В России уже много лет большинство нарушений ПДД фиксируют дорожные камеры. Комплексы фото- и видеофиксации постоянно модернизируют, также заметно снизилось число ошибочных постановлений, выписанных в автоматическом режиме.
На данный момент на российских дорогах можно встретить большое разнообразие комплексов, которые отличаются функционалом и внешним видом. Самые распространенные из них — в обзоре на Autonews.ru.
Комплексы «Автоураган» появились на улицах Москвы еще в 2013 году — одна камера была способна контролировать лишь одну полосу. То есть для фиксации нарушений на всей ширине дороги необходимы уже 2-3 комплекса. Такие камеры умеют вычислять выезд на автобусную полосу и обочину на МКАД, превышение скорости, а также контролировать въезд в пешеходные зоны.
Фото: avtouragan.ru
В 2016 г. в Москве установили камеры «Автоураган» второго поколения. Благодаря модернизации один комплекс может контролировать до четырех полос движения транспорта. Такие камеры фиксируют нарушение скоростного режима и выезд на выделенные полосы.
Камеры-балки круговым обзором под названием «АвтоУраган-МС» вмонтированы в балку со спецсигналами полицейских автомобилей. Таким образом, устройство представляет собой гибридную систему, совмещающую в себе функционал как стационарных, так и мобильных комплексов фиксации нарушений. Они могут отслеживать практически все виды нарушений ПДД: от заезда за стоп-линию до проездов по выделенным полосам, неправильных разворотов, перестроений и стоянки под запрещающими знаками.
Фото: Компания «Технологии Распознавания»
Комплексы «Автодория» применяется в ряде российских регионов и следит за разметкой и скоростным режимом. Также с их помощью спецслужбы могут отслеживать передвижение транспортных средств, находящихся в розыске. Наконец, данные камер позволяют оценивать дорожную ситуацию на трассах. До недавнего времени комплексы «Автотория» могли вычислять среднюю скорость автомобиля и штрафовать нарушителей. Однако в конце сентября 2021 г. стало известно, что ГИБДД решила отказаться от такой практики. При этом в ведомстве не стали уточнять, как давно и по какой причине больше не выписывают протоколы за это нарушение.
Комплексы «Астра-Лаб» устанавливают во многих городах России. Такие камеры следят за рядностью проезда перекрестков, выделенками, обочиной, нарушителями разметки и водителями, заехавшими на трамвайные пути. Как утверждают разработчики, комплекс «Астро-Лаб» способен контролировать скорости автомобилей во встречном и попутном направлениях по 8 полосам одновременно.
Фото: ЦОДД
Прошлым летом камеры «Астра-Лаб» научились в автоматическом режиме фиксировать неработающие фары. Такие комплексы появились в ряде регионов. Среди них: Крым, Самарская область, Кемеровская область, Тамбовская область и Нижегородская область. В конце октября эта практика распространилась и на Москву. В столице такая камеры пока только одна — ее установили на Ростокинском проезде напротив дома 3, стр. 3.
Самые широкоприменяемые комплексы в Москве носят название «Стрелка-СТ» и имеют узнаваемый вид — один или два железных бокса квадратной формы. Камеры фиксируют нарушения, связанные со скоростью движения и размещением транспорта на проезжей части. Дальность действия этих комплексов неизвестна.
Фото: РБК
«Стрелка Плюс» внешне значительно отличается от «Стрелка-СТ». Комплекс имеет продолговатую форму с овальными инфракрасными прожекторами по бокам. Такие камеры можно встретить на МКАД и в центре столицы. Помимо традиционного набора функций, типа контроля скорости и выезда на обочину, с прошлого года комплексы научились распознавать непристегнутый ремень безопасности и использование мобильного телефона водителем во время движения.
Фото: softsipm.ru
В некоторых российских регионах в распоряжение ГИБДД поступил новый специальный аппаратно-программный комплекс «Судебный пристав», который в автоматическом режиме сканирует номера автомобилей в потоке и «пробивает» их по базам данных. Устанавливают специальные видеокамеры-треноги обычно на обочинах дорог. Если у владельца автомобиля окажутся неоплаченные долги, камера даст сигнал. Дежурящий рядом инспектор ГИБДД останавливает машину, а судебный пристав получает возможность разобраться с должником.
Фото: ГИБДД
За соблюдением правил парковки в столице на данный момент следят камеры фотовидеофиксации с круговым обзором «Стрит-Фалькон». Они появились в самых загруженных точках города в 2018 году. Комплексы фиксируют нарушения правил стоянки и остановки, например, на тротуарах, пешеходных переходах и под запрещающими знаками, а также с пятиминутным интервалом фиксируют машины на платной парковке. Интересен и сам внешний вид такой камеры, который стилизован под городской фонарь, и поэтому трудно распознаваем.
Камеры «Кордон» от компании «Симикон» могут контролировать движение автомобилей в обе стороны. Сейчас эти комплексы можно встретить на дорогах многих регионов России. Основная задача таких камер — выявление нарушителей скоростного режима. Одним из плюсов камер семейства «Кордон»называют легкую установку, которая занимает около 5 минут.
Фото: simicon.ru
Камеры «Форсаж» начали появляться в Москве еще с 2016 года. Такие комплексы фиксируют факт непредоставления преимущества пешеходам. Нарушением считается одновременное наличие пешехода на «зебре» и автомобиля в зоне контроля. Камера самостоятельно рассчитывает траектории движения пешехода и транспортного средства, а также возможность их пересечения в один момент времени. Пять лет назад установка новых комплексов вызвала недовольство у водителей, многие из которых настаивали на своей правоте. Однако со временем количество таких камер только увеличивалось.
Фото: autonews.ru
Комплексы «Паркрайт» и «Паркнет» хорошо знакомы жителям столицы и других крупных городов. Такие камеры вычисляют нарушителей правил парковки и остановки, контролируют платные зоны, стоянки на тротуарах, а также проезд автомобилей по выделенным полосам. «Паркрайт» устанавливают на специальные автомобили, которые курсируют по городу, а портативной системой «Паркнет» пользуются сотрудники городских дорожных служб.
Камер нынче боятся больше, чем полицейских. И абсолютно обоснованно — они беспристрастны, неподкупны и работают круглосуточно. Но умная электроника, как показала практика, нередко ошибается. Почему?
Вы слышали об этой московской истории? Водитель получил «письмо счастья» за то, что на обочине оказалась… тень от его автомобиля. Буквально на следующий день камера на МКАД приняла за нарушителя блики фар машины, ехавшей без нарушения в крайней правой полосе. Потом коллекцию камерного искусства пополнил нижнекамский штраф за превышение скорости эвакуатором, но выписали штраф на машину, которую этот эвакуатор перевозил. А в Подмосковье водителю прислали штраф за остановку на обочине по требованию инспектора ГИБДД. Добавим сюда ошибки измерения скорости. Например, в Ульяновске ГАЗель «разогналась» до 233 км/ч, а в Ижевске Nexia, считай, взлетела — скорость-то зафиксировали 269 км/ч.
Согласно недавно принятым поправкам водителей о приближении к стационарным камерам и радарам должна предупреждать специальная табличка.
Материалы по теме
Судя по бредовым постановлениям, никого из ответственных лиц ошибки не напрягают. В теории подпись инспектора на «письме счастья» служит подтверждением того, что документ составлен корректно. На деле же живой человек получает бумаги на проверку крайне редко — например, в случае, если не удалось распознать номерной знак в автоматическом режиме. Как так? А так: электронная подпись — и никакой ответственности.
