще всего страдает переднее внешнее колесо, как самое нагруженное из всех остальных. Поэтому внешнее колесо ударяется о неровность намного сильнее, чем внутреннее переднее колесо.

По этой причине, увидев неровность в повороте на пути внешнего переднего колеса, нужно постараться ее плавно объехать, если есть такая возможность, либо проехать по ней внутренним (разгруженным) передним колесом.

Если объехать возможности нет, то желательно спрямить траекторию поворота (повернуть руль в положение «прямо»), и переехать неровность на «прямых» колесах, после чего вновь повернуть руль, и продолжить движение по дуге поворота.

Необходимо стараться строить траекторию поворота машины так, чтобы неровность дороги попадала только под внутреннее (разгруженное) переднее колесо. В этом случае можно будет проехать неровность по дуге поворота, не меняя траектории.

Куда смотреть во время выполнения поворота

Теперь другой вопрос — куда смотреть в процессе выполнения поворота?

Во время движения автомобиля взгляд нужно фокусировать на том участке, или в той точке дороги, где вы хотите оказаться.

Во время выполнения поворота автомобиля нужно смотреть на точку выхода (если поворот полностью просматривается). В тот момент, когда вы поворачиваете руль (это происходит на точке входа в поворот), глаза уже должны смотреть туда, где вы будете поворачивать руль обратно.

Взгляд должен скользить по дороге вместе с машиной, но на некотором расстоянии впереди ее. Если вы не видите точку выхода (поворот не просматривается), например, могут мешать деревья, строения, изменение плоскости дороги, то целесообразно будет плавно сбавить скорость, желательно еще до точки входа в поворот.

Чего нельзя делать в движении на повороте

Во-первых, во время движения автомобиля на дуге повороте нельзя вращать руль рывками. Резкое вращение руля на дуге поворота может привести к скольжению колес с последующей потерей контроля движения, как изложено выше по тексту.

Во-вторых, во время выполнения поворота нельзя ощутимо тормозить, т.е. нажимать педаль тормоза. Допустимо лишь очень легкое подтормаживание. Торможение на скользкой дороге очень легко может заблокировать колеса, и машина станет неуправляемой.

В-третьих, при движении на дуге поворота очень нежелательно переключать передачи (касается автомобилей с механической КПП). Неаккуратный переход на другую передачу в момент включения сцепления может вызвать рывок машины. На сухой дороге ничего не произойдет, а на скользкой дороге рывок может привести к скольжению колес.

Ну и последнее. Категорически не рекомендуется проходить поворот накатом, т.е. либо с выключенным сцеплением, либо на выключенной (нейтральной) передаче. Ведущие колеса должны все время быть под тягой на ровном газу.

Объединив все эти правила в одно целое, можно составить примерную тактику прохождения поворота.

  1. Подъезжаете к повороту плавно нажимаете педаль тормоза – замедляете автомобиль и плавно переключаетесь на низшую передачу (для этого, отпуская педаль сцепления (после переключения), чтобы не получилось рывка, целесообразно кратковременно задерживать ее в точке схватывания).
  2. Подъехав к месту поворота, направляете автомобиль на дугу вдоль полосы движения. Руль поворачиваете двумя руками, используете технику перехвата или технику предварительного захвата руля. На дуге поворота стараетесь держать постоянную скорость. Не забываете про направление взгляда.
  3. На выходе из поворота возвращаете руль обратно двумя руками (отпускать руль для возврата в прямолинейное движение категорически запрещается) и одновременно плавно увеличиваете подачу «газа». После выхода на прямую, продолжаете разгон и переключаетесь на высшую передачу.

Разумеется, каждый поворот индивидуален и, к тому же, может быть осложнен дорожной обстановкой. Поэтому предложенный вариант является лишь общей схемой прохождения поворота.

Почему запрещается отпускать руль на выходе их поворота. Понятно, что запретить это никто не может, но делать этого крайне не рекомендуется. Потому что в таком случае вы можете потерять собственный контроль над управлением.

На выходе из поворота передние колеса стремятся вернуться в положение «прямо». Создается ощущение, что если отпустить руль, то автомобиль быстрее выравняется на дороге.

Это действительно так, но дорога имеет неровности (ямка, кочка, колея и пр.), которые естественным образом влияют на бесконтрольное качение колес.

Если отпустить руль, то, мягко говоря, автомобиль с легкостью может поехать «не туда». А пока вы будете «ловить» руль, то успеете с кем-нибудь столкнуться.

Когда вы держите руль, вы на уровне ощущения понимаете куда едет автомобиль, как повернуты передние колеса, и всегда готовы, при необходимости, подправить направление движения.

Собственно, это и происходит, когда вы рулите, т.е. держите руль и управляете.

Потери управления автомобилем даже на короткое время может быть вполне достаточно для ДТП. Поэтому, отпускать рулевое колесо крайне не рекомендуется.

Что касается обширной темы поворотов на перекрестках, она рассмотрена в разделе «Вождение автомобиля» и в сериях статей «Проезд перекрестков» и «Проезд перекрестков-2».

Но перед тем как приступить к изучению выполнения поворотов на перекрестке, есть смысл ознакомиться с физикой поворота, она дана в статье Как автомобиль поворачивает, и с термином динамические габариты автомобиля.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановкаУправление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом >>

Основы прохождения поворотов при гоночном вождении

При прохождении поворотов необходимо придерживаться следующей последовательности: торможение, оборот руля, набор скорости. Профессиональная техника вождения подразумевает, что одной работы рулем не достаточно. Обязательно необходимо изучить и основы прохождения поворотов.

Основное требование для чистого прохождения поворота

Тема использования руля и работы педалями при прохождении маневров вскользь была освящена в описании диаграммы трения: гонщику необходимо использовать сцепление с трассой наиболее эффективно в момент торможения, поворота руля и набора скорости. Ключом успешного прохождения является плавное выполнение всех трех этапов в одно движение.

"Прохождение поворота делиться на три этапа: торможение, поворот и набор скорости".

Начните с торможения

Приближаясь к повороту по прямому скоростному отрезку гоночного трека, необходимо как можно быстрее оттормозить до оптимальной для маневра скорости. Пытайтесь выполнить резкое торможение. Показатель профессионально техники - умение определять точку в которой центробежная сила самая высокая и пытаться проходить ее на максимальной скорости, позволяющей сохранить управляемость. 

Уменьшив скорость, начните работу рулем. Поднимите ступню с педали тормоза, для высвобождения сцепления требуемого для поворота, затем - поворот руля.

Резкие движения нужно избегать. Как было описано в статье о коэффициенте скольжения - автомобиль не следует за рулевым колесом как приклеенный. Ищите баланс управляемости делая плавные движения.

"Загрузка колес, как следствие - управляемость, изменяется исходя из торможения либо разгона. Игнорируя это, возникает риск потери контроля автомобиля".

Работа рулем

При поворотах автомобиль преодолевает центробежные силы. Идеальна та скорость прохождения при которой покрышки тихо повизгивают. Пока Вы не вышли из маневра давать газ необходимо ровно столько, сколько его нужно для сохранения постоянной скорости. Авто не должно замедляться либо ускорять ход. Давление на педаль акселерометра необходимо изменять по необходимости. Пройдя вершину, плавно верните руль в центральное положение.

"Перед нажатием педали газа, необходимо вернуть центральное положение руля".

Такие действия высвободят часть сцепления с трассой которую можно использовать на ускорение. Когда машина перестала поворачивать, добавляйте газ. Чем раньше, тем лучше, но если начать разгоняться слишком рано, есть риск потерять управление. Преодолев вираж, при разгоне, главными являются два момента:

  1. плавно вернуть руль в центральное положение
  2. увеличивать скорость постепенно

"Крайне важно сохранять постоянный угол поворота руля. В случае резкой смены его положения можно "потерять" автомобиль".

Траектория и базовые основы прохождения поворотов

Оптимальной траекторией является последовательность:

  1. внешняя обочина
  2. внутренняя обочина
  3. внешняя обочина

Осуществляя вход старайтесь держаться внешней обочины, вершину проходите по внутренней, на выходе снова смещайтесь к внешней. Суть маневра - увеличение радиуса, что позволит раньше перейти к разгону. 

Помните о центробежной силе которая толкает авто в сторону внешней обочины. Чем меньше радиус и выше скорость, тем больше эта сила. Говоря проще - она уменьшается с увеличением радиуса поворота, позволяя проехать его с большей скоростью.

"Чем больше радиус маневра, тем больше допустимой скорости".

Главным недостатком этого способа является увеличение преодолеваемой дистанции. При прохождении затяжных (длинных) поворотов и на маломощных машинах, рекомендуется постоянно держаться внутренней обочины.

"Если вершина траектории находиться после фактической вершины, Вы сможете быстрее набрать скорость и увеличить разгонный участок".

Вершина - точка после прохождения которой Вы начнете возвращать руль в центральное положение, и повышать скорость.

Профессиональные гонщики устанавливают её возле фактической вершины поворота, визуально она не обозначается, водитель должен сам её определить и мысленно разместить на дороге. В реальности ее сдвигают в сторону выхода, что позволяет быстрее набрать скорость увеличивая разгонный участок и сокращая время прохождения круга.

Подобную технику называют - "медленный вход - быстрый выход". Если под рукой есть схема трассы, Вы можете расчертить оптимальный маршрут используя циркуль. Установите вершину, начертите через нее дугу в сторону выхода (циркуль установите на оси симметрии). Прочертите крутую дугу со стороны входа так, чтобы вторая пересеклась с первой. Чертите дуги разного радиуса пока они не сольются в одну плавную кривую. После этого останется натренироваться, чтобы повторить эту кривую в реальности.

  • Поместите точку 1 на внешней стороне выхода из поворота, проведите широкую дугу в сторону внутреннего края до точки 2.
  • Прочертите ещё одну, соединив вершину и внешнюю сторону дороги на входе. Точка, в которой дуга пересечёт внешнюю сторону, - вход в поворот 3.
  • Рассмотрев точки в порядке 3 -> 2 -> 1, Вы получите оптимальную траекторию

Особенности недостаточной и избыточной поворачиваемости

Реакция машины на действия водителя называется управляемостью, один из аспектов которой - поворачиваемость. Перемещаясь по оптимальной траектории, улучшение результата круга Вам гарантированно, но добиться этого не легко. Существуют моменты, когда машина слабо откликается на обороты руля или напротив, меняет направление чересчур резко. При недостаточной поворачиваемости машина не изменяет направление движения в той мере, на которую рассчитывает водитель. Обратная ситуация, автомобиль поворачивает больше чем надо, это избыточная поворачиваемость.

Общепринято: автомобили с задним приводом склонны к избыточной поворачиваемости, а с передним - к недостаточной. Существует множество причин вызывающих обе особенности. Расположение двигателя (компоновка), одна из причин которая может приводить к недостаточной поворачиваемости на заднем или избыточной на переднем приводе. Вообразите, что машина двигается по замкнутому кругу. Если при добавлении газа начнется проскальзывание передних колес и радиус окружности возрастет, это недостаточная поворачиваемость. Если при этом задние колеса начнет сносить и машина направится к центу круга, - избыточная. Для обоих случаев это вызвано добавлением газа, как следствие - увеличение мощности поступившей на колёса.

"На верхней диаграмме показана недостаточная поворачиваемость, средней - избыточная, нижней - нормальная".

Возможно возникновение избыточной поворачиваемости и в результате:

- торможения (нагрузка на передние колёса увеличивается, уменьшаясь на задних)
- слишком резкими либо запоздалыми оборотами руля
- вход в поворот на слишком большой скорости

"Сталкиваясь с этими явлениями, не всегда просто заметить разницу между ошибкой водителя и особенностями поведения авто".

Опасность схода при игнорировании основы прохождения поворотов

Когда пилот резко уменьшает дачу газа при повернутом рулевом колесе, поворачиваемость резко увеличивается. Это связано с тем, что в момент сброса вес смещается к передней оси, уменьшаясь на задних. Ели при этом повернуть руль автомобиль резко кидает в сторону поворота, вплоть до заноса и вылета. Зачастую подобное случается с переднеприводными машинами. Самым лучшим способом выйти из заноса, в такой ситуации, резко добавить газ с целью вызвать недостаточную поворачиваемость. Подробнее о этой технике можно узнать из фильма "Библия Дрифта".

Когда водитель резко убирает ногу с педали акселерометра, вес машины резко переносится на передние колёса, что может привести к заносу. Такая ситуация чаще возникает когда машина идёт на пониженной передаче со значительными перепадами крутящего момента.

Прохождение поворота - Автошкола

Правильное прохождение поворота – залог безопасного движения.

При медленном прохождении поворота движение будет безопасным на автомобилях со всеми типами привода (передний, задний, полный).

Но что значит медленное прохождение поворота?  Это когда сцепные свойства колес с дорогой будут позволять пройти поворот без сноса передней или задней оси автомобиля (заноса).