Проведенная недавно прокуратурой проверка показала, что в Администраторе московского парковочного пространства (АМПП) штрафы за неправильную парковку выписывают лица, законом на то не уполномоченные. А цифровые подписи некоторых сотрудников стоят на постановлениях, выписанных в их выходной день. Вот как выглядит полное доверие к технике: дескать, раз камера зафиксировала нарушение, то ошибка исключена.
И получает, к примеру, владелец Лады штраф, где на фотографии четко виден Mercedes-Benz. Система обозналась, идентифицируя номер, или водитель иномарки использовал подложную жестянку. Но никто из ответственных лиц это несоответствие даже в глаза не видел! Крайний — как обычно, автомобилист. Ему придется бегать по инстанциям, тратить время и нервы, доказывая свою невиновность. Так выстроена система. А может, сами создатели камер закладывают ошибки?
Один комплекс может фиксировать сразу несколько нарушений. При добавлении новых иногда достаточно обновить программное обеспечение. Но если параметры контролируемой зоны меняются слишком сильно или аппаратная часть не соответствует изменившимся задачам, необходимо более серьезное вмешательство. Электронный разум помнит ограничения скорости для транспортных средств разных категорий — мотоциклов, легковушек, грузовиков.
Основу парка камер на российских дорогах пока составляют классические излучающие радары (как правило, К‑диапазона). В частности, это популярные «Стрелки» и «Крисы». Работа таких радаров основана на эффекте Доплера, то есть на изменении частоты сигнала, отраженного от движущегося объекта.
Прогресс доплеровских радаров сопоставим с автомобильным: что-то стало лучше, что-то хуже. Вспомним древний «Барьер‑2М», основной инструмент гаишников двадцать лет назад. Он вычислял нарушителя, если тот ехал в одиночестве или выбивался из скорости потока на 20–30 км/ч. Дискуссия на тему «Чья скорость на экране?» происходила с инспектором на месте и иногда завершалась в пользу водителя. Нынче радары скрещены с камерами и умеют работать в автономном режиме. Значит ли это, что ошибки исключены?
Понятия «превышение средней скорости» в российском Кодексе об административных правонарушениях нет. Однако штрафы за это нарушение приходят исправно.Понятия «превышение средней скорости» в российском Кодексе об административных правонарушениях нет. Однако штрафы за это нарушение приходят исправно.
Как работает «Стрелка»? Как и любая другая полицейская камера, распознаёт заложенные в память образы — мотоциклы, легковые автомобили, грузовики. Цель она начинает вести (и не одну, а десятки — точное количество разработчики не раскрывают) за 450–500 метров. Такова дальность в идеальных условиях — при чистых объективах и отсутствии осадков или контрового света. Для поддержания линз в рабочем состоянии применяются специальные вентиляторы и даже омыватели.
На фотографии в «письме счастья» будет отражена траектория вашего движения.
Нарушение может быть зафиксировано, как только машина попадает в поле зрения радара. Затем камера отслеживает ее. Распознавание номера и фотографирование автоматика выполняет за 50–70 метров до места установки «Стрелки». Если автомобиль несколько раз перестроился или вовсе пропал из зоны видимости, спрятавшись за фурой или автобусом, то… теоретически система должна «забыть» нарушителя и освободить ячейку памяти. На практике нередки случаи, когда уже сохраненная скорость присваивается другой машине, на свою беду оказавшейся рядом с реальным нарушителем. Ее-то и фотографирует «бесстрастная» «Стрелка». Я сам получил незаслуженное «письмо счастья», так что рассказам о подобных случаях охотно верю. Впрочем, есть и другая схема работы, которая должна исключить такие ошибки. Например, радар «Кордон» распознаёт номерной знак машины, измеряет ее скорость и координаты одновременно.
Сегодня большинство камер на дорогах считывают передние номерные знаки. В результате мотоциклисты чувствуют себя безнаказанными и на скоростные ограничения внимания не обращают. Шустрый и компактный байк камера может зафиксировать некорректно, поскольку он едет практически впритирку к машинам. Угадайте, кто в таком случае получит «письмо счастья»? Прецеденты есть.
Мода на камеры, считывающие задние номерные знаки, появилась в этом году. В Москве, например, многие из свежих комплексов «стреляют» именно в спину. Кроме того, на дорогах шириной от двух до четырех полос комплекс может отрабатывать оба направления движения. Если Стрелка установлена ровно над разделительной линией, она, скорее всего, фиксирует и приближающиеся, и удаляющиеся автомобили.
Материалы по теме
Измерять скорость можно и иными способами. Например, комплексы «Автодория» вычисляют среднюю скорость на отрезке от пары сотен метров до нескольких километров. Никакой радарной части в «Автодории» нет, лишь камеры, фотографирующие автомобиль в начале и конце заданного участка. Расстояние известно, время проезда тоже — скорость вычисляется по простейшей формуле. Но ошибки бывают! Известны случаи, когда пары фотографий система составляла неверно, фиксируя на въезде один автомобиль, а на выезде — другой. Виной тому похожие номерные знаки и сбои в их распознавании.
Система «Вокорд» умеет измерять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд. В данном случае радар тоже не используется. Учитывая крайне небольшой отрезок дороги в поле зрения камеры, можно говорить о наказании за превышение фактической скорости.
Система «Автоураган» определяет скорость «сертифицированным оптическим методом по видеоизображению». В переводе с языка инструкции на нормальный — по изменению размеров зафиксированного объекта в кадре. Для автомобиля это номерной знак.
Ошибку не исключает ни один из методов измерения. В случае радаров кроется она не в особенностях применения давно известного эффекта Доплера, основанного на законах физики. Общие для всех причины — компьютерный сбой или вирус. Безрадарные комплексы могут неправильно определить время и координаты. Работающим на коротких дистанциях «Вокордам» и «Автоураганам» достаточно небольшого смещения в момент фиксации нарушения (например, из-за сильного порыва ветра), чтобы в постановлении появились несуразные показатели скорости.
Все производители в один голос говорят: обмануть камеру, пытаясь скрыть номерной знак, бесполезно. Но чудес не бывает. Если он зарос грязью или наледью, штраф не придет. Бывают и сбои, когда система обработки не распознаёт вроде бы чистую жестянку.
![]() В ЦОДД быстро придумали рецепт против паркующихся обратной елочкой (в этом случае из проезжающей патрульной машины виден строго профиль автомобиля, но не его номерные знаки): камеру разворачивают таким образом, что она отлично видит передние жестянки. | ![]() Некоторые Стрелки размещены так, что в поле их контроля попадает отрезок с поворотом. Волноваться не следует: за маневры в пределах разрешенной зоны, обозначенной пунктирной линией разметки, не наказывают. А вот ехать по выделенке, если справа к ней примыкает несколько дорог подряд, не стоит. Да, прерывистая разметка может практически не прекращаться. Но система засечет долгое прямолинейное движение и выпишет штраф. |
Кто-то пробует хитрить в меру собственной фантазии и испорченности. Интернет в изобилии предлагает различные спреи для нанесения на номерной знак и фальшивые цифры на магнитах, которые — теоретически — сбивают с толку камеру и препятствуют идентификации символов.
Как показывает опыт, все они бесполезны — мы даже проводили испытания «чудодейственных» пленок и получили нулевой результат (ЗР, 2014, № 5). И помните, что при обнаружении инспектором эти уловки обернутся лишением прав.
Дорожные камеры ловят не только любителей превысить скорость. Получить «письмо счастья» можно за выезд на автобусную или встречную полосу, за пересечение стоп-линии, перестроение через сплошную, поворот из неправильного ряда, проезд перекрестка или железнодорожного переезда на красный свет, за езду по тротуару или обочине, а также если не пропустишь пешехода.