Чтобы понять, что сцепные свойства нас не подведут до поворота — нужно перед поворотом заблаговременно проверить сцепные свойства коротким нажатием на тормоз. Если замедление ощутимо – все в порядке со скоростью и, если поворот не крутой, можно начинать поворот на этой скорости. Понятно, что скорость в повороте всегда меньше или равна скорости движения по прямой, и чтобы перестраховаться лучше сбавлять скорость перед поворотом.

Следует отметить, что при движении в повороте на автомобиль начинают действовать центробежные силы, которые стараются вытолкнуть автомобиль в траекторию большего радиуса, как бы спрямить его движение. А как известно, на движущийся автомобиль боковые силы действуют без противодействия. Чтобы скомпенсировать эти силы нужно повернуть руль на больший угол, чем необходимо по геометрии. Вот тут-то главную роль и играет сила сцепления с дорогой.

Если сцепление колес с дорогой недостаточно — начинается снос колес. А передних или задних? Тут не все так просто. Помимо того, что у автомобилей разных производителей есть свои особенности, вы сами можете изменять все силы, действующие на автомобиль и от ваших действий, зависит безопасность. Причем на автомобилях разных производителей сила вашего воздействия на те или иные силы будет различна (разная мощность, развесовка, привод, состояние и марка колес и т.д.)

Водитель имеет следующие возможности по изменению сил, действующих на автомобиль:

— Увеличить (уменьшить) силу тяги (педаль газа)

—  Увеличить (уменьшить) центробежные силы (угол поворота колес рулем)

—  Увеличить силу сцепления передних колес (тормоз, кратковременное нажатие)

Рассмотрим отдельно движение в повороте на автомобилях с различной системой привода. При этом предполагаем, что у всех рассматриваемых автомобилей кроме системы привода – все одинаково (на практике такое невозможно, но, чтобы понять различия – примем такие допущения).

На переднем приводе при начавшемся сносе передней оси следует плавно прибавить газу. Это увеличит силу тяги на передних колесах, и они должны вытащить машину на правильную траекторию. При торможении более вероятен снос с траектории. И если нужно тормозить – лучше это делать короткими ударами по педали тормоза. При начавшемся сносе задней оси – необходимо повернуть руль в сторону сноса и снизить скорость. Но все нужно делать плавно.

На заднем приводе проще бороться с заносом. При сносе передней оси достаточно два-три раза коротко ударить по тормозу, передок прижмется сильнее к дороге, сила сцепления колес увеличится и автомобиль будет слушаться руля. При сносе задней оси – сбросить газ и немного повернуть руль в сторону сноса.

На полном приводе нет единых рекомендаций, так как он устроен и работает по –разному у разных автопроизводителей. Есть полный привод с подключением передней или задней оси при необходимости, есть с центральным дифференциалом, то есть он непредсказуемо может быть то передним, то задним (что еще более опасно в поворотах чем монопривод), есть с заданным перераспределением момента на переднюю и заднюю ось. В зависимости от конструкции полного привода поведение в повороте ближе к переднеприводным, заднеприводным или где-то между ними.

Общие рекомендации для безопасного прохождения поворотов

Пологие повороты на трассах лучше проходить не меняя скорости движения на ровном газу на всех типах автомобилей (если перед поворотом нет знака ограничения скорости)

Повороты средней тяжести – тормозим перед поворотом по прямой, при входе в поворот отпускаем тормоз, проходим поворот до середины, в это время на машинах с механической трансмиссией включаем нужную передачу, и начинаем прибавлять газ.

Особо крутые повороты проходим так же как и средней тяжести, но тормозим почти до остановки.

При использовании такой техники заноса или срыва с траектории не должно быть.

Как правильно проходить повороты. Советы Сергея Овчинникова (Видео)

Бывает так, что учились, учились в автошколе, даже с первого раза на права сдали, а потом более опытные друзья-водители возмущаются: кто тебя так учил ездить? Кто так в повороты входит? Куда летишь на третьей передаче? Вот мы и решили разобрать основные ошибки малоопытных водителей и научиться правильно проходить повороты.

СНХР 02.47 – 03.16 (при подходе к повороту … крутизну… пониженную… внутрь…в пределах полосы… автомобиля)

Титр: Сергей Овчинников…

Теперь посмотрим, как правильно входить в более крутой поворот, за городом, когда скорость довольно высокая.

СНХР 06.14 – 06.37 (подъезжаем к повороту более крутому… 90… пониженная…проходим этот поворот)

Титр: Сергей Овчинников…

При прохождении поворота правая нога должна находиться на педали газа, а левая — отдыхать. Если у вас пока не получается быстро переключать передачи, начинайте притормаживать заранее. Настолько заранее, чтобы успеть произвести все манипуляции с педалями и рычагом переключения передач ДО поворота, а не во врЕмя. Кроме выжатого сцепления во время поворота новички, да и не только они, совершают и другие ошибки. Например, часто неправильно держат руки на руле.

Снхр 13.47 – 14.00 (я покажу неправильную технику… ехать… неудобно… предельном положении)

Титр: Сергей Овчинников…

Теперь рассмотрим, как правильно проходить затяжные повороты.

СНХР 10.55 – 11.33 (Подъезжаем к повороту крутой…. Хват… удерживаем…проходим поворот)

Титр: Сергей Овчинников…

В общем, запоминайте, при повороте обе руки всегда находятся на руле, хват закрытый, то есть пальцы внутри рулевого колеса, на пониженную передачу переходим заранее, ДО поворота, сцепление выжатым не держим. А о том, как правильно проходить повороты в городе, мы расскажем в одном из следующих выпусков.

Елена ДОЛГОПОЛОВА

Журналист программы «Автопанорамы»

«Загрузка – поворот – тяга», или что нас убережёт на скользкой дороге

На наших дорогах становится все больше современных автомобилей, оснащенных автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя. Да и не у всех она есть.

Если автомобиль на скользкой дороге не реагирует на поворот руля, поставьте руль в положение движения «прямо», а затем снова попробуйте плавно повернуть.

На скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо.

Многие водители стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес.

Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол, а на дуге либо его не менять, либо уменьшить.

Схема выполнения приёма «загрузка-поворот-тяга».Перед входом в поворот передние колёса следует загрузить, затем повернуть руль на нужный угол, и сразу после этого слегка добавить газ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Не пугайтесь, Это не авария, а всего лишь испытания дорожного ограждения на Дмитровским полигоне НИИЦИАМТ. Во время экспериментов ни одно животное не пострадало. «Москвич» восстановлен и разбит ещё несколько раз.

Зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось. Из монопривода для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.    