Все эти нарушения контролируют безрадарные комплексы, которые настраиваются по единой схеме.
Алгоритмы обработки изображения и распознавания объектов производители берегут, как военную тайну. Но общие принципы известны. Камеру жестко крепят на столбе или рампе, задают в поле ее зрения зоны или траектории, за которыми и будет следить установка. Встроенные датчики позиционирования контролируют ее положение в пространстве. Если случится небольшой сдвиг, произойдет автоматическая корректировка настроек. Если изменение позиции окажется значительным, поступит сигнал в службу технической поддержки.
Паркон бывает и стационарным. Такой прибор контролирует ограниченную зону перед зданием или на территории объекта.
Для контроля обочины, встречной полосы или тротуара используется следующий принцип. Нарушитель — это любая машина, появившаяся в обозначенном секторе. Причем, чтобы получить штраф, достаточно заехать в запретную зону даже на треть ширины автомобиля. Но если камера заглючит, вас не спасет даже езда по правилам. Система может зафиксировать движение тени или блика, у которых номерного знака быть не может, и «назначить» нарушителем ближайшую машину.
Правда, в случае с обочиной есть нюанс — речь о разрешенной правилами аварийной остановке. Ныне применяемые камеры распознавать аварийную сигнализацию или выставленный на дороге треугольник не умеют. Так что, если вам выпало сломаться прямо перед объективом, придется оспаривать штраф и доказывать свою невиновность. Сначала подаете жалобу в ГИБДД или другую инстанцию, занимающуюся вынесением постановлений. Не поможет — обращайтесь в суд. Каким оправданиям поверит конкретный инспектор или судья — вопрос открытый. Советую запросить в центре фиксации нарушений видеофрагмент, где запечатлен ваш проступок. Он должен сохраняться как доказательство для каждого постановления, а нарушителю отправляют только фотографии. Можно представить документ, подтверждающий факт поломки, например счет за эвакуатор или из сервиса. В крайнем случае самостоятельно сфотографируйте сломавшуюся машину с выставленным аварийным знаком.
При контроле поворота вторым или третьим рядом и перестроения через сплошную камеры следят за движением конкретных машин. В память заложен сектор, где нельзя двигаться, а также варианты запрещенных и разрешенных траекторий. Не считаются нарушителями те, кто едет прямо во второй полосе или поворачивает из первой.
Если во всех описанных случаях комплексы фиксируют нарушителей в непрерывном режиме, то следящие за перекрестками и железнодорожными переездами — только при запрещающем сигнале светофора. Однако для формирования полной картины происходящего работают они тоже постоянно.
В комплексе Кордон, контролирующем перекрестки и железнодорожные переезды, используются обзорные камеры (ОК) и фоторадарные блоки (ФБ). Первые формируют общее изображение, вторые измеряют скорость, распознают номера, фиксируют момент выезда на перекресток, переезд или переход.
Одной камерой весь перекресток не «прикроешь», поэтому для контроля используются многокомпонентные системы. Точное число электронных наблюдателей зависит от производителя, количества контролируемых нарушений и полос движения. Если система засекает машину только при пересечении стоп-линии после включения красного света, выписывается штраф по части 2 статьи 12.12 КоАП РФ за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Тот факт, что разметка стерта или скрыта снегом, не является оправданием. Ведь стоп-линию дублирует табличка «Стоп» перед перекрестком. На ее отсутствие или неправильную установку нужно жаловаться, а не давать себе индульгенцию на нарушение правил.
Если камеры засекли автомобиль еще и на выезде с перекрестка, в постановлении будет указана часть 1 статьи 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора). Аналогичная схема действует и с железнодорожными переездами, только в этом случае наказание более жесткое (часть 1 статьи 12.10).
С 1 сентября из Правил дорожного движения была исключена информационная табличка "Фотовидеофиксация", на смену которой пришел дорожный знак с аналогичным названием и внешним видом. Изменились требования к предупреждению водителей о камерах, фиксирующих нарушения правил. А новому созыву Госдумы предстоит рассмотреть и принять поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым для установки камер Правительство должно разработать правила. Система видеофиксации активно развивается, но нуждается в строгом контроле.
Сегодня камеры фиксируют не только превышение скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу для движения общественного транспорта и другие нарушения. На настоящий момент в стране работают более 23,6 тысячи камер фотовидеофиксации - передвижных и стационарных. В первую очередь, они устанавливаются в аварийно-опасных местах, так называемых местах концентрации ДТП.
С помощью комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД за 8 месяцев 2021 года вынесено свыше 103 миллионов постановлений по делам об административных правонарушениях. А это почти 90% процентов от общего числа вынесенных постановлений. Анализ эффективности применения комплексов показывает, что в местах их работы отмечается снижение как общего количества ДТП, так и тяжести их последствий. Кстати, ежегодно в результате деятельности систем фотовидеофиксации на дорогах страны ликвидируются 1,5 тысячи аварийно-опасных участков.
Но камеры устанавливаются не для сбора штрафов и пополнения региональных бюджетов, а для обеспечения безопасности на дорогах. Поэтому водителей о местах их установки надо предупреждать. Что соответствует поручению президента Владимира Путина.
С 1 сентября вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые исключают табличку дополнительной информации 8.23 "Фотовидеофиксация" и вводят новый дорожный знак 6.22 с тем же названием. Знак предназначен для информирования водителей о том, что на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений стационарными или передвижными специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Внешне от предшествовавшей ему таблички он ничем не отличается. Зато отличается функционалом. Табличку самостоятельно нельзя устанавливать. Только вместе со знаком. А знак - самодостаточен. Он может стоять без всяких знаков. Более того, информационные таблички могут устанавливать под ним. В частности, знак "Фотовидеофиксация" может применяться при необходимости с табличками 8.1.1 "Расстояние до объекта", 8.13 "Направление главной дороги" и 8.14 "Полоса движения".
Еще одно отличие. Если табличка устанавливалась и в населенных пунктах, и вне таковых, то по новым правилам знак "Фотовидеофиксация" устанавливается вне населенного пункта на расстоянии 150-300 метров до зоны контроля, а в населенном пункте - со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 "Начало населенного пункта". То есть перед въездом в город, поселок или деревню.
Функционал комплексов фотовидеофиксации нарушений постоянно расширяется. Фото: Александр Корольков
При этом вне населенного пункта знаки должны предупреждать не только о стационарных комплексах фотовидеофиксации нарушений, но и о передвижных.
Кроме того, все места установки камер можно посмотреть на официальном сайте Госавтоинспекции гибдд.рф. Там прямо на карте можно также увидеть не только, где какие камеры стоят и какие нарушения они выявляют, но также и места размещения передвижных комплексов. Ведь места их установки согласовываются с ГИБДД.
Кстати, согласно отчету научного центра безопасности дорожного движения МВД России, в 2020 году количество передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД снизилось на 5,4 процента - до 3,5 тысячи штук. А годом ранее - на 2,3 процента, то есть до 3,7 тысячт. Уточним, что речь идет о мобильных комплексах на треногах и камерах, установленных на крышах автомобилей или микроавтобусов.
Эксперты в области фотовидеофиксации утверждают, что сокращение идет по нескольким причинам. Во-первых, это устаревающая технология. В передвижных камерах используются радарные блоки определения скорости, не требующие настройки, юстировки и привязки к конкретному отрезку дороги, что удобно. Но они способны фиксировать только превышение скорости и еще пару составов правонарушений, об универсальности тут говорить не приходится.