 На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями. Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает – на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом – и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.  

На скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо. Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 3). При таком стиле езды достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. Ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот сразу повернуть руль на нужный угол и на дуге его либо не менять, либо уменьшить.  

Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно «загрузить» их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ – нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы «клюнет носом» , сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть–чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется «загрузка – поворот – тяга» .    

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют – юз) приведет к полной потере управляемости. Машина будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется – колеса должны вращаться!

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги» . Управляют «тягой» педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.  

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. На переднеприводном автомобиле следует «добавить газ» . Здесь возможны два сценария: первый – передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант – при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.  

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:

– если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;  

– при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;
– при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;
– при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.

На последнем моменте остановимся чуть подробнее.  

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV–й – III–ю, и опять прикройте газ.  

Перегазовка – прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С её помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I–й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но «овчинка стоит выделки». Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении «на юз». Научиться этому приему несложно – выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.    

 Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием. Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» нужно придерживать заметно больше.    

При езде по скользким дорогам АБС препятствует блокировке колес, и это часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции. Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.    

Схема выполнения приёма «загрузка-поворот-тяга»: перед входом в поворот передние колёса следует загрузить (коротко притормозить или просто резко сбросить газ), затем повернуть руль на нужный угол, и сразу после этого слегка добавить газ. На всё-про-всё есть не более секунды.

Фото Дмитрия Зыкова, Евгения Константинова


Как правильно поворачивать на велосипеде

Техника прохождение радиуса поворота, зависит от скорости и сцепления шин с грунтом. На низкой скорости велосипедист поворачивает, просто отклоняя руль на большой угол и практически без наклона велосипеда. При большой скорости движения с целью компенсировать центробежную силу велосипед отклоняется в сторону поворота, а руль поворачивается на небольшой угол. Поворот рулём на большой угол может привести к выворачиванию колеса перпендикулярно направлению движения или заносу, что приведет к гарантированному падению. На большой скорости из-за большого угла наклона велосипед может начать скользить набок, что также приведёт к падению. Если дорожное покрытие доверия не внушает, а покрышки не «зубастые», то скорость желательно снизить, причем еще до вхождения в поворот.

Есть три основных «стиля» скоростного прохождения плоских виражей с наклоном байка.

Первый, он же классический, когда велосипедист отклоняется в сторону поворота на тот же угол, что и велосипед. То есть, если продолжить мысленно линию подседельной трубы вверх, то она пройдет по оси через позвоночник и шлем. Тем самым центр тяжести байка и байкера отклоняется внутрь поворота, компенсируя центробежную силу. К «основному блюду» есть еще и неизбежный, но полезный «гарнир». Велосипед сдвигается назад, перенося нагрузку на заднее колесо и предотвращая возможность пробуксовки и заноса и создавая благоприятные условия для торможения. Тормозить передним колесом на вираже неразумно и опасно. Тормозить задним колесом можно, но очень аккуратно, не допуская юза, который быстро приведет к заносу. Имеет смысл учитывать, что во время торможения на вираже байк меняет свою траекторию, причем тем больше, чем сильнее зажат задний тормоз. В узкую тропинку можно и не вписаться. А когда заднее колесо пойдет юзом, байк будет двигаться практически по прямой. Если крутые повороты идут один за другим, то полезно резко наклонять байк в сторону поворота, опираясь ногой на педаль, которая находится в нижнем положении с внешней стороны. Для этого иногда бывает удобно провернуть педали в обратную сторону и пройти поворот в спортивном стиле, с вертикально расположенными шатунами.

Поворот выгодно проходить на большой скорости по максимально возможному радиусу. Для этого можно начинать поворот у внешней бровки трассы, затем проходить рядом с внутренней бровкой и заканчивать поворот снова у внешней. Сие допустимо, если вы едете не по автомобильной дороге. Иначе этот маневр является двойным нарушением ПДД, а уж о вашей безопасности, особенно если поворот закрытый, и говорить нечего. В зависимости от конкретных условий выгодными могут быть и другие траектории прохождения виражей.

Вторым вариантом является прохождения виража для сокращения времени, если сцепление шин с дорогой, определяемое, в частности, коэффициентом трения (К), достаточно велико. Например, вы едете по сухому чистому асфальту (К=0,7), бетону (К=0,9), мягкому грунту, когда шипы протектора впечатываются, оставляя четкий след и т. д. Для того чтобы полностью использовать большое сцепление с грунтом, велосипед выгодно наклонить в сторону поворота на больший угол, чем в первом варианте. Тогда, для баланса сил, корпус остается почти вертикальным, а его центр тяжести немного смещается на внешнюю сторону поворота. Можно остаться в седле, но бывает удобно чуть приподняться над седлом, но только самую малость, так как основная идея этого приема состоит в понижении центра тяжести (точнее «ЦМ» — центра массы) системы байкер-велосипед. Благодаря этому можно пройти поворот быстрее: по меньшему радиусу и/или с более высокой скоростью. Дополнительный угол наклона байка и вертикальное положение корпуса повышают мобильность управления велосипедом и облегчают борьбу с заносами. Шатуны должны располагаться вертикально, внешний шатун внизу. Еще один прием: если «внешним» бедром давить на верхнюю трубу байка, то можно дополнительно и весьма точно управлять траекторией движения, не меняя положения руля. Бедро с внутренней стороны помогает поворачивать и сохранять баланс — согнутая в колене нога отводится в сторону поворота и слегка уменьшает наклон байка. Этот прием можно использовать и в первом варианте поворота.

Третьим вариантом является прохождение виража на мокрой, скользкой и зимней дороге с низким сцеплением. Тогда байк остается почти в вертикальном положении, корпус велосипедиста смещается внутрь поворота, «внутренняя» нога отводится в сторону поворота для более тонкого баланса, а «внешнее» бедро, если необходимо, надавливает на верхнюю трубу рамы. Для крутых виражей по узким и скользким (мокрый суглинок, глинистая почва, сухой песчаный грунт…) тропинкам, при поворотах на спусках применяется экстремальная разновидность третьего варианта:

  • для страховки на крутом повороте «внутренняя» нога высвобождается из контактов или туклипсов и разгружается от веса корпуса — позиция «пустая нога». В случае необходимости она быстро распрямляется и выставляется в сторону поворота, предотвращая падение.
  • для более скоростного прохождения поворотов «внутренняя, пустая нога» снимается с педали и опускается вниз, касаясь пяткой грунта. В этот момент корпус сдвигается вперед, и байкер как бы садится на верхнюю трубу рамы, а руки опираются на руль. «Внешняя» нога поддерживает корпус, а «внутренняя», только касаясь грунта, создает третью точку опоры. Носок «внутренней» ноги имеет смысл поднимать вверх, во избежание травмы голеностопа.

Вираж с уклоном — идеальный случай для поворота, когда грунт или дорожное покрытие наклонены всередину поворота, а угол между поверхностью грунта и велосипедом составляет около 90°. Но такие условия чаще всего встречаются на специально подготовленных трассах. Кое-что можно найти и в естественных условиях — например, внешняя бровка грунтовой дороги, глубокая и достаточно широкая колея, след от трактора.

Как правильно пройти поворот на экзамене по вождению?

Как правильно пройти поворот ? Прохождение поворотов является одним из основных элементов, связанных с техникой управления транспортным средством. Самый распространенный маневр, совершаемый водителем транспортного средства при движении по дороге. Если мы посмотрим на полицейскую статистику, то окажется, что ежегодно на поворотах и ​​изгибах дорог происходит около 5000 аварий, в которых погибает свыше 700 человек и более 7500 получают травмы. Поэтому вы всегда должны проявлять крайнюю осторожность при прохождении поворотов, независимо от вашего уровня навыков.

Особая осторожность, но также предусмотрительность и здравый смысл, вызваны ограниченным обзором в повороте, отсутствием оценки происходящего за поворотом, отсутствием оценки (особенно для начинающих водителей) на какой скорости можно войти в поворот контролировать автомобиль и сцепление с дорогой.

Сцепление с поверхностью имеет особое значение при прохождении поворотов в осенне-зимний сезон, когда поверхность скользкая и мокрая, что затрудняет управление автомобилем при прохождении поворотов.Однако следует помнить, что и сухая поверхность может быть опасной. Рассыпанный гравий или песок могут быть столь же опасны при прохождении поворотов, как и мокрые или обледенелые дорожные покрытия.

Основные опасности при чередовании

Одной из основных опасностей при чередовании является так называемый «Не вписывается в поворот». Это означает, что при прохождении поворотов траектория движения транспортного средства нарушалась, и машина не вписывалась в свою полосу движения.

Чрезмерная скорость (воздействие центробежной силы) может быть причиной несоблюдения курса, что может привести к отбрасыванию автомобиля на встречную полосу или обочину. Поворот слишком близко к правому краю дороги может привести к наезду на обочину. Это также может привести к потере сцепления с транспортным средством, что может даже привести к опрокидыванию.

Как правильно получить очередь ? - Правильное выполнение поворота

Общий принцип правильного выбора трассы при выполнении поворотов заключается в выполнении маневра по максимально пологой кривой.Начинаем правильную трассу при повороте с внешней части полосы. Затем на середине поворота подходим к внутреннему краю нашей полосы. Во время этого маневра сбавьте скорость и, при необходимости, также бегите.

В повороты нужно входить на скорости, которая позволяет вам управлять транспортным средством. Если поворот очень крутой (например, под углом 90 градусов), скорость снижают до 20-25 км/ч и понижают вторую передачу. Торможение автомобиля и переключение на более низкую передачу должно происходить перед поворотом.

Не переключаемся на пониженную передачу при прохождении поворотов. Можно немного притормозить на поворотах. Вы можете добавить газ в середине поворота или при выходе из поворота. Это зависит от размера поворота, навыков водителя и видимости.

Правильное прохождение поворотов в тесте

  • Притормозите и понизьте передачу перед входом в поворот;
  • Отрегулировать скорость до поворота и, если это вызывает проблемы, входить в повороты на скорости 20-25 км/ч;
  • Держите гусеницу ближе к правому краю дороги при повороте направо;
  • Держите колею ближе к центру дороги на дороге с двусторонним движением или ближе к левому краю дороги с односторонним движением при повороте налево и используйте правильный указатель;
  • В повороты нельзя входить при выключенном (включенном) сцеплении или так называемомс легким характером;
  • Соблюдать равномерную колею, избегать хаотичных движений рулем;
  • При выходе из поворота слегка ускорьтесь и постепенно увеличивайте скорость.

В современных автомобилях устанавливаются различные виды систем помощи водителю в поворотах. Такой системой может быть антипробуксовочная система ESP, система 4Control или даже привод 4×4, но следует помнить, что никакая система не заменит здравый смысл и воображение на дороге.

Статья найдена по следующим фразам:
  • Техника вождения (63)
  • Как проходить повороты (22)
  • Прохождение поворотов (14)
.

Как поворачивать на машине - руководство »Oponeo

Если вы прошли курс вождения, но не совсем уверенно за рулем или садитесь за руль своего автомобиля после длительного перерыва, с нашей серией статей о технике вождения вы запомните, как проходить повороты твоя машина.

Одним из основных и наиболее часто выполняемых водителями маневров на дороге является поворот, который требует от участников дорожного движения не только наличия соответствующих знаний, полученных в ходе курса вождения, но и владения самой техникой.Безусловно, самое главное, независимо от уровня мастерства водителей, — это быть осторожным — этого никогда не бывает слишком много! Стоит, если это идет рука об руку с благоразумием и здравым смыслом.

Именно поэтому мы хотели обратить внимание наших читателей на то, как делать повороты на автомобиле. Это важный вопрос, особенно в осенне-зимний сезон, когда дороги мокрые и скользкие. Водителю очень важно знать, что после дождя или в дни, когда температура опускается ниже нуля, управлять автомобилем намного сложнее, особенно если нам предстоит преодолевать дорогу, полную поворотов.Как в один голос подчеркивают инструкторы – даже езда по сухому покрытию в весенне-летний сезон, где маршрут изобилует извилистыми участками дороги, может быть опасным.

Как поворачивать на машине? Давайте сделаем это шаг за шагом!

  • Притормози за две секунды до поворота.
  • Понижение передачи и регулировка скорости.
  • Пройдите по плавной кривой.
  • Следите за тем, чтобы оставаться на своей полосе.
  • При выходе из поворота слегка ускоряйтесь и постепенно увеличивайте скорость.

Начнем с самого начала

Если вы видите, что приближаетесь к повороту, не забудьте снизить скорость . В зависимости от того, насколько быстро вы едете, затормозите на несколько секунд раньше, когда вы начнете входить в поворот . Это короткое, но крайне необходимое время позволит дать соответствующий ответ. Вроде бы мелочь, но многие водители резко тормозят при выполнении этого маневра. Уменьшение скорости позволит избежать входа в кривую заноса.Благодаря этому мы также уверены, что не выйдем на соседнюю полосу. Скорость, с которой мы движемся по дуге, имеет первостепенное значение. Невыполнение этого требования может даже привести к тому, что вы упадете с пути. Это очень опасная ситуация, которая часто имеет трагические последствия. Помните, если поворот очень острый, или вы не чувствуете себя уверенно, то можете снизить скорость до 20-25 км/ч. Безопасность превыше всего!