Треноги изначально ставили для "оперативного реагирования" на очаги аварийности, их установка требовала меньшего количества согласований. Но нормативы изменились и уравняли стационарные и передвижные комплексы. Так что их преимущество утрачено. Например, если раньше предупреждающие знаки выставлялись только перед стационарными комплексами, теперь их нужно ставить и перед "передвижками". Стационарные камеры - преимущественно оптические. Они более современные и способны фиксировать большее количество составов, чем треноги. При этом оптические комплексы стоят дешевле, чем радарные.
- Госавтоинспекция ведет контроль и надзор за установкой передвижных комплексов, - сообщили в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. - Когда такие камеры появляются необоснованно, проводятся проверки, и актуальность собранных сведений по фотовидеофиксации ставится под сомнение. Если камеру поставили из-за дорожных работ, важно, чтобы по их окончании знаки ограничения скорости и камеру убрали или перенастроили на более высокий скоростной режим.
Надо сказать, что каких-то специальных правил размещения комплексов фотовидеофиксации сейчас нет. Есть только ГОСТ, но он касается требований к самим комплексам. Однако это положение вскоре должно измениться. В Госдуму внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые установят требования к камерам.
Согласно им, статья 2.6.1 КоАП дополняется примечанием, по которому требования к автоматическим камерам и к полученным с их использованием материалам устанавливаются правительством Российской Федерации. Также кабмин наделяется полномочиями по установлению порядка применения этих комплексов для фиксации правонарушений, порядка обработки, хранения и направления в компетентный орган информации об административных правонарушениях.
В статье 24.5 КоАП предлагается закрепить, что нарушение этих требований и порядка исключают производство по делу об административном правонарушении.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, его принятие позволит выработать единый подход к установке камер и фиксации нарушений и снизит количество неоправданно начисленных штрафов.
Вне населенного пункта знаки должны предупреждать не только о стационарных комплексах фотовидеофиксации нарушений, но и о передвижных
Часто вызывают вопросы сами способы установки камер. Например, комплексы, которые определяют скорость не по радару, а по видоизменению размера автомобильного знака на картинке, требуют не только установки на определенной высоте, но и под определенным углом к дороге. Малейшее изменение этого угла - и камера начинает завышать скорость.
Даже угол наклона камеры влияет на точность вычислении скорости проезжающего автомобиля. Фото: Александр Корольков
Как говорится в пояснительной записке к документу, на практике камеры могут давать сбои, затрудняя работу контрольно-надзорных органов, а также вызывая недовольство граждан. В ряде регионов из-за некорректной работы камер при фактическом отсутствии правонарушения водители были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления. Генпрокуратура при проверке соблюдения норм установки камер в регионах выявила серьезные нарушения. Депутаты не раз заявляли, что система фиксации нарушений не защищена от превращения ее в инструмент зарабатывания денег.
Пока претензии к установке комплекса не основание для отмены штрафа. А поправки в КоАП позволят отменять штрафы только по причине того, что камера была установлена не по правилам.
Проект постановления правительства будет подготовлен позднее. И пока неизвестно, какие требования к комплексам фотовидеофиксации, местам их установки и направлению материалов в него войдут.
Авторы поправок в КоАП подразумевали шестимесячный переходный период с момента подписания федерального закона. За это время Правительство России должно подготовить требования и стандарты размещения видеокамер на дорогах, их программного обеспечения. С их внедрением назначение штрафов, которые должным образом документально не подтверждены и могут быть оспорены через суд, прекратится.
Функционал комплексов фотовидеофиксации постоянно расширяется благодаря развитию нейросетевых технологий. Так, в частности, камеры уже научились фиксировать непристегнутых водителей, а также тех, кто использует телефон без устройства handsfree, и другие нарушения.
Недавно Москва объявила тендер на закупку новых комплексов фотовидеофиксации. Согласно техническому заданию они должны уметь выявлять не только превышение скорости, выезд на встречную полосу, стоянку в запрещенном месте и движение по обочине, но и движение мотоциклистов между полосами, нарушение правил применения мотошлемов, поворот или разворот не из крайнего ряда. Кроме того, они должны уметь выявлять нарушения правил перевозки грузов и правил буксировки.
Как говорят эксперты, в большинстве современных комплексов фотовидеофиксации такой функционал зашит изначально. По мере необходимости и по согласованию с Госавтоинспекцией его нужно просто включить в работу.
Но чем современней технологии, чем больше работы доверяется компьютеру, тем выше вероятность ошибочных штрафов. И если выписать штраф в автоматическом режиме легко, то обжаловать его непросто. Так было до 1 сентября. А с 1 сентября на портале Госуслуг заработал новый сервис, позволяющий обжаловать штрафы в электронном виде. И одновременно вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют обжаловать ошибочные штрафы в электронном виде. Нужно только зарегистрироваться на портале и пройти верификацию, можно через кредитную организацию.
Недавно МВД России совместно с Минцифры России запустили совместный эксперимент по использованию цифровой копии свидетельства о регистрации транспортного средства. В ходе его проведения водители по требованию сотрудников полиции смогут предъявлять для проверки мобильное приложение "Госуслуги.Авто", содержащее графическое отображение свидетельства о регистрации транспортного средства и информацию о нем. Проверка будет осуществляться с помощью мобильных устройств сотрудников Госавтоинспекции с установленным на них сертифицированным программным обеспечением.
При этом, использование мобильного приложения в ходе эксперимента не отменяет обязанности для водителей иметь при себе регистрационные документы на автомобиль в оригинальном виде. Эта обязанность закреплена в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, где определен перечень документов, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки.
Если камеру поставили из-за дорожных работ, важно, чтобы по их окончании знаки ограничения скорости и камеру убрали
Между тем с 1 сентября заработал новый порядок рассылки копий постановлений за нарушения, выявленные с помощью комплексов фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме.
Если автовладелец полностью, со всеми данными, зарегистрирован на госуслугах и при этом дал согласие на получение постановлений в личный кабинет на портале, он будет их получать исключительно на госуслугах. Уведомление об этом ему доставят всеми возможными способами: на электронную почту, по СМС. Со следующего дня после поступления на портал постановления начнут исчисляться 10 суток на обжалование. То есть получать "писем счастья" обычной почтой он вовсе не будет.
Если же человек зарегистрирован на портале, но не давал согласие на получение постановлений через личный кабинет на портале, то постановление будет считаться врученным, если он зайдет на портал под своим аккаунтом в течение 7 дней с момента размещения документа на портале. А не зайдет - получит "письмо счастья" обычным способом.
Ну, а если автовладелец вовсе не зарегистрирован на госуслугах, для него ничего не меняется. Будет получать письма, как прежде.
Впрочем, есть вариант вообще не получать уведомлений о штрафах - ни на Госуслугах, ни по почте. Для этого достаточно просто соблюдать Правила дорожного движения. Тогда и информация о расположении комплексов фотовидеофиксации будет не очень нужна. А знак "Фотовидеофиксация" будет предупреждать о приближении к аварийно-опасному участку дороги. Не более того.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Редакция
Зимой число нарушений на дорогах снижается, потому что снижается скорость передвижения автомобилистов. Но из-за погодных условий могут возникать проблемы с дорожной разметкой. Иногда она просто не видна, что ведет к нарушениям, которые фиксируются камерами фото- и видеофиксации.
Придет ли штраф после этого? РИА «Новости» спросило у представителя компании, обслуживающей камеры в Подмосковье. Как объяснил эксперт, решение о вынесении постановления об административном правонарушении в любом случае принимает инспектор ГИБДД, который просматривает все материалы.