Будьте осторожны на поворотах.

При торможении, за несколько секунд до поворота , понизить передачу , чтобы не делать этого при повороте. Двигаясь на слишком высокой скорости, вы должны изменить ее с более высокой на более низкую, что позволит вам тормозить благодаря приводу. Еще один важный шаг - пройти поворот по пологой кривой . Не забудьте начать с внешнего края полосы, по которой вы идете. На полпути переместите автомобиль ближе к внутреннему краю полосы движения. При выходе из поворота следует максимально приближаться к крайней стороне дороги, поочередно возвращаясь на середину.Помните, что при выполнении маневра ваши руки лежат на руле. Это важный вопрос, который существенно влияет на надлежащее поддержание контроля над транспортным средством.

Выходя из поворота, добавить газ . Разгон должен производиться мягко и плавно. Не забывайте соблюдать особую осторожность при выполнении всех действий. Ни при каких обстоятельствах не выезжайте на встречную полосу . Такое поведение представляет угрозу для жизни других участников дорожного движения.

Знаете ли вы..

Производители устанавливают в современные автомобили системы, которые призваны помогать водителю при прохождении поворотов. Модели с системой 4Control с четырьмя рулевыми колесами повысят безопасность при движении в поворотах, правильно удерживая дорогу. Поведение автомобилей, оснащенных этой технологией, аналогично моделям с приводом 4х4. Автомобили также все чаще имеют специальную противобуксовочную систему ASR.

Как загнать машину в угол в экстренной ситуации?

Следует также упомянуть о чрезвычайно опасной ситуации, когда при повороте на дороге появляется препятствие.Бывает и так, что животное неожиданно выбежало с дороги во время движения. Так как экстренное торможение на повороте является опасным маневром, не забывайте проявлять крайнюю осторожность. В такой ситуации выжмите педаль тормоза и сцепление как можно быстрее и сильнее. Эта процедура применима только к автомобилям, оснащенным системой ABS. Когда в нашей машине его нет, лучшим решением будет использование импульсного торможения.Он заключается в поочередном нажатии на тормоз с переменным усилием. Необходимо выполнить как можно больше таких «пульсаций», потому что благодаря этому колеса будут поочередно блокироваться и таким образом восстанавливать сцепление с дорогой. Это повысит вероятность того, что автомобиль останется на дороге.

.

Как правильно проходить повороты?

В прошлом году на поворотах и ​​изгибах дорог произошло 5265 аварий, в которых погибло 720 человек и более 7500 получили ранения.* Одной из причин была ограниченная видимость и невозможность правильно судить о том, что происходит за поворотом, другой — плохое сцепление с дорогой.

- Особенно осенью и зимой, когда дорожное покрытие часто бывает мокрым и скользким, намного сложнее управлять автомобилем, движущимся по кривой дороги, - говорит Збигнев Весели, директор автошколы Renault.- Однако следует подчеркнуть, что даже на сухой поверхности движение по извилистым участкам может быть опасным: листва или разбросанный песок или гравий могут быть так же опасны, как дождь или снег на поверхности.

Отпустить за две секунды до

Как правило, при приближении к повороту снижайте скорость.Однако маневр торможения не должен быть внезапным и должен начинаться достаточно рано. - В зависимости от скорости начинайте тормозить за несколько секунд до поворота и снижайте передачу, чтобы больше этого не делать при движении в повороте, - советуют тренеры автошколы Renault. - Слишком быстрый поворот может привести к заносу, выезду на соседнюю полосу или даже выпадению с дороги, что в каждом из этих случаев может иметь трагические последствия, - добавляют они.

Безопасность при прохождении поворотов повышает система 4Control с четырьмя рулевыми колесами, которая устанавливается на некоторые модели автомобилей и гарантирует устойчивость на дороге.Поведение автомобиля с такой системой при прохождении поворотов даже на высокой скорости аналогично поведению автомобилей 4х4.

Не сбиться с пути

Следующий элемент - правильное прохождение поворотов.Общее правило выбора трассы при поворотах гласит, что этот маневр должен быть максимально плавным в повороте. Объезд поворота следует начинать с внешнего края занятой полосы. В середине поворота водитель должен приблизить автомобиль к внутреннему краю полосы движения, а на выходе из поворота снова оказаться у крайнего внешнего края дороги, плавно возвращаясь к ее центру.

В последней фазе прохождения поворота нужно мягко и плавно ускоряться.Во время этих действий водитель не должен выезжать на соседнюю полосу, поскольку такое поведение может представлять угрозу для других участников дорожного движения, — подчеркивают тренеры автошколы Renault. Руки водителя должны лежать на руле на протяжении всего поворота, чтобы сохранить надлежащий контроль над автомобилем.

Вы благополучно примете ход, если:

- Вы замедлитесь как минимум за одну секунду до поворота

- вы переключитесь на пониженную передачу перед входом в поворот

- вы повернете на плавный поворот, но оставайтесь на своей полосе

- во время поворота вы не будете переключать передачи или ехать на холостом ходу, т.е.свободный

- дать небольшой газ при выходе из поворота.

* Источник: www.policja.pl 9000 3 .

Вождение в повороте. Как безопасно проходить повороты?

Уменьшить скорость перед поворотом

Что является ключом к плавному прохождению поворотов? Адекватная скорость и трасса. - Перед поворотом мы должны снизить скорость до того уровня, с которым хотим его преодолеть, а также снизить передачи. Учтем состояние дорожного покрытия - если оно мокрое, то скорость должна быть соответственно ниже. Однако спокойно проходить поворот недопустимо, — объясняет Збигнев Весели, директор школы безопасного вождения Renault.

Выберите правильный путь

Для выбора траектории этот маневр должен выполняться по возможно плавной кривой. - Начинаем поворот с внешнего края нашей полосы. В середине поворота подъезжаем к внутреннему краю, а на выходе из поворота снова оказываемся на крайнем краю полосы и плавно возвращаемся внутрь, - советуют тренеры Школы безопасного вождения Renault. Также очень важно держать обе руки на руле, чтобы сохранить контроль над автомобилем.

Редакция рекомендует: Новых камер контроля скорости не будет

Экстренное торможение на поворотах

Крайне нежелательным сценарием при прохождении поворотов является внезапное появление препятствия, например, выбегающего на дорогу животного. Экстренное торможение, особенно на поворотах, небезопасно, но иногда неизбежно.