Одним из решающих факторов является различимость дорожной разметки. Центр автоматической фото- и видеофиксации за этим строго следит, подчеркнул эксперт. Если разметка стирается, администрирование нарушений с камеры отключается до момента, пока недостатки не будут устранены, пояснил он.
"Зимние условия немного сложнее – снег может полностью закрыть разметку. Камера не фиксирует факт исчезновения разметки под слоем снега, но в таком случае два или даже три специалиста смотрят на одно и то же правонарушение и принимают решение, различима ли разметка с точки зрения автомобилиста. Если инспектор приходит к мнению, что разметка не видна – администрирование может отключаться или материалы за определенный период времени отправляются в брак.
Если водитель все же получил штраф за пересечение сплошной линии в плохую погоду, например, во время снегопада, но разметки на снимке не видно, его можно обжаловать. Чаще всего это делают владельцы спецтранспорта – коммунальные службы, скорая помощь, различные силовые структуры. От них поступает подавляющее количество подобных обращений, особенно в зимнее время.
11 февраля 2020 года, 14:25
В Нижегородской области проверили, как подрядчики соблюдают условия госконтрактов.
Соблюдение правил размещения комплексов фиксации нарушений ПДД проверили сотрудники Центра безопасности дорожного движения (ЦБДД). Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области.
За один рейд были выявлены 3 факта нарушения условий госконтрактов одним подрядчиком. Два из них касались размещения комплексов: они были скрыты от участников дорожного движения. Еще одно нарушение касалось оформления автомобилей: они не были оформлены в едином стиле, что не позволяло определить принадлежность к исполнителю, и на них не были нанесены световозвращающие элементы.
Нарушитель будет оштрафован. В случае повторных нарушений с ним расторгнут госконтракт.
«Все комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД являются государственной собственностью. Подрядчики организуют их работу в местах и на условиях, которые предъявляются Центром безопасности дорожного движения. В Нижегородской области оплата за эту деятельность почасовая и не зависит от количества собранных штрафов», — пояснил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев, почеркнув, что Центр требует, чтобы места установки комплексов должны быть видны всем участникам дорожного движения. «Нарушения этих требований будут жестко пресекаться», — заявил Саватеев.
сообщить о нарушениях можно по телефону горячей линии 433−05−27 или по электронной почте [email protected].
Ранее губернатор Глеб Никитин поручил региональному минтрансу до 1 марта проанализировать существующие очаги аварийности и дать предложения по их ликвидации.
Кстати, следуя динамике показателей, заложенных в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в Нижегородской области к 2024 году удастся в 3,5 раза сократить число погибших в ДТП (по сравнению с 2017 годом).
Как сообщалось ранее, камеры фиксации ПДД устанавливали с нарушениями в Дзержинске.
Позднее подрядчика наказали за скрытые камеры на дорогах.
С 1 марта в России появился новый дорожный знак, указывающий на наличие дорожных фото- и видеокамер. Знак «Фотовидеофиксация» должен ставиться в пределах населенных пунктов вместе со знаками, обозначающими их начало, а на трассе — в 150-300 метрах от зоны контроля камер.
Постановление правительства о новом дорожном знаке вступило в силу в РФ. Как сообщает РИА «Новости», знак «Фотовидеофиксация» должен заменить уже существующий знак-табличку о фиксации нарушений ПДД.
До 1 марта в РФ действовал только стандарт на установку знаков с изображением камеры на белом или желтом фоне.
Ключевое отличие нового знака – он может устанавливаться самостоятельно, в отличие от предшественника, которому нужны были светофоры или другие знаки. Старый знак перестанет действовать с 1 сентября.
Знак «Фотовидеофиксация» должен обозначать места возможного применения автоматических камер.
За пределами населенных пунктов новые знаки будут устанавливать за 150-300 метров до начала зоны контроля нарушений, в населенных пунктах — только на въезде.
В МВД отметили, что нововведение «позволит обеспечить информирование водителей о местах, на которых используются комплексы фотовидеофиксации и сократить необходимость избыточного применения запрещающих и других дорожных знаков».
Решение о введении нового знака было принято по итогам заседания Госсовета РФ в июне 2019 года.
«Проект разработан во исполнение поручений президента России и направлен на принятие мер, по установлению требований об обязательном обозначении работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД техническими средствами организации дорожного движения», — поясняется в комментарии МВД.
В августе 2019 года Минтранс разработал новый проект методики для размещения камер видеофиксации нарушений. Новый проект предусматривает появление на дорогах муляжей видеокамер и радаров, неотличимых внешне от обычных приборов. Муляж предполагается размещать вместо обычной камеры, если в течение года на этом месте количество нарушений сократилось на 80% и более.
Кроме того, условием для установки муляжа является отсутствие аварий за год. Рекомендуется также перемещать камеры между участками с повышенным уровнем аварийной опасности каждые три месяца или раз в полгода.
Ранее на сайте ГИБДД появилась интерактивная карта, на которой указано местонахождение всех камер фиксации нарушений правил дорожного движения.
По словам официального представителя Министерства внутренних дел РФ Ирины Волк, карта находится в тестовом режиме и наполняется. Проект был реализован для осведомления водителей о дорожных камерах, а также – чтобы помочь компаниям-разработчикам навигационных приложений.
Соответствующее поручение президента России Владимира Путина было дано в ходе заседания Госсовета, посвященного развитию сети автодорог и обеспечению безопасности движения. Российский лидер заявил тогда, что камеры не нужно прятать — они должны способствовать снижению травматизма и сохранять человеческие жизни.
«В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий. Вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство для достижения нужного нам результата», — заявил президент РФ, потребовав от чиновников «навести порядок».
Кроме того, по итогам заседания Путин поручил правительству разобраться с отменой штрафов за нарушения, неправильно зафиксированные камерами наблюдения.
На сайте ГИБДД доступны карты камер наблюдения для всех российских регионов. Ведомство обещает постоянно наполнять раздел актуальной информацией о новых камерах.
Айтрекинг — метод исследования, который отслеживает движения глазного яблока при восприятии и обработке информации, получаемой через глаз. Движение глазных яблок можно наблюдать благодаря инфракрасному свету, сканер которого находится под монитором. Отражение этих лучей от нашего глаза фиксируется специальной камерой (движение глаза измеряется на основе изменения количества отраженного света), а собранные данные передаются на компьютер, который их анализирует.Камера, установленная в верхней части монитора или являющаяся неотъемлемой частью монитора, фиксирует поведение и реакцию зондов.
Записи движений глаз могут быть созданы с помощью специального программного обеспечения для создания тепловых карт, путей движения глаз и статистических графиков.
Тепловые карты, также известные как (от англ.) тепловые карты, представляют собой графическое представление распределения тепла внимания, направленного на исследуемый элемент. На такой карте видны элементы, замеченные обследуемым, а значит, и элементы, пропущенные при сканировании на глаз.Программа позволяет генерировать различные типы карт:
Цветная тепловая карта
Айтрекер показывает не только фиксации, т.е. точки остановки взгляда, но и саккады, т.е.движения глаз, когда мы переводим взгляд с одной точки на другую, или "дорожки" между последовательными фиксациями. Тогда мы получаем газовую карту, так называемую траекторию взгляда. Кружками показана длина фиксации, чем больше длина фиксации , чем дольше была фиксация на данном элементе Цифры показывают последовательность фиксации :
Карта газовых диаграмм
таблицы, но возможно после подготовки материала исследования.Айтрекинговые исследования текстов требуют предварительного определения и выбора так называемых области интересов (AOI = Area of Interest). Благодаря этому можно сопоставить выбранные области:
Выбранные области интереса
Благодаря выбору областей интереса программное обеспечение может составить заданные области, принимая во внимание выбранные критерии, например длину фиксации на данных элементах по сравнению с частотой их появления, количеством фиксаций на данном типе местности и т. д.:
Статистический график
Айтрекер также позволяет делать аудиозапись, например, текста перевода. Это позволяет сверить длину фиксации с качеством перевода и точностью вариантов перевода. Устройства со встроенной камерой или камерой, установленной на мониторе, также позволяют вести видеозапись движений и поведения испытуемого во время эксперимента.
[источник: M. Płużyczka, 2012,
Что и на что смотрит переводчик Vista? Трансляционные когнитивные возможности айтрекинга ,
(в :) Прикладная лингвистика 5, 66-77]
В 2015 году построена станция протонной лучевой терапии рака глаза на изохронном циклотроне С-230. Этот стенд, как и стенд на циклотроне AIC-144, был спроектирован и построен группой специалистов из Института ядерной физики Польской академии наук и сотрудничающих с ним организаций. Новая радиотерапевтическая станция отвечает основным требованиям, а также правовым нормам, стандартам качества и безопасности для медицинских устройств.Это подтверждается сертификатом соответствия, выданным нотифицирующим органом для системы протонной терапии, установленной в Броновицком циклотронном центре IFJ PAN в Кракове, и маркировкой системы знаком CE. С 2016 года на этой должности проводится процедура протонной лучевой терапии рака глаза.
Общий вид станции протонной лучевой терапии рака глаза на циклотроне С-230.
В радиотерапевтической станции используется пучок протонов с энергией 70 МэВ, производимый в изохронном циклотроне С-230 и транспортируемый в терапевтический кабинет с помощью системы вакуумных трубок - ионопроводов.После входа в терапевтическую комнату пучок протонов формируется в соответствии с требованиями плана лечения пациента. Формирующие элементы для этого располагаются в терапевтическом кабинете на т.н. «оптическая скамья». Работой радиотерапевтической станции управляет система управления. Для диагностики протонного пучка и дозиметрии используются специальные измерительные приборы: Х-сканер, 3D-сканер, колесо из ПММА, водяной фантом и комплекты ионизационных камер и электрометров.
Наиболее важными элементами радиотерапевтической станции являются:
Скамья оптическая , , на которой размещаются элементы формирования и контроля протонного пучка: коллиматоры, проходные ионизационные камеры, системы контроля дальности и модуляции протонного пучка.
Системы позиционирования и верификации пациента , в том числе: роботизированное терапевтическое кресло BFI, системы для просмотра, фиксации глаза и имитации пучка протонов, а также двухплоскостной рентгеновский аппарат с цифровыми регистраторами рентгеновских изображений. Эти системы используются для точного позиционирования пациента и фиксации пролеченного глаза, а также для проверки его положения во время процедуры лучевой терапии.
Система планирования терапии , представляющая собой программное обеспечение Eclipse Ocular Proton Planning от Varian Medical Systems.Эта система воспроизводит геометрические и дозиметрические параметры станции лучевой терапии и используется для составления индивидуальных вариантов планов лечения пациентов.
Оптическая скамья для протонной лучевой терапии.
Эвакуация протонного пучка на станцию лучевой терапии. Виден кончик ионовода с установленным профилометром. На оптической скамье под приподнятой крышкой видны элементы системы формирования луча: модулятор и дискриминатор дальности.
Проходные ионизационные камеры - элемент дублированных, независимых дозиметрических дорожек и системы контроля протонного пучка.
Роботизированное терапевтическое кресло в положении для сидения пациента.
Рентгеновская трубка - часть системы верификации положения пациента.
Держатель торцевого коллиматора с системой фиксации глаза.По обеим сторонам рукоятки видны камеры системы предпросмотра глаз. На заднем плане виден цифровой регистратор рентгеновских изображений.
Колесо из ПММА
, используемое для измерения дальности протонного пучка и профилей глубины.
SkanerX используется для измерения поперечных профилей протонного пучка.
Панель системы планирования лечения Eclipse Ocular Proton Planning.
.Саккада — это переход взгляда от одной фиксации к другой. Это одно из самых быстрых движений глаз, длящееся от 30 до 80 мс. Во время этого движения человек не регистрирует элементы на своем пути, а только меняет область анализа с области в начальной точке на область в конечной точке. Путь саккады редко бывает кратчайшим путем между начальной и конечной точками.Обычно он принимает форму кривой.
Существуют и другие движения глаз, измеряемые айтрекерами, такие как скольжение, микросаккады и тремор, однако при изучении внимания водителей они оказываются менее важными, чем фиксации и саккады.
Использование мобильных очков SMI Eye Tracking Glasses позволяет регистрировать параметры зрительного внимания водителя во время движения в условиях реального дорожного движения.
Данный окулярограф записывает изображение глаза на частоте 30 Гц и контекстное изображение на частоте 24 Гц (при разрешении 1280 х 960 точек), имеет разрешение 0,1°, точность 0,5° и регистрацию площадью 80° по горизонтали и 60° по вертикали.
Specification of the mobile technical SMI Eye Tracking Glasses
Feature | Value / unit | ||
Sampling | 30 Hz | 22 029 collecting eye- tracking data | Dark pupil, pupil-cr |
Synchronization of tracking of both eyes | Yes, using auto parallax correction | ||
Accuracy | 0.5 ° w each direction | ||
Eye tracking range | 80 ° horizontally, 60 ° vertically | ||
Video resolution | 1280 x 960 - 24 fps |
Особенности и дополнительные опции системы JAZZ-novo
По сравнению со своей предшественницей, системой Jazz, система JAZZ-novo включает в себя ряд улучшений, включая улучшенное качество сигнала, расширенную модульность и гибкость конфигурации. Структура датчика положения глаз была оптимизирована для лучшего разделения движений глаз по горизонтальной и вертикальной оси. В конструкцию датчика входит новый узел, который позволяет адаптировать новый датчик с изменяемой геометрией (англ.Регулируемый датчик геометрии, AGS). Новый датчик AGS предназначен для расширения применения системы Jazz-novo на людей с нетипичным «анатомически нестандартным» геометрическим соотношением между спинкой носа и глазом. Размеры системы Jazz-novo были уменьшены за счет интеграции функций, ранее размещавшихся в отдельных модулях. Это позволило напрямую подавать питание от USB-порта.
Стандартная версия системы Jazz-novo включает следующие сигналы:
В стандартном (базовом) варианте связь системы с компьютером осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля (оптическая изоляция) и USB-порта. Стандартный вариант Jazz-novo может быть расширен следующими опциями.
Система Джаз-ново может комплектоваться двумя одноосными гироскопами, которые используются для измерения угловой скорости вращения головы вокруг вертикальной и горизонтальной оси.Перенаправление взгляда обычно связано с рефлекторным поворотом головы в сторону новой точки фиксации взгляда. Гироскопы измеряют абсолютную величину скорости вращения головы, а благодаря наличию Вестибуло-окуломоторной реакции их можно использовать для калибровки сигнала движения глаз. Опция Vestibulo дополняет систему следующими сигналами:
Система «Джаз-ново» может использоваться и как автономная система, оснащенная блоком управления на батарейках с возможностью записи данных на карту флэш-памяти (типа MMC). Таким образом, он выполняет обезболивающую функцию по Холтеровскому прибору, позволяя в течение всего дня регистрировать двигательную активность глаза и головы. Визуальное взаимодействие с обычной средой, такой как рабочее место или клиника неврологической реабилитации, обеспечивает наиболее естественную зрительную стимуляцию.Регистратор данных оснащен автоматической отметкой даты и времени начала и окончания регистрации данных (часы реального времени с текущей датой).