Если нам нужно экстренно затормозить в повороте, а в нашей машине есть система ABS, мы должны как можно быстрее и очень сильно выжать педали тормоза и сцепления.Если мы не можем рассчитывать на поддержку электроники, лучше всего использовать импульсное торможение, то есть нажимать на тормоз с переменным усилием, поясняют тренеры. - Частота «пульсации» тормоза должна быть как можно выше. Это позволяет колесам попеременно блокироваться и восстанавливать сцепление с дорогой, увеличивая вероятность того, что автомобиль останется на дороге.

См. также: Kia Stonic в нашем тесте

Как и при любом экстренном торможении, помните, что мы не одни на дороге.Есть риск, что даже если нам удастся вовремя остановить машину, машина, следующая за нами, врежется в нас. - По возможности, мы также должны следить за ситуацией позади нашего автомобиля во время резкого торможения. Особенно на дороге с повышенным ограничением скорости стоит включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других водителей. Во многих моделях автомобилей это происходит автоматически при резком торможении, — говорит Збигнев Весели, директор школы безопасного вождения Renault.

.

трасса в повороте - Техника вождения автомобиля «Техника вождения автомобиля

Каждый из нас хотел бы уметь кататься на красивых, длинных горках. Все спрашивают, как инициировать занос и как вывести машину из заноса. В действительности, однако, гораздо более полезным навыком является быстрое и безопасное прохождение поворотов без нарушения хватки.

В большинстве случаев мы едем по дорогам с твердым покрытием - асфальт. В таких условиях буксование — лишняя расточительность, а оптимальная колея — необходимость.

Прежде чем мы перейдем к деталям, я хотел бы отметить, что на дорогах общего пользования нам не разрешается использовать всю ширину дороги в угоду другим водителям. О том, как совместить дороги общего пользования и гоночную трассу, Собеслав Засада пишет в своей книге « Bezpieczna Speed ​​».

Чтобы избежать путаницы, давайте сначала объясним терминологию, используемую далее в этой статье. Каждый ход состоит из трех частей. Мы будем называть их входом в поворот, вершиной поворота и выходом из поворота.

Ввод — это место, где мы начинаем крутить руль. Вершина находится внутри витка, где виток перестает затягиваться и начинает открываться. Выход из поворота на означает, что машина движется прямо.


Основы

То, что я сейчас напишу, это основы быстрой езды, о которых пока мало кто знает. Об этом свидетельствует вопрос:

А как быстро ты сможешь войти в этот угол?

При скоростном спортивном вождении максимально возможная скорость составляет на выходе из поворота или максимально возможная скорость на выходе из последнего поворота серии поворотов.Скорость входа в поворот и скорость, с которой мы проходим середину поворота , должны быть ниже скорости выхода из поворота. что нас интересует, так это скорость на выходе из поворота и, следовательно, скорость на прямой после поворота.

Скорость на выходе из виража определяется линией, по которой мы движемся в вираже, т.е. трасса . По сути, самый быстрый путь — это тот, который сглаживает кривую (уменьшает ее угол). А поскольку автомобиль может двигаться по широкому повороту с гораздо большей скоростью, чем по крутому, самый короткий поворот редко бывает самым быстрым.

Классическим учебным пособием в нашем случае является рисунок, изображающий поворот направо на 90 градусов. На изображении ниже пунктирная линия представляет собой геометрическую линию, совпадающую с изгибом. Сплошная линия представляет гоночную трассу, стремящуюся к прямолинейности поворота .


Нажмите, чтобы увеличить ... .

Техника вождения, быстрое прохождение поворотов

И асфальтоукладчиков, и любителей путешествий, и фанатов эндуро, и голых дрессировщиков и всех прочих трековых фриков объединяет одно - их любовь к поворотам/панам/виражам/виражам/виражам. Бывает даже, что некоторые чопперы на время забудут о тихой намотке километров и выжмут из своих машин последние соки. Потому что , в отличие от водителей автомобилей, мотоциклисты могут играть центробежной силой на носу . Мы, мотоциклисты, уравновешиваем векторы гравитации и центробежной силы во время езды.Таким образом, мы достигаем этой весьма захватывающей иллюзии невесомости в повороте.

Инженер-электронщик начинил Honda CBF 600 датчиками, которые регистрировали ход подвески, движения рулевого колеса, давление в тормозной системе, положение дроссельной заслонки, обороты двигателя, скорость и наклон. В начале следует подчеркнуть, что без мало работающей рулевой системы точное управление мотоциклом будет невозможно. Чрезмерный люфт или изношенные подшипники в рулевой колонке приводят к неконтролируемому складыванию мотоцикла в повороте. Гонщик не успевает следовать по намеченной трассе, так как не способен правильно дозировать силы, с которыми приходится воздействовать на руль.

Срок службы подшипников — конических, роликовых или шариковых — оценивается в 20 000 лет. км. Износ происходит медленно, так что гонщик часто этого даже не замечает. Он только удивляется, почему на всем известном маршруте ему становится все труднее держать трассу. Слишком жесткие или натянутые амортизаторы на рулевом колесе или слишком низкое давление в шинах — это другие факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на точность вождения .В тесте Honda CBF 600 давление было снижено с требуемых 2,5 до 1,8 бар. Эффект? Движущая сила увеличилась на целых 50%. Максимальная скорость в слаломе, т.е. когда на шины передавались высокие рулевые и боковые усилия, снизилась с 50 до 46 км/ч. Подпрыгивание задней части мотоцикла (сильное, ритмичное изгибание каркаса покрышки) и ощущение пастозности машины - это были симптомы нарушения устойчивости на глубоком наклоне. Подъемный момент также явно увеличился.

Техника вождения, или Почему мотоцикл не опрокидывается?

Момент гироскопа колеса - удерживает мотоцикл в вертикальном положении.Но это только часть правды. Потому что при движении в темпе идущего человека гироскопических сил уж точно не хватает. Электроника, которую мы пустили в работу, наглядно показала, что тут самые важные, почти незаметные для гонщика, одно- или двухшаговые движения руля в обе стороны. Это связано с соответствующей геометрией мотоцикла. Здесь важен угол головы рамы, смещение телескопов по отношению к ней и опережение. По мере увеличения скорости стабилизирующий эффект гироскопического импульса колес увеличивается. Вот почему мотоциклы, в зависимости от того, для чего они предназначены, имеют разную геометрию шасси, разные колеса и шины с разным профилем.