Дополнением к автономной записи является возможность измерения телеметрии. Он обеспечивает передачу данных по радиолинии ближнего действия на частоте 2,4 ГГц. Одним из возможных применений этой опции является постоянное наблюдение за движениями головы и глаз обследуемого, когда он может свободно двигаться, т.е.вокруг диспетчерской.
Изучение поведения человека-оператора часто требует знания типа деятельности по отношению к ситуационному контексту, в который в данный момент вовлечено внимание оператора. Для документирования этого контекста система Jazz-novo может быть оснащена камерой сцены, записывающей сигнал на карту microSD.
Система Jazz-novo с Synchronic может выполнять измерения синхронно с внешним триггерным сигналом.Он также может сам подавать сигнал синхронизации, необходимый для запуска параллельного измерения в других системах сбора физиологических данных или для синхронизации работы двух независимых систем Jazz-novo.
.На чем сосредоточен оператор харвестера? Этот вопрос задал Камиль Адамски? лауреат первого конкурса на премию доктора Юзефа Гродецкого.
Камиль - прошлогодний аспирант факультета лесоводства Сельскохозяйственного университета г. Х. Коллонтай в Кракове. Его дипломная работа была отмечена на конкурсе, организованном кафедрой лесных технологий факультета лесного хозяйства Университета естественных наук в Познани? «Анализ поля зрения оператора комбайна».
Как подчеркивал сам автор, цель работы, написанной под руководством д. хаб. англ. Гжегож Шевчик должен был определить картину видения и ее количественную оценку на месте оператора комбайна, работающего в стандартных и поврежденных ветром сосновых насаждениях. Исходным материалом послужили тепловые карты и диаграммы взгляда. Также анализировалось время фокусировки (фиксации) взгляда оператора на отдельных элементах: харвестерной головке, стволе дерева, земле и время движений глаз между фиксациями (саккадами).
Результаты тестирования могут быть использованы для модификации материалов для обучения операторов харвестера. FIRMYLEŚNE.pl представляет основные фрагменты этого анализа.
Тест с айтрекером
Исследование проводилось в районе Руды-Рациборского лесничества, где 7 июля 2017 г. обрушился сильнейший ураган в своей истории – предполагаемый размер ущерба 260 000 м? дерево. Исследуемый оператор работал на комбайне John Deere модели 770 D с мощностью двигателя 82 кВт и вылетом крана 7,9 м.Оператору 45 лет. Его стаж работы на анализируемой должности составил 10 лет, в то время как на данной модели – 4 года.
Существует несколько методов исследования деятельности глаза, при этом в исследованиях используется фотоэлектрический метод, который основан на регистрации инфракрасного света, отраженного от роговицы при движении глазных яблок. Мы можем сделать это благодаря специальному устройству, так называемому айтрекер, который выглядит как очки для чтения (к ним также можно прикрепить солнцезащитные очки).Этот комплект состоит из 4 инфракрасных камер, которые наблюдают за движением ручки оператора, фронтальной камеры, записывающей в HD качестве то, что видит обследуемый, и устройства, активирующего очки и сохраняющего изображение, записанное камерами, на SD-карту.
Затем полученный материал был проанализирован в специальной программе. Определены конкретные элементы? ствол дерева, головка комбайна и земля. Для каждого из видов деятельности (валка и валка древесины, обрезка сучьев и обрезка, скрещивание) зрение оператора и?пути? с которым двигались глаза.Затем полученные данные в числовом виде переносились в электронную таблицу Excel, где они должным образом сортировались, чтобы в дальнейшем их можно было подвергнуть статистическому анализу.
Проанализировано 2460,66 секунд отснятого материала из 10 фильмов, в которых определено примерно 8120 точек фокусировки (фиксации). Есть ли 3 группы действий? переезды, валка и рубка, а также обрезка сучьев и обрезка деревьев. Каждый из них анализировался отдельно для послеаварийных и стандартных древостоев.
Исследования показывают, что оператор харвестера в основном фокусировался на корпусе головы, но не наблюдал за местом спила древесины. Он гораздо меньше был сосредоточен на долге в своей зоне прямо перед головой. Однако время от времени он обращал внимание на место, где хранились полученные ассорти. Можно констатировать, что в стандартных стойках фиксации (кластеры) более длинные.
Из этого следует, что работа над поверхностями после стихийного бедствия более сложна и требует большего внимания к деталям.Показано, что большая продолжительность фиксации наблюдается при работе на стандартных стендах, что, вероятно, связано с меньшей степенью концентрации внимания и согласуется с исследованиями, направленными на определение вариабельности активности глазных яблок наряду с приобретением мастерство в работе. Между сравниваемыми насаждениями выявлены статистически значимые различия как по всем наблюдениям, так и в пределах выбранных мероприятий. Большая продолжительность фиксации при работе на стандартных стендах, вероятно, была связана с меньшей степенью концентрации.
Относительно небольшой процент древесины, заготавливаемой в Польше на машинном уровне, в основном связан с высокими затратами на техническое обслуживание многооперационных машин, относительно более низкими затратами, связанными с ручным трудом, а также моделью селекции и оборудования польского лесного хозяйства, направленной на рассредоточение манипуляционные зоны. Другой проблемой является реконструкция насаждений, сохранение разнообразия видового состава и структуры, внедрение лиственных пород в хвойные монокультуры.Однако наблюдаемая в последнее время тенденция увеличения количества многоцелевых машин в Польше, безусловно, является постоянным явлением.
Камиль Адамски
.
Видеонистагмография (ВНГ), проводимая в Медицинском центре MML в Варшаве, является одним из самых современных и необходимых методов диагностики нарушений лабиринта.
Разработанная в 1989 г. во Франции видеонистагмография является одним из немногих исследований, позволяющих раздельно оценить работу обоих лабиринтов. Для его проведения используются специальные очки, напоминающие лыжные очки, надеваемые пациенту на глаза во время осмотра.Они состоят из корпуса, плотно закрывающего глаза, источников инфракрасных лучей и камеры.
Луч инфракрасного света, направленный к глазу, отражается от него в зависимости от положения глазного яблока, попадая на датчики, размещенные в очках. Камера подключена к компьютеру, оснащенному программным обеспечением, которое позволяет записывать данные и представлять их в виде графиков, которые затем анализирует врач.
Благодаря специфике методики и возможности комплексной оценки вестибулярного аппарата видеонистагмография является одним из основных тестов в диагностике нарушений равновесия и головокружения. Лабиринт регистрирует горизонтальные и вертикальные движения головы и передает эту информацию в соответствующие центры головного мозга, которые передают ее мышцам глазных яблок, что позволяет осуществлять автоматический контроль тонуса этих мышц. При искусственной стимуляции здоровых лабиринтов путем введения в слуховой проход теплой или холодной воды возникает так называемая нистагм. Однако поврежденный лабиринт ограничивает эту реакцию. Кроме того, раздражение лабиринтов во время осмотра вызывает такие симптомы, как головокружение, тошнота, а иногда даже рвота.
Тест ВНГ обычно начинается с наблюдения спонтанного нистагма , т.е. проверяется, нет ли постоянного нистагма без дополнительных раздражителей. Следующие попытки обычно представляют собой тесты положения , в которых проверяется возникновение нистагма в зависимости от положения и положения головы пациента. Важнейшим тестом при ВНГ-тестах является калорический тест , во время которого с помощью воздушного или водного калорифера в наружный слуховой проход в течение нескольких десятков секунд подается теплый или холодный воздух или вода.Это вызывает нистагм и чувство головокружения.
Обследование VNG состоит из различных тестов, необходимых для полной диагностики расстройства лабиринта. Они:
Лабиринт называется внутренним ухом, которое отвечает за чувство слуха и равновесия, реагируя на изменения положения тела. Имеются рецепторы для этих органов чувств, поэтому лабиринт можно описать как орган равновесия и ориентации в пространстве. Находится в каменистой части височной кости.
Различаем костный лабиринт и перепончатый лабиринт внутри него. Содержит структуры, отвечающие не только за сохранение равновесия, но и за правильное восприятие слуховых раздражителей.При полном здоровье в покое импульсация нервных окончаний левого и правого лабиринтов уравновешена. При движении в предсердии создается состояние дисбаланса. Когда дисбаланс вызван реальным раздражителем, результирующие рефлексы нормальны. Однако при одностороннем, частичном или полном повреждении лабиринта в вестибулярной системе возникает дисбаланс, который больной ощущает как движение, но не возникает в результате фактического раздражения. Это похоже на головокружение.
Основные симптомы проблем с лабиринтом включают:
Симптомы заболеваний лабиринта достаточно неспецифичны, что затрудняет правильную диагностику. Первым признаком лабиринтных нарушений является раздражающее головокружение при вставании или наклонах с открытыми и закрытыми глазами.Они также сопровождаются тошнотой, провоцирующей рвоту, нарушением равновесия, заключающимся в подъеме набок, парении над землей, появлении затруднений в поддержании вертикального положения тела.
Проблемы с лабиринтом также связаны с возникновением слуховых ощущений, таких как шум в ушах, писк, шорох или звон. При повреждении лабиринта иногда серьезно нарушаются слух и зрение, что связано с чувством равновесия. Типичным для этих симптомов является нистагм, состоящий из подергивающихся движений глаз и трудности с фокусировкой взгляда на данном объекте.
Лабиринт не следует воспринимать легкомысленно, потому что , если его не лечить, может привести к серьезным осложнениям, таким как: потеря слуха, полная глухота или нарушение равновесия.
К лабиринтным расстройствам, несомненно, относится болезнь Меньера, причиной которой является накопление эндолимфы и повышение ее давления, вызывающее образование так называемых идиоматическое гидроцеле.
Самая легкая болезнь, которая может поразить лабиринт, это Укачивание.Это чаще всего встречается у детей и вызывается ошибочными сигналами, посылаемыми в мозг глазами и лабиринтом.
Гораздо более опасным и тяжелым заболеванием является опухоль мостомозжечкового угла - одна из разновидностей рака предсердно-улиткового нерва. Симптомы больного лабиринта при этом заболевании, в начальной стадии опухоли, сходны с большинством лабиринтных болезней, поэтому так важно быстро реагировать в случае их возникновения.
Другим заболеванием, поражающим лабиринт, является отосклероз.Это заболевание костного лабиринта, вызывающее нарушение слуха. Реконструкция костного лабиринта приводит к ограничению подвижности стремени, что приводит к прогрессирующей кондуктивной тугоухости. Часто в основе отосклероза лежит генетическая предрасположенность.
Напротив, бактерии обычно вызывают лабиринтит при среднем отите. В свою очередь, воспаление преддверно-улиткового нерва, т. е. вирусный лабиринтит, вызывается вирусом, преимущественно герпеса, эпидемического паротита, гриппа, кори, ветряной оспы и опоясывающего лишая.
Заболевания лабиринта могут проявляться и при других состояниях, таких как:
Невозможно сказать, излечим ли поврежденный лабиринт, так как это зависит от типа нарушения и его тяжести. Однако часто лечение заболеваний лабиринта приходится проводить в условиях стационара, где больным внутривенно вводят антибиотики.Также может потребоваться дренирование уха, а в некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.
Тест проводится у пациентов старше 7 лет, поскольку он требует сотрудничества и их сознательного участия.
Видеонистагмография является неинвазивным и безопасным тестом , поэтому противопоказаний к нему не слишком много. Как правило, они связаны с технической стороной исследования.
VNGтрудно проводить у людей, которые слишком часто моргают, что может исключить пациентов, страдающих аллергическим конъюнктивитом.
Отдельные элементы обследования, связанные с наблюдением, не могут проводиться и у слепых. Калориметрический тест также не следует проводить при повреждении барабанной перепонки, так как это может усугубить повреждение.
Заливание воды в уши, проводимое при калорической пробе, также не следует производить при наличии воспалений среднего и наружного уха и при перфорации барабанной перепонки.При этих заболеваниях пробу можно проводить с применением воздушных аппликаторов переменной температуры
Тест VNG является безболезненным тестом. Однако в некоторых испытаниях у пациента может начаться головокружение, и он может испытывать головокружение или легкий дискомфорт. Тест можно прервать в любой момент, а во время теста испытуемый имеет постоянный контакт с врачом и может рассказать о своем недомогании.
VNG не компенсируются Национальным фондом здравоохранения, но их предлагают многочисленные медицинские центры в Варшаве.Лабиринт можно осмотреть с помощью видеонистагмографии по цене от 100 до 250 злотых.
.
Eyetracking — это технология отслеживания взгляда , в которой используется устройство под названием Eyetracker . Используя этот метод, можно определить зрение субъекта на экране и даже пойти дальше и использовать эту систему для управления компьютером с помощью зрения. Этот метод применения неоценим в случае людей с ограниченными возможностями.
В исследовании используются два типа айтрекеров:
Отслеживание взгляда полезно во многих областях применения:
Принцип работы относительно прост. Айтрекер излучает ближний инфракрасный свет, который отражается от глаза и затем фиксируется камерами устройства. Данные обрабатываются с помощью алгоритмов, которые фиксируют детали зрения субъекта и рассчитывают фокусировку глаза на экране.
Почему именно ближний инфракрасный свет? Это источник света, который не отвлекает глаз, так как он невидим для человеческого глаза — он только отражается от его поверхности, что имеет решающее значение для принципа работы айтрекера.Также нет опасности в случае длительного использования устройства, поскольку оно использует только небольшую часть максимально допустимой интенсивности.
Компоненты движения глазного яблока
Есть два понятия, относящиеся к технологии айтрекинга, которые описывают движения глаз, это фиксации и саккады:
Помимо необработанных данных, двумя наиболее популярными способами визуализации данных отслеживания взгляда являются линия обзора и тепловая карта.
Линия взгляда показывает, как взгляд субъекта перемещался по экрану — какие элементы привлекали внимание субъекта, в каком порядке и как долго. Кружки с цифрами обозначают последовательные точки фиксации — в том порядке, в котором они происходили. Размер круга представляет продолжительность фиксации — чем больше круг, тем дольше взгляд был сфокусирован на данной точке.Саккады представлены линиями между последовательными точками фиксации.
Тепловая карта показывает зоны фокусировки глаза на экране путем наложения цветов на изображение. Чем теплее цвет, тем дольше требуется фиксация в данной точке. Тепловая карта не содержит информации о порядке движения глаз по экрану, но наглядно показывает, какие элементы больше всего привлекли внимание пользователя.
Разработка айтрекинга ведется уже более ста лет, и хотя мы уже видим многообещающие результаты исследований и области применения, известно, что у этого метода большое будущее. Использование устройств слежения за взглядом, особенно в сочетании с такими технологиями, как виртуальная или дополненная реальность, открывает перед миром новые возможности и ведет к новым областям исследований . Остается только ждать, затаив дыхание, следующих новостей, касающихся этой нишевой технологии.