Удержание трассы на повороте больше зависит от точности движений гонщика. Мы уже знаем, что при движении прямо требуется лишь минимальное движение руля, чтобы стабилизировать автомобиль. То же самое относится и к прохождению поворотов, которые можно рассматривать как неосознанно привнесенную нестабильность.

Есть четыре этапа прохождения высокоскоростных кривых.Первый — служебное торможение , во время которого гонщик определяет момент входа в поворот. Затем идет складывание с торможением . Его постоянно уменьшающееся усилие должно быть таким, чтобы получить желаемый развал точно в верхней части изгиба. Все это занимает доли секунды. Достигнув точки входа в левый поворот, гонщик оказывает давление на руль в противоположном направлении, то есть вправо . В результате машина наклоняется влево. В этой фазе также происходит снижение скорости за счет тормозного момента двигателя и включенной передачи.

Если бы после первого импульса руль остался направленным вправо, машина полностью потеряла бы равновесие и просто упала бы влево. Из этого следует, что мотоциклист, чтобы избежать резкого поворота влево, должен прикладывать небольшое усилие к рулю по направлению к внутренней части поворота. Это смягчит складывание в поворот и стабилизирует мотоцикл. Если нужен больший наклон на постоянной скорости, потому что, например, затягивается поворот, приходится воздействовать на руль в обратную сторону.

В верхней части поворота гонщик ускоряется более плавно или резко . Это увеличивает центробежную силу, которая отрывает мотоцикл от наклона. Если следующий начинается сразу за ним, крутите руль по направлению к повороту. Тогда меньший радиус поворота увеличивает силу от центра. Эффект тот же — мотоцикл поднимается с минимальным усилием на руле.

Теперь потренируйтесь

Перед каждым поворотом регулируйте скорость в соответствии с глубиной склона.На сухом асфальте дорожный велосипед обычно тормозит передним тормозом, а задний — вспомогательным. Пока заднее колесо не подпрыгивает при торможении, оно правильно передает тормозное усилие, а значит, оптимальный тормозной путь.

.

Техника прохождения поворотов - Motopedia

Способность поворачивать так же важна в повседневном вождении, как и в автоспорте. В дорожном движении важна безопасность, в автоспорте - точность, скорость и борьба за лучшее время. Что может удивить нас с водительского места в обоих случаях, так это изменяющиеся условия и поверхность. Здесь и здесь на прямой компенсируем мощью, на поворотах умением.

Техника прохождения поворотов: снаружи-внутри-снаружи

Проще говоря, изгибы должны быть "выпрямлены".Прикрываем их с внешнего края занятой полосы. На середине поворота подходим к внутреннему краю полосы, а на выходе снова оказываемся у крайнего внешнего края дороги, плавно возвращаясь затем к ее центру. Конечно, мы все время остаемся на своей полосе. Ключевым аспектом здесь является ликвидность.

Поворот — один из самых частых маневров, которые мы выполняем, с наибольшим количеством аварий на поворотах и ​​перекрестках.Важно во время этого маневра не дернуть машину, не резко затормозить, а затем резко разогнаться. Пассажиры практически не должны ощущать действие центробежной силы.

Торможение прямого колеса

Помимо плавности хода, конечно, важна и знаменитая «адаптация скорости к дорожным условиям». Перед поворотом плавно притормаживаем, в зависимости от его резкости снижаем передачу. Еще одно важное правило, которое следует помнить, — торможение перед поворотом. Обратите внимание: на прямых колесах! Торможение на повороте может привести к заносу автомобиля.

Горные дороги являются испытанием для многих водителей. Соблюдая надлежащие правила безопасности, вождение на них может доставить массу удовольствия.

То же самое относится и к выбору правильной передачи. Давайте изменим его перед выполнением маневра, чтобы во время поворота вы могли сосредоточиться только на нем и держать обе руки на руле. Проходим поворот с постоянной скоростью. Мы можем начать постепенно ускоряться по мере выхода.

Состояние автомобиля и изменение условий

Конечно, один и тот же поворот нам придется преодолевать с разной скоростью в зависимости от того, сухо ли, идет ли дождь или снег.Погодные условия существенно влияют на сцепление. Ключ в том, чтобы наблюдать и предвидеть путь. В повороте смотрим вглубь его, на его выходе и дальше.

Дорожные условия важны, среди прочего при регулировке скорости, чтобы пройти поворот

Помимо преобладающих условий, также стоит знать и чувствовать машину. Какие у него тормоза? Как ведут себя шины? У них хорошее сцепление? Систем автоматической стабилизации недостаточно, ведь учитываются и навыки водителя.

Автоспорт - видеть далеко

Вы можете войти в поворот на любой скорости, но не всегда можете выйти из него безопасным. Поэтому в ралли или гонках важнее всего скорость при выходе из поворота.

Правило чередования здесь такое же. Они, конечно, гораздо динамичнее, но и с большой плавностью. Самое главное - использовать всю ширину дороги или колеи. Конечно, учитывается лучшее время. Чем больше мы «выпрямим угол и воспользуемся маршрутом, тем быстрее поедем».

Узнайте, что такое подготовка водителей >>>

При подходе к повороту придерживаемся самого крайнего поворота, зрение ведет нас к внутреннему повороту, на котором мы остаемся в зависимости от длины поворота, когда видим, что поворот открывается, идем к выходу - к внешнему повороту . На поворотах не затягивайте руль и не отпускайте газ, так как следствием этого является опасная недостаточная поворачиваемость. Когда мы находим два последовательных хода, мы жертвуем одним ходом, потому что следующий более важен, иногда два последовательных хода следует рассматривать как один.

В автоспорте водитель использует всю доступную ширину дороги или колеи для поворота

В отличие от повседневной езды, водитель имеет описание ралли, которое диктует штурман, или знает участок и повороты наизусть в гонках.

Техника прохождения поворотов: что помнить?

Так что помните - залогом безопасного прохождения поворотов является адаптация скорости к преобладающим дорожным условиям, а также плавность хода и оптимальный выбор пути.Желаю вам хорошей дороги без поворотов!

***

Анна Ганьчарек-Рал - автогонщик и раллийщик. Автомобили всегда были ее страстью, и впервые она попробовала свои силы на трассе в 2017 году во время любительских соревнований. В 2018 году приняла участие в чемпионате Польши по автоспорту, завершившемся завоеванием титула Чемпиона в классе DN-2. В 2018 году она начала участвовать в чемпионате Польши по горному мотоспорту. Через год она дебютировала в ралли, с которыми у нее сложилось будущее в автоспорте.

.

Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